Здавалка
Главная | Обратная связь

Этнические изменения



 

Политические изменения, о которых говорилось выше, почти всегда сопровождались частичной, а иногда - почти полной сменой этнического состава региона. Автором (Г.Исаченко, 1995) было предложено выделять большие этнические смены - переселения этнических групп численностью в десятки и сотни тысяч человек, и малые этнические смены, когда переселенческие потоки охватывают не более десяти тысяч человек. Наряду с периодами смен, в регионе наблюдались периоды этнической стабильности длительностью до 100 лет.

Рассмотрим этническую динамику территории, придерживаясь хронологического порядка и останавливаясь подробнее на больших сменах. Вначале обозначим этнический фон территории к началу 16 в. Самый богатый источник по населению и хозяйству региона - Новгородские писцовые книги (НПК), в частности книги Водской пятины - не содержат прямых сведений о национальной принадлежности жителей. Некоторые выводы можно сделать на основании анализа имен и фамилий, однако нужно учитывать, что многие упоминаемые в НПК имена представителей прибалтийско-финских народов являются русифицированными. Это свидетельствует о начавшейся задолго до 16 в. ассимиляции русскими ижоры и води. Однако, по мнению ряда исследователей, численность русских в регионе в 1500 г. еще значительно уступала финскому населению (Прибалтийско-финские..., 1995). Почти отсутствовало русское население в принадлежавшей Швеции западной части Карельского перешейка. Большинство жителей составляли здесь карелы, а также переселившиеся из Внутренней Финляндии финны - хяме и суоми; все они были обращены в католичество.

Численность шведов в западной части перешейка в начале 16 в., по-видимому, не превышала нескольких тысяч человек; как правило, это были представители администрации и военные, жившие в крупных населенных пунктах, в основном в Выборге.

Восточная часть Карельского перешейка, в начале 16 в. принадлежавшая Московской Руси, была населена преимущественно карелами, исповедовавшими православие; на втором месте по численности были русские. Здесь размещались три погоста Корельского уезда, составлявшие так называемую Переднюю Корелу: Городенский (с центром в Кореле), Михайловский Сакульский (центр - ныне пос. Громово) и Васильевский Ровдужский (центр - ныне пос. Сосново).

На территории к югу от рр. Сестра и Кожица к началу 16 в. жили ижора, водь, немного карел и русские; при этом ни одна из этнических групп не образовывала компактных ареалов. Водские деревни преобладали на крайнем западе региона: на Кургальском полуострове, по нижней Луге, в районе Котлов и южнее Копорского залива. Ижора расселялась более широко - от Кургальского полуострова до бассейна Тосны; наиболее густо чисто ижорские поселения были сосредоточены на Сойкинском полуострове и территории современного Ломоносовского района. Ижорские деревни тяготели к побережью залива, поскольку рыболовство было одним из основных занятий.

Среди районов с явным преобладанием русских выделялись Ижорская возвышенность и левобережье Волхова. Считается, что суффиксы на -ица (-ицы), распространенные в названиях деревень Ижорской возвышенности (Бегуницы, Голубовицы и др.), приурочены к землям наиболее древнего славянского заселения (Никонов, 1962). Однако и в названных двух районах можно встретить немало топонимов прибалтийско-финского происхождения: например, деревни Кемполово и Муттолово на Ижорском плато; Горгала и Сандела в Южном Приладожье и др.

Первая большая этническая смена охватила почти весь рассматриваемый регион, начиная с конца 16 в., и продолжалась не менее 100 лет. Миграции народов были связаны с усилением шведской экспансии и изменением государственных границ. В целом это была замена карельского, русского и ижорского православного населения на финское, исповедовавшее лютеранство. Однако последствия этнической смены далеко перешагнули религиозные рамки.

