Здавалка
Главная | Обратная связь

Методические рекомендации по подготовке к занятию



ФИЗИОЛОГИЯ ПИЩЕВАРЕНИЯ,

ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ,

РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ,

ВЫДЕЛЕНИЯ

И ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ

 

Методические разработки и тестовые вопросы

Для самостоятельной работы студентов

 

 

Иваново 2006


Составители: И.Г.Колодина

Н.А.Лучинина

Т.А Блохина

А.Н.Булыгин

Е.К.Голубева

Л.С.Горожанин

С.Б.Назаров

О.А.Пахрова

С.О.Тимошенко

Настоящие методические разработки предназначены для подготовки и организации самостоятельной работы студентов на занятиях по нормальной физиологии. В разработках содержится необходимая информация для успешного освоения тем по разделу «Физиология пищеварения, обмена веществ, рационального питания, терморегуляции и выделения», описание методики практических лабораторных работ, тестовые вопросы и эталоны ответов, предназначенные для контроля степени усвоения материала.

Разработки подготовлены для студентов 2 курса лечебного и педиатрического факультетов, изучающих нормальную физиологию.

 

 

Рецензент Г.Н.Кашманова,кандидат медицинских наук, доцент кафедры патофизиологии ИвГМА

 

© Ивановская государственная медицинская академия, 2006

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ФУНКЦИЙ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ
СИСТЕМЫ. ПИЩЕВАРЕНИЕ В ПОЛОСТИ РТА И ЖЕЛУДКЕ

1. Цель изучения темы - уметь объяснить:

1. Сущность основных методов экспериментального и клинического изучения функций системы пищеварения (их преимущества и недостатки).

2. Роль процессов, происходящих в полости рта, для пищеварения.

3. Особенности состава и действия желудочного сока, в том числе при различных пищевых режимах.

4. Механизмы регуляции секреции слюны и желудочного сока.

5. Механизмы эвакуации пищи из желудка.

6. Возрастные особенности пищеварения в полости рта и желудке.

Значение темы

Изучаемый материал дает представление о физиологических механизмах пищеварения в ротовой полости и желудке, что является основой для профилактики, диагностики и лечения заболеваний органов пищеварения, которые занимают важное место в структуре заболеваемости населения. Знание особенностей секреторной функции желудка у здорового человека с учетом его возраста необходимо для организации правильного режима питания взрослого и ребенка, назначения столов диетического и лечебного питания, а также для дальнейшего изучения соответствующих разделов в курсах патофизиологии, общей гигиены, терапии, хирургии, педиатрии и других клинических дисциплин.

План занятия

1. Устный опрос по теме занятия.

2. Тестовый контроль знаний.

3. Анализ и зарисовка кривых отделения желудочного сока при употреблении в пищу мяса, хлеба и молока.

4. Знакомство с методом электрогастрографии. Анализ ЭГГ.

5. Знакомство с методом рН-метрии желудка и пищевода.

6. Знакомство с методом фракционного исследования желудочного сока с помощью тонкого зонда.

7. Знакомство с методом фракционного дуоденального зондирования.

8. Решение ситуационных задач.

Литература для самоподготовки

A. Основная

1. Физиология человека / Под ред. Г.И.Косицкого.- М.: Медицина, 1985.- C.325–353.

2. Физиология плода и детей / Под ред. В.Д.Глебовского.- М.: Медицина, 1988.- C.94-97.

3. Практикум по нормальной физиологии / Под ред. Н.А.Агаджаняна, А.В.Короткова.- М.: Высшая школа, 1983.- С.116-124, 128-129.

4. Руководство к практическим занятиям по физиологии / Под ред. Г.И.Косицкого, В.А.Полянцева.- М.: Медицина, 1988.- С.207.

5. Коробков А.В., Чеснокова C.А. Атлас по нормальной физиологии.- М.: Медицина, 1986.- C.101-114.

B. Дополнительная

1. Основы физиологии человека / Под ред. Б.И.Ткаченко.- СПб., 1994.- Т.1.- С.380–409.

2. Физиология человека / Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько.- М.: Медицина, 1997.- Т.2.- С.8–52.

3. Физиология человека / Под ред. В.М.Смирнова.- М.: Медицина, 2001.- С.350–370.

 

Время для самоподготовки – 180 минут

Методические рекомендации по подготовке к занятию

Чтобы быстрее и эффективнее овладеть темой, вначале следует познакомиться с материалами учебника, а затем с конспектами лекций по данному разделу. Обратите внимание на роль И.П.Павлова в исследовании физиологии пищеварения, на разработку им и его сотрудниками методик исследования функций пищеварительного тракта в условиях эксперимента. Разберитесь в методах клинического исследования секреторной и моторной функций желудочно-кишечного тракта. Проанализируйте состав и свойства пищеварительных секретов слюнных желез и желез желудка. Внимательно рассмотрите фазы желудочной секреции и механизмы ее нервной и гуморальной регуляции, их тесную взаимосвязь. Обратите внимание на адаптивные возможности желудочной секреции. Проведите анализ желудочной секреции при употреблении в пищу мяса, хлеба и молока (на основании кривых, представленных в учебнике и рассматриваемых на лекции). Изучите факторы, влияющие на эвакуацию содержимого желудка в 12-перстную кишку.

При подготовке к занятию необходимо повторить:

· строение пищеварительной системы (нормальная анатомия, гистология);

· свойства ферментов пищеварительного сока слюнных желез и желудка (биохимия);

· физиологические особенности гладких мышц (нормальная физиология);

· основные принципы регуляции функций (нормальная физиология);

· физиологию вегетативной нервной системы (нормальная физиология).

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.