Методические рекомендации по подготовке к занятиюСтр 1 из 34Следующая ⇒
ФИЗИОЛОГИЯ ПИЩЕВАРЕНИЯ, ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ, РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ, ВЫДЕЛЕНИЯ И ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ
Методические разработки и тестовые вопросы Для самостоятельной работы студентов
Иваново 2006 Составители: И.Г.Колодина Н.А.Лучинина Т.А Блохина А.Н.Булыгин Е.К.Голубева Л.С.Горожанин С.Б.Назаров О.А.Пахрова С.О.Тимошенко Настоящие методические разработки предназначены для подготовки и организации самостоятельной работы студентов на занятиях по нормальной физиологии. В разработках содержится необходимая информация для успешного освоения тем по разделу «Физиология пищеварения, обмена веществ, рационального питания, терморегуляции и выделения», описание методики практических лабораторных работ, тестовые вопросы и эталоны ответов, предназначенные для контроля степени усвоения материала. Разработки подготовлены для студентов 2 курса лечебного и педиатрического факультетов, изучающих нормальную физиологию.
Рецензент Г.Н.Кашманова,кандидат медицинских наук, доцент кафедры патофизиологии ИвГМА
© Ивановская государственная медицинская академия, 2006 МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ФУНКЦИЙ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ 1. Цель изучения темы - уметь объяснить: 1. Сущность основных методов экспериментального и клинического изучения функций системы пищеварения (их преимущества и недостатки). 2. Роль процессов, происходящих в полости рта, для пищеварения. 3. Особенности состава и действия желудочного сока, в том числе при различных пищевых режимах. 4. Механизмы регуляции секреции слюны и желудочного сока. 5. Механизмы эвакуации пищи из желудка. 6. Возрастные особенности пищеварения в полости рта и желудке. Значение темы Изучаемый материал дает представление о физиологических механизмах пищеварения в ротовой полости и желудке, что является основой для профилактики, диагностики и лечения заболеваний органов пищеварения, которые занимают важное место в структуре заболеваемости населения. Знание особенностей секреторной функции желудка у здорового человека с учетом его возраста необходимо для организации правильного режима питания взрослого и ребенка, назначения столов диетического и лечебного питания, а также для дальнейшего изучения соответствующих разделов в курсах патофизиологии, общей гигиены, терапии, хирургии, педиатрии и других клинических дисциплин. План занятия 1. Устный опрос по теме занятия. 2. Тестовый контроль знаний. 3. Анализ и зарисовка кривых отделения желудочного сока при употреблении в пищу мяса, хлеба и молока. 4. Знакомство с методом электрогастрографии. Анализ ЭГГ. 5. Знакомство с методом рН-метрии желудка и пищевода. 6. Знакомство с методом фракционного исследования желудочного сока с помощью тонкого зонда. 7. Знакомство с методом фракционного дуоденального зондирования. 8. Решение ситуационных задач. Литература для самоподготовки A. Основная 1. Физиология человека / Под ред. Г.И.Косицкого.- М.: Медицина, 1985.- C.325–353. 2. Физиология плода и детей / Под ред. В.Д.Глебовского.- М.: Медицина, 1988.- C.94-97. 3. Практикум по нормальной физиологии / Под ред. Н.А.Агаджаняна, А.В.Короткова.- М.: Высшая школа, 1983.- С.116-124, 128-129. 4. Руководство к практическим занятиям по физиологии / Под ред. Г.И.Косицкого, В.А.Полянцева.- М.: Медицина, 1988.- С.207. 5. Коробков А.В., Чеснокова C.А. Атлас по нормальной физиологии.- М.: Медицина, 1986.- C.101-114. B. Дополнительная 1. Основы физиологии человека / Под ред. Б.И.Ткаченко.- СПб., 1994.- Т.1.- С.380–409. 2. Физиология человека / Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько.- М.: Медицина, 1997.- Т.2.- С.8–52. 3. Физиология человека / Под ред. В.М.Смирнова.- М.: Медицина, 2001.- С.350–370.
Время для самоподготовки – 180 минут Методические рекомендации по подготовке к занятию Чтобы быстрее и эффективнее овладеть темой, вначале следует познакомиться с материалами учебника, а затем с конспектами лекций по данному разделу. Обратите внимание на роль И.П.Павлова в исследовании физиологии пищеварения, на разработку им и его сотрудниками методик исследования функций пищеварительного тракта в условиях эксперимента. Разберитесь в методах клинического исследования секреторной и моторной функций желудочно-кишечного тракта. Проанализируйте состав и свойства пищеварительных секретов слюнных желез и желез желудка. Внимательно рассмотрите фазы желудочной секреции и механизмы ее нервной и гуморальной регуляции, их тесную взаимосвязь. Обратите внимание на адаптивные возможности желудочной секреции. Проведите анализ желудочной секреции при употреблении в пищу мяса, хлеба и молока (на основании кривых, представленных в учебнике и рассматриваемых на лекции). Изучите факторы, влияющие на эвакуацию содержимого желудка в 12-перстную кишку. При подготовке к занятию необходимо повторить: · строение пищеварительной системы (нормальная анатомия, гистология); · свойства ферментов пищеварительного сока слюнных желез и желудка (биохимия); · физиологические особенности гладких мышц (нормальная физиология); · основные принципы регуляции функций (нормальная физиология); · физиологию вегетативной нервной системы (нормальная физиология).
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|