Бегство карельского (в меньшей части русского) населения началось еще в ходе вторжений шведов с 1580 г., а также при кратковременном (1583-1597 гг.) занятии шведами востока Карельского перешейка, Северного Приладожья и запада Ижорской земли. Известно, что переселялись целыми деревнями и сельскими общинами. После Столбовского мира (1617 г.) в результате переговоров было достигнуто согласие шведской стороны на постоянное проживание ранее перешедших карел на территории Московского государства. Московское правительство не только выплатило Швеции солидный выкуп из казны (190 тыс. рублей серебром), но и установило льготы всем переселенцам-карелам : в частности, они сами выбирали участки для поселения и на 10 лет освобождались от всяких повинностей (Прибалтийско-финские...,1995).

После 1617 г. переселение карел, ижор и представителей других народов с территории, отошедшей к Швеции, приобрело массовый характер. Своего апогея оно достигло во время русско-шведской войны 1656-1658 гг. Есть точка зрения, что тогда из Кексгольмского лена ушло в Россию почти все местное население (Громов и др., 1963). По другим источникам, после окончания войны большая часть беженцев (в том числе православные) вернулась. Известно также, что часть православного населения была насильственно уведена русскими войсками при их отступлении в 1658 г.

Среди основных причин исхода православного населения указывают экономические (хотя шведские власти сохранили прежние нормы обложения, и единицы обложения - обжи), в меньшей степени - религиозное и языковое притеснение. Шведы заставляли православных ижор, карелов, водь и русских наряду со своими обычными церковными податями платить второй церковный налог на содержание лютеранских церквей и духовенства (Forström, 1890). До 1620-х гг. церковная политика Швеции по отношению к православным носила сдержанный характер, поскольку из-за польской войны приходилось сохранять мир на восточной границе. После окончания войны в 1629 г. отношение изменилось: при официальном лозунге "православный христианин может свободно ходить в лютеранскую церковь" церковь православного меньшинства считалась русской, а ее прихожане - агентами чужого государства (Прибалтийско-финские..., 1995).

Полных достоверных данных о количестве православных жителей, покинувших отошедшие к Швеции земли в конце 16 и в 17 вв., не существует. Оценки численности переселенцев, данные разными исследователями, существенно отличаются. Так, Д.В.Бубрих (1947) отмечает, что в 1627-1635 гг. зарегистрировано 1530 семей переселенцев-карел в Россию, а в 1656-1675 гг. - 4167 семей, всего около 6000 семей, что составляет около 30 000 чел. Надо учесть, что сюда входят также переселенцы из Северного и Северо-Восточного Приладожья, нами не рассматриваемых.

Уезды Ингерманландии (Ореховецкий, Копорский, Ямский и Ивангородский) потеряли в войну 1656-1658 гг. около 23 000 чел., а всего - по крайней мере, 28 000 чел. (Прибалтийско-финские...,1995). Общая численность переселившихся в Россию в этот период карел, ижорцев, води и русских по разным источникам оценивается не менее чем в 50 000 чел.

Переселение шло вглубь России, в особенности в Тверские земли, а также в Олонецкий край и Прибеломорье, на север и северо-восток Псковской земли (Кулаков, Манаков, 1994; А.Г.Исаченко, 1995). На востоке и северо-востоке Тверского края карельские переселенцы дали начало новой этнической общности - тверским карелам, численность которых на рубеже 19 и 20 вв. превышала численность беломорских карел (Прибалтийско-финские..., 1995).

В результате длительных военных действий, исхода православного населения и других причин в Кексгольмском лене и Ингерманландии опустело огромное количество деревень и пришло в упадок сельское хозяйство; об этом речь пойдет в следующих главах. Шведские власти в 1620-х гг. решили заселить "освободившиеся" земли колонистами из Северной Германии. Попытка оказалась неудачной: через некоторое время немецкие крестьяне и дворяне стали возвращаться на родину из-за сурового климата и бедности почв. Видимо, по той же причине не удались и попытки привлечь немецких эмигрантов из Голландии, а также шведских крестьян. К 1650 г. в Ингерманландии жили только 24 немецкие семьи (Kurs, 1994).

