Здавалка
Главная | Обратная связь

Дополнительный блок информации. Возрастные особенности пищеварения в желудке.



У новорожденных слюнные железы выделяют мало слюны, с 4-6 месяцев секреция значительно усиливается. Во время сосания слюна обеспечивает герметичный контакт с грудью матери, что делает сосание более эффективным. Слюне принадлежит важная роль в подготовке молока к перевариванию в желудке (молоко образует в смеси со слюной более рыхлый сгусток). Активность a-амилазы слюны низкая, высокая активность липазы слюны реализуется в желудке.

Желудочный сок имеет низкую кислотность, низкую активность пепсина. Первые два месяца жизни ребенка главную роль в расщеплении белков играет фетальный пепсин, обладающий свойством створаживать молоко. В этом возрасте большую роль играет липаза желудочного сока, которая хорошо расщепляет жиры молока, так как они находятся в эмульгированном состоянии. Углеводы молока в желудке ребенка не расщепляются. Активность всех ферментов желудочного сока достигает нормы взрослых в 14-15 лет.

В процессе старения в органах желудочно-кишечного тракта нарастают атрофические изменения эпителия. Происходит ослабление условно- и безусловно-рефлекторного слюноотделения, что вместе с ухудшением механической обработки пищи в ротовой полости создает неблагоприятные условия для ее переваривания. Снижается желудочная секреция и моторная функция желудка. В слизистой оболочке уменьшается количество обкладочных клеток. Часто возникают гипоацидные состояния. Ослабляются рефлекторные влияния на желудочную секрецию.

 


ПИЩЕВАРЕНИЕ В ТОНКОМ И ТОЛСТОМ КИШЕЧНИКЕ.
МОТОРНАЯ ФУНКЦИЯ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОГО ТРАКТА

1. Цель изучения темы – уметь объяснить:

1. Особенности секреторной, переваривающей, всасывательной и моторной функций тонкого и толстого кишечника.

2. Роль поджелудочной железы и печени в пищеварении.

3. Состав и свойства панкреатического сока, желчи и кишечного секрета.

4. Механизмы регуляции панкреатической, кишечной секреции, образования желчи и ее выделения в двенадцатиперстную кишку.

5. Отличительные особенности полостного и пристеночного пищеварения.

6. Механизмы всасывания различных веществ в тонком кишечнике.

7. Особенности моторной функции пищеварительного тракта в различных его отделах, механизмы ее регуляции.

Значение темы

Изучаемый материал дает представление о роли кишечника в пищеварительной системе организма. Глубокое понимание механизмов функционирования системы пищеварения у здорового человека является основой для клинической практики и профилактики заболеваний кишечного тракта. Нормальная деятельность пищеварительной системы обеспечивает устойчивый состав внутренней среды и поддерживает обмен веществ на оптимальном уровне, что является важным условием здоровья. Знание темы необходимо для решения вопросов по организации правильного режима питания взрослого и ребенка, назначения столов диетического и лечебного питания, дальнейшего изучения патофизиологии системы пищеварения, физиологии рационального питания, соответствующих разделов клинических дисциплин.

План занятия

1. Устный опрос по теме занятия.

2. Тестовый контроль знаний.

3. Овладение методикой оценки моторной функции кишечника методом аускультации.

4. Определение влияния физической нагрузки на перистальтику кишечника.

5. Наблюдение моторики кишечника in vivo и в условиях изоляции отрезка тонкой кишки.

6. Изучение влияния раствора адреналина и вытяжки табака на моторную функцию отрезка тонкой кишки in vitro.

4. Литература для самоподготовки:

A. Основная

1. Физиология человека / Под ред. Г.И.Косицкого.- М.: Медицина, 1985.- C.354–374.

2. Физиология плода и детей / Под ред. В.Д.Глебовского.- М.: Медицина, 1988.- C.97-101.

3. Коробков А.В., Чеснокова C.А. Атлас по нормальной физиологии.- М.: Медицина, 1986.- C.115-130.

B. Дополнительная

1. Основы физиологии человека / Под ред. Б.И.Ткаченко.- СПб., 1994.- Т.1.- С.309–446.

2. Физиология человека / Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько.- М.: Медицина, 1997.- Т.2.- С.52–93.

3. Физиология человека / Под ред. В.М.Смирнова.- М.: Медицина, 2001.- С.370–397.

 

Время для самоподготовки – 180 мин.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.