Здавалка
Главная | Обратная связь

Дополнительный блок информации. Возрастные особенности мочеобразования и мочеиспускания.



У новорожденного ребенка в несколько раз ниже почечный плазмоток и гломерулярная фильтрация, которые достигают уровня взрослого человека к концу первого - началу второго года жизни.

Почки новорожденного не способны продуцировать гипертоничную по отношению к плазме крови мочу. Лишь к концу первого года осмотическое давление мочи приближается к уровню взрослых. В основе низкой концентрирующей способности почек новорожденных лежит незрелость поворотно-противоточной системы, низкая чувствительность канальцевого аппарата к АДГ и альдостерону. Высокая степень утилизации белков определяет невысокую концентрацию мочевины в крови и моче, а также в мозговом слое почки.

Эффективность почек в регуляции кислотно-щелочного равновесия у новорожденных невелика: аммиак и особенно ионы водорода секретируются эпителием канальцев медленнее и в меньшем количестве, чем у взрослых.

Основные процессы мочеобразования достигают уровня взрослого человека к началу второго года жизни.

Частота мочеиспусканий у новорожденного 20-25 в сутки, с возрастом постепенно уменьшается. Условнорефлекторная регуляция мочеиспускания формируется к концу 1-го года. По мере созревания центральных нервных регуляторных механизмов и воспитания формируется условнорефлекторная регуляция мочеиспускания. Условный рефлекс закрепляется к двум годам. Мочеиспускание становится произвольно управляемым.

В пожилом возрасте происходит снижение почечного плазмотока, клубочковой фильтрации, реабсорбции воды, канальцевой секреции. Снижается способность к осмотическому концентрированию мочи. В результате склеротических изменений идет постепенная инволюция клубочков.

Снижается растяжимость стенки мочевого пузыря и мочевыводящих путей, что приводит к учащению позывов на мочеиспускание и понижению эвакуаторной функции. Ослабление сфинктеров мочевого пузыря и мочеиспускательного канала может приводить к недержанию мочи.

 

ФИЗИОЛОГИЯ ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ

1. Цель изучения темы - уметь объяснить:

1. Сущность химической и физической терморегуляции.

2. Основные физиологические процессы, обеспечивающие поддержание постоянства температуры тела.

3. Нервно-гуморальные и поведенческие механизмы поддержания постоянства температуры тела.

4. Возрастные особенности терморегуляции.

Значение темы

Теплокровие является важнейшим условием для нормального протекания метаболических процессов. Изучаемый материал дает представление об особенностях механизмов терморегуляции в условиях действия на организм высоких и низких температур окружающей среды (природной, производственной или бытовой), позволяет разрабатывать научно-обоснованные рекомендации по закаливанию и использованию тепловых процедур в лечебно-профилактических целях. Определение температуры тела является важным, широко используемым диагностическим методом оценки состояния здоровья человека.

План занятия

1. Устный опрос по теме занятия.

2. Тестовый контроль знаний.

3. Оценка потоотделения после физической нагрузки.

4. Оценка влияния физической нагрузки на температуру тела.

Литература для самоподготовки

A. Основная

1. Физиология человека / Под ред. Г.И.Косицкого.- М.: Медицина, 1985.- C.396-403.

2. Физиология плода и детей / Под ред. В.Д.Глебовского.- М.: Медицина, 1988.- C.119-126.

3. Коробков А.В., Чеснокова C.А. Атлас по нормальной физиологии.- М.: Медицина, 1986.- C.158-169.

B. Дополнительная

1. Основы физиологии человека / Под ред. Б.И.Ткаченко.- СПб., 1994.- Т.1.- С.480-492.

2. Физиология человека / Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько.- М.: Медицина, 1997.- Т.2.- С.130-140.

3. Физиология человека / Под ред. В.М.Смирнова.- М.: Медицина, 2001.- С.422-430.

 

Время для самоподготовки – 90 мин.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.