В дальнейшем проблема восстановления феодального землевладения и крестьянского населения на вновь присоединенных землях стала решаться шведским правительством путем земельных раздач. Это облегчалось тем, что в Кексгольмском лене и Ингерманландии прежних собственников земли почти не осталось. Не санкционированное официально переселение (фактически бегство) финляндских крестьян (в основном жителей запада Карельского перешейка) началось еще в 16 в., когда регион находился то под юрисдикцией России (до 1583 г. и после 1595 г.), то под шведской короной (1583-1595 гг.). Вначале шведское правительство, опасаясь лишиться уже имевшихся у него подданных, запретило переселение крестьян с территории Финляндии (Ингерманландская..., 1990).

"Организованное" переселение финляндского крестьянства на вновь присоединенные к Швеции земли началось в первые десятилетия после заключения Столбовского мира. Земли Ингерманландии и Кексгольмского лена тогда же раздавались новым хозяевам - в основном мелким и средним феодалам шведского и прибалтийско-немецкого происхождения (Эстляндия и Лифляндия в 17 в. находились под властью Швеции). Некоторые исследователи (Аграрная..., 1989) предполагают, что Ингерманландия и восток Карельского перешейка привлекали переселенцев прежде всего отсутствием воинской повинности. Однако не будем забывать и о существовании здесь более благоприятных условий ведения сельского хозяйства, в особенности в сравнении с Внутренней Финляндией, целиком лежащей в пределах Балтийского кристаллического щита. В первые годы переселенцы получали также некоторые налоговые льготы, хотя очень скоро их срок истекал, и тяжесть налогового бремени становилась сопоставимой с существовавшей на территории Шведской Финляндии.

Порядок численности переселенцев из Финляндии определяется в 100 тыс.чел. (включая тех, кто осваивал земли Северного Приладожья), в том числе 45 тыс. - в Ингерманландию (Tuuli, 1988). Таким образом, территория в результате данной этнической смены приобрела не меньше населения, чем потеряла.

Доля финского населения (точнее, населения лютеранского вероисповедания: это были и финны, и карелы) в общей численности жителей Ингерманландии в 17 в. неуклонно возрастала, о чем свидетельствуют следующие цифры (Прибалтийско-финские...,1995):

 

Год
% 7,7 35,0 39,3 41,6 41,1 53,2 55,6 59,9 61,5 71,7-73,8

 

В конце 17 в. концентрация переселенцев из Финляндии была наибольшей в Нотебургском (Ореховском) уезде: до 86 %, по другим данным - до 92,5 % всего населения. Наименьший процент лютеран (46,7 %) отмечался в Западной Ингрии (Ивангородский уезд), где преобладали ижора и водь (Kurs, 1994). К концу 17 в. численность православных жителей края не превышала 20 тыс. чел. (Ордин, 1889).

Переселенцы из Финляндии на Ижорскую землю в 16-17 вв. положили начало новой этнической общности - ингерманландским финнам. Последние уже на ранней стадии подразделялись на две основные группы: эвремейсы (äyrämöiset) и саваки (savakot). Кроме того, в северо-западной Ингерманландии проживала небольшая финская общность лютеран Нарвузи. Происхождение эвремейсов обычно связывается (в том числе и по самоназванию) с большим приходом на западе Карельского перешейка - Эйряпя (Äyräpää), из которого в 17 в. в Ингерманландию переселилось больше людей, чем из любых других районов Финляндии (Прибалтийско-финские...,1995). Так, по данным шведских поземельных книг 1618-1623 гг., 2/3 вновь переселившихся в Копорский и Ивангородский уезды были выходцами из прихода Эйряпя (Kurs, 1994). Эту точку зрения поддерживают и данные языкознания.

Корни саваков до последнего времени искали в пределах Саво (Внутренняя Финляндия), и самоназвание, казалось бы, свидетельствует об этом. Тем не менее, вопрос не столь ясен. Один из контраргументов - диалект саваков: он вовсе не является чистым наречием саво, а скорее напоминает речь лютеран - жителей восточной части Карельского перешейка, в частности, приходов Саккола и Пюхяярви. Второе возражение: доля жителей Саво среди переселенцев никогда не была преобладающей (в лучшем случае чуть более 30 %). Поэтому трудно объяснить, как из одних жителей Саво могла образоваться наиболее крупная группа ингерманландских финнов: в середине 19 в. саваки составляли около 60 % всего финского населения региона. Не исключено, что эвремейсы в Ингерманландии и на Карельском перешейке стали называть саваками всех переселенцев из иных мест, и это название последними было воспринято.

