Здавалка
Главная | Обратная связь

Заключительная лекция по теме

Созданное Российское государство нуждалось в новой системе организации власти, о чем речь пойдет в следующей лекции.

 

Заключительная лекция по теме

«Образование единого централизованного государства с центром в Москве».

Процесс образования Российского государства имел ряд особенностей:

Феодальная экономическая основа – Москва объединяла русские земли при сохранении феодальной системы хозяйствования, а западно-европейские государства складывались в период генезиса капитализма;

Феодальная социальная основаслужилые люди – в Западной Европе короли опирались на горожан, носителей новых буржуазных отношений. В русских городах посадское население не приобрело еще той силы, на которую могли бы опереться великие князья;

Многонациональность – в Европе складывались мононациональные государства, а в Российское, кроме русских, вошли народы Севера и Поволжья;

Борьба за национальную независимость, достигнутая параллельно с объединением. Дальнейшее существование постоянной внешней угрозы привело к тому, что Московское государство формировалось как «военно-национальное», движущей силой развития которого была постоянная потребность в обороне и безопасности;

Феодальный политический строй восточного типа– московские князья, добивавшиеся самодержавной власти, склонны были подражать в этом правителям Византии или Золотой Орды. Непосредственное влияние на образ государственной власти московских князей оказало монгольское владычество, поскольку в Орде существовал опыт создания централизованной политической власти. Русские князья переняли у монголов прежде всего функции государства, сводившиеся к взиманию дани и налогов, поддержанию порядка и покорности населения, охране безопасности. В этой позиции совсем не оставалось места ответственности властей за общественное благосостояние.

 

Кроме государственных органов управления, титулатуры, т.е. символов власти постепенно формироваласьвеликокняжеская армия,основу которой составлял «двор»- дворяне, обязанные нести военную службу при дворе князя. В случае войны каждый боярин должен был привести свой отряд и выставить столько ратников, сколько «по силе». Дворянские и боярские отряды были в основном конными. Пешее войско – «посоха» - состояло из крестьян, собранных с каждой сохи – новой единицы налогового обложения. Постоянную часть войска представляли «пищальники» - предшественники стрельцов вооруженные огнестрельным оружием. Значительно усилило армию введение «наряда» - артиллерии собственного московского производства. Для обеспечения военно-оборонительных нужд государства собирались специальные налоги деньгами – пищальный, ямской - и население обязывалось выполнять натуральные повинности – строительство дорог, мостов, крепостей, поставка подвод для армии и т.д.

Объединение русских земель в единое государство потребовало создания нового общерусского свода законов. В 1497 г. был принят Судебникпервый свод законов единого государства, в 1-е в истории Руси вводивший судебно – процессуальные нормы, единые для всего государства, а не отдельных земель. В данном судебнике:

- разграничивалась компетенция княжеского и боярского судов;

- определялись нормы и формы наказания за совершенные преступления;

- устанавливалась неприкосновенность земельной собственности князей, бояр и монастырей;

- ограничивались источники холопства, чтобы не сокращать количество налогоплательщиков (холоп не платил «тягла»);

- судебник вводил общее для всех земель правило, регулирующее выход крестьян от своего феодала – в Юрьев день осенний, 26 ноября, а точнее, за неделю до и неделю после него, по завершении полевых работ и уплаты владельцу земли «пожилого» (платы за прожитые годы)

Таким образом, судебник отражал усиление центральной власти, а также интересы государства и крупных землевладельцев. Ограничение права крестьянского перехода стало первым шагом на пути юридического оформления крепостного права в России.

Русская Православная Церковь поддерживала объединительную политику московских великих князей и создавала идеологическое обоснование для возвеличивания их власти. Созданная псковским монахом Филофеемтеория – «Москва – третий Рим», провозглашала будущее могущество России на века: два Рима (Римская империя и Византия) «пали, а четвертому не быти». Со своей стороны, государство законодательно закрепило неприкосновенность церковного и монастырского землевладения и освободило священнослужителей от светского (княжеского) суда. Церковь постепенно становилась богатейшим землевладельцем. Имен-но с вопросом о церковном имуществе и богатствах связаны ожесточенные идейные споры, которые велись внутри РПЦ в 15 – 16 вв. и способствовали возникновению двух течений - иосифлян и сориан (стяжателей и нестяжателей).

Теория нестяжательства зародилась среди монашества заволжских монастырей, ее идеологом стал Нил Сорский. По его мнению, Церковь должна была отказаться от приобретения (стяжания, по церковно – славянски) богатств, а все ее служители должны вести аскетический образ жизни, тем самым давая прихожанам пример духовного очищения.

Теория иосифлян (стяжателей), сторонников игумена Волоколамского монастыря Иосифа Волоцкого, напротив, доказывала необходимость для Церкви земельных владений и занятий монахов сельскохозяйственным трудом.

На церковном соборе 1502 г. Иван III поддержал иосифлян. Церковь сохранила свои владения и продолжала их расширять. Более того, государственная власть помогала РПЦ вести борьбу с религиозными ересями, сторонники которых отходили от устоявшихся веками правил православной службы и традиций. Среди еретиков были расстриженные, то есть монахи, лишенные священного сана, поэтому их называли стригольниками и жидовствующие. За подрыв устоев церкви с еретиками жестоко расправлялись. Инициаторами борьбы с ересями выступили игумен Иосиф Волоцкий и новгородский митрополит Геннадий.

Выводы.

• Во второй половине 15 – первой трети 16 в. завершилось политическое объединение русских земель. Образовалась Россия – крупнейшая держава в Европе. В этот период сложилась основная территория государства;

• русские освободились от золотоордынского ига;

• началось создание центрального и местного государственно – административного аппарата;

• был принят первый общерусский свод законов

Исторические особенности:

• недостаточная социально-экономическая зрелость (сравнительно с рядом государств Западной Европы);

• более чем двухвековое золотоордынское иго и привнесенные на Русь азиатско – деспотические традиции;

• монархические иллюзии народа;

• церковная проповедь христианского смирения и покорности властям – обусловили своеобразие становление российской государственности в форме самодержавия;

• в созданном государстве началось юридическое оформление крепостного права, закреплявшего отношения между владельцами земли и крестьянами;

• образование единого государства имело прогрессивное значение в русской истории, т.к. оно способствовало дальнейшему экономическому и культурному развитию России, укреплению ее международного авторитета и защите национальной безопасности.

 

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.