С большой этнической смены 16-17 вв. ведет начало этнокультурное сходство населения востока Карельского перешейка (а также Северного Приладожья) с жителями его западной части. Однако при определении этнической принадлежности основного населения Выборгской Карелии (до присоединения ее к СССР в 1940 г.) возникают трудности. П.Кеппен в середине 19 в. относил абсолютное большинство жителей Выборгской губернии к карелам. Карелами назывались все лютеране - жители бывшей Выборгской губернии, по официальной финляндской терминологии. Однако это скорее этнографическое, а не этническое наименование. Учтем, что весомый вклад в формирование населения перешейка, кроме корелы, внесли выходцы из Внутренней и Западной Финляндии - бывшие племена хяме и суоми. Они, как уже говорилось, привнесли этнокультурные традиции западного образца. Кроме того, язык основного населения Выборгской Карелии к началу 20 в. лишь на диалектном уровне отличался от финского литературного языка, который складывался с 16 в. Наконец, в русском обиходе все лютеранское население Выборгской губернии всегда называли финнами - но не карелами. Термин "финское население" используется и в финляндской научной литературе для обозначения переселенцев в Ингерманландию (в том числе с запада Карельского перешейка) в 16-17 вв. Здесь и далее, во избежание путаницы, будет употребляться название карельские финны для населения Выборгской Карелии в период с начала 17 в. по 1940 г. Упреждая возможные возражения, автор признает некоторую условность этого термина.

Топонимика Выборгской Карелии в 17 в. стала почти полностью финской, причем нередко финские топонимы калькировали прежние русские и карельские названия. Например, Святое озеро стало Пюхяярви (совр. Отрадное), оз. Сванское - Суванто (Суходольское) и т.д. В несколько меньшей степени финнизация топонимики коснулась Ингерманландии - как района более обжитого, где сохранялась значительная доля ижорского, водского и русского населения.

Вторая большая этническая смена связана с переходом в начале 18 в. всей территории под власть России и основанием Санкт-Петербурга: в регионе начался абсолютный и относительный рост русского населения.

Еще до окончания Северной войны, в связи с необходимостью строительства новой столицы, пригородных резиденций, заводов, Ладожских каналов и т.д. в Ингерманландию и Южное Приладожье стали переселять жителей внутренних российских губерний. Это были крестьяне, принадлежавшие членам царской семьи и сподвижникам Петра I, получившим обширные имения - в основном к югу и юго-западу от Петербурга. Переселяли также мастеровых из русских дворцовых волостей (например, плотников - по одному от каждых 27 дворов). Нужно отметить и некоторую (не самую большую) долю в потоке переселенцев потомков тех ижорцев, води и русских, которые покинули родные места в период владычества Швеции. В течение 1715-1726 гг. было переселено более 4000 крестьянских дворов, то есть не менее 20 тыс. человек. Переселенцы получали различные льготы (в том числе пахотную землю и сенокосы) и освобождались на год от платежа оброка (Пушкарев, 1845).

В 1748 г. землевладельцам было предоставлено право брать в собственность предназначенные для новоселов земли, если они заселят эти земли русскими крестьянами и таким образом увеличат количество русского населения. Уже в 1732 г. в Ореховском, Копорском и Ямском уездах русские составляли 26,6 %: из них только 9,6 % жили на этой территории в "допетровский" период. Доля финнов тогда же была 37,6 %, ижоры - 24 %. Предполагают, что на исходе 18 в. количество русских в Ингерманландии сравнялось с количеством представителей прибалтийско-финских народов (Прибалтийско-финские..., 1995).

После взятия Выборга и Кексгольма в 1710 г. в Выборгской губернии, особенно в ее восточной части (принадлежавшей России до 1609 г.), поселилось немало русских крестьян и горожан. Кексгольм в 18 в. был в значительной степени заселен русскими, причем немалую часть населения составлял военный гарнизон (Громов и др., 1963). Однако поток русских переселенцев в Выборгскую Карелию был на порядок меньше, чем количество переселившихся в Ингерманландию; поэтому на севере Карельского перешейка еще два с половиной столетия преобладали карельские финны.

С 18 в. началась активная ассимиляция прибалтийско-финских народов, причем по уменьшению степени ассимиляции выстраивается следующий ряд: водь (ассимилировалась ижорой, ингерманландскими финнами, русскими) - ижора (ассимилировалась до 19 в. в основном финнами, в 20 в. шло активное обрусение ижорцев) - ингерманландские финны (подвергались ассимиляции русскими). Диалекты ингерманландских финнов - эвремейсов и саваков - приобретают много славянизмов и все более обособляются от языка их предков - финляндских переселенцев 16- 17 вв. В русском разговорном языке для финнов-ингерманландцев появляются названия чухонцы и маймисты; первое из них сохранилось до наших дней.

В течение 18 в. в Ингерманландии сложилась довольно пестрая картина расселения балто-финских этнических групп (финнов-эвремейсов, финнов-саваков, ижорцев, води) и русских - "старожилов" и переселенцев. Во второй половине столетия этническую пестроту региона усилили немцы. Первые немецкие колонии в Петербургской губ. появились почти сразу же вслед за постановлениями 1762 и 1763 гг. о приглашении иностранных колонистов. Кроме того, небольшое количество прибалтийских немцев, владевших имениями, в Ингерманландии сохранилось со шведского периода.

В конце 18 в. основаны колонии Ново-Саратовская (правый берег Невы), Средне-Рогатская (ныне Московский район С.-Петербурга), Ижорская, три колонии вблизи Ямбурга ("франкфурская", "порховская" и "луцкая") и др. (Ижорская земля..., 1994). Переселения немцев продолжались вплоть до середины 19 в. Всего в Ингерманландии образовалось 17 немецких колоний (Прибалтийско-финские..., 1995). Часть этих населенных пунктов сохранилась до наших дней; многие вошли в черту Петербурга. Топонимически они обычно выделяются по слову "колония": Верхняя и Нижняя Колонии южнее Стрельны, Петергофская Колония, Кронштадтская Колония западнее Ломоносова и т.д. В середине 19 в. в Петербургской губ. проживало 4 тыс. колонистов; всего же немцев в губернии (вне Петербурга) было 12 тыс. чел. (Köppen, 1867).

Последняя треть 18 в. и весь 19 в. в регионе отличаются относительной стабилизацией этнического состава населения[5]; преобладают малые этнические смены. Среди последних можно назвать переселение русских в города Старой Финляндии, в особенности на Карельском перешейке. К началу 1840-х гг. из 12144 городских жителей Выборгской губ. 6182 чел. составляли русские (Кепп, 1992). Одновременно шла и противоположная по направлению миграция, способствовавшая дальнейшей "финнизации" Выборгской Карелии: после включения территории в состав Великого княжества (1811 г.) часть живших здесь русских крестьян переселилась в другие губернии России.

Присоединение Новой Финляндии к России в 1809 г. коренным образом изменило миграционные потоки финляндского населения. Если раньше здесь ориентировались в основном на Швецию, то уже с начала 19 в. шло интенсивное переселение в Россию: в Финляндии считалось, что в России можно хорошо заработать (Алимова, 1982). Особенно притягателен был близко расположенный Петербург с его более высоким уровнем жизни и спросом на рабочую силу. В 1897 г. в столице было 17,6 тыс. финляндцев (финнов, отчасти шведов); они как бы образовали третий по численности финляндский город, лишь незначительно уступающий Або (Энгман, Юнгар, 1980).

Немногим менее обильный поток финских мигрантов направлялся в Ингерманландию. В том же 1897 г. в Петербургской губернии числилось 12076 финляндских (в том числе карельских) финнов, или 1,43 % от населения губернии. Например, в деревнях южной части Карельского перешейка (ныне Всеволожский район) в начале 20 в. до одной трети составляли "новые мигранты", в основном выполнявшие сезонные работы (Карху, 1994). Переселение финнов в Россию, где в 19 в. проживало около 1,5 % населения Финляндии, сыграло важную роль в развитии экономики и культуры последней.

Ряд малых этнических смен в регионе был стимулирован отменой крепостного права в России в 1861 г. Это относится, в частности, к переселению эстонцев и латышей из Эстляндии и Лифляндии в Ингерманландию, а также другие уезды Петербургской губ. и Псковскую губ. В середине 19 в. эстонские крестьяне получили право покупать землю и переселяться в любую точку России; с 1868 г. эстонцы начинают поселяться в Ингрии (Kurs, 1994). Основными причинами миграции были: высокая арендная плата и цена за землю в Эстонии, наличие большого числа безземельных крестьян, сохранение помещичьих имений немецких баронов. В Ингерманландии, куда переселилась меньшая часть эстонских иммигрантов, они основывали хутора в основном на Ижорской возвышенности. Поскольку этот район уже имел большую плотность сельского населения и высокую степень сельскохозяйственной освоенности, вновь прибывшим эстонцам приходилось осваивать наименее удобные лесные и заболоченные земли (Кулаков, Манаков, 1994).

В 1885 г. в Ингерманландии насчитывалось около 8 тыс. эстонцев. В 1897 г. число эстонцев в Петербургской губернии составило 64,1 тыс. чел. (в т.ч. 12,2 тыс. в Петербурге); к 1926 их численность уменьшилась до 66,3 тыс. (в т.ч. 15,8 тыс. в Ленинграде). При этом эстонцы не смешивались с финнами (Kurs, 1994). Латыши появились в регионе несколько позже эстонцев и в меньшем числе (Юхнева, 1982).

Для рассматриваемого региона в целом динамику национального состава количественно проследить трудно, поскольку территория входила в разные политико-административные единицы. В середине 19 в. русское население преобладало по численности во всем регионе, в пределах же Петербургской губ. русские составляли более 3/4 всего населения. Обстоятельные этнографические карты П.Кеппена демонстрируют весьма сложный (чересполосный) рисунок расселения различных этнических групп на территории Ингерманландии в середине 19 в. (рис. 2.4).

 

Рис. 2.4. Этнический состав населения в середине 19 в. (по: Этнографический атлас..., 1848)

Ареалы преобладания: 1 - русских, 2 - карел [в основном карельских финнов - Г.И.], 3 - финнов-эвремейсов, 4 - финнов-саваков, 5 - ижор, 6 - води, 7 - эстонцев. Преобладание в отдельных населенных пунктах вне ареалов: 8 - русских, 9 - немцев, 10 - ингерманландских финнов (эвремейсов и саваков), 11 - ижор, 12 - эстонцев. Границы: 13 - Великого княжества Финляндского, 14 - губерний (все - на середину 19 в.), 15 - С.Петербурга (до 1997 г.).

Примечание. Названия центров уездов в пределах С.-Петербургской губ. подчеркнуты.

 

По данным Кеппена, в 1848 г. в С.-Петербургской губернии жили 29343 финнов-эвремейсов (в том числе в 183 чисто эвремейских деревнях) и 43080 финнов-саваков ( в том числе в 298 деревнях с чисто савакотским населением). Основными ареалами эвремейсов были крайний север Ингерманландии (район Лемболово-Грузино-Токсово), территории к западу от Ораниенбаума и между Гатчиной и Тосно. Саваки заселяли Колтушскую возвышенность, район Парголово-Лахты-Белоострова, Южное Приладожье (район Назии), Кургальский полуостров.

Ижорцы, численностью 15,6 тыс. чел., жили в 210 деревнях, в основном в Ораниенбаумском и Ямбургском уездах (нижнее течение р.Коваши, Сойкинский п-ов, низовья Луги). Наиболее малочисленной народностью была водь (5,1 тыс. чел.), представители которой жили в 26 деревнях между рекам Коваши и Нарвой.

При анализе табл. 2.1. нужно учесть, что абсолютное большинство представителей прибалтийско-финских народов, сведения о которых здесь приведены, в Петербургской губернии жило в пределах Ингерманландии.

Период относительной этнической стабильности в регионе закончился с революциями начала 20 в. Третьей большой этнической сменой с полным основанием можно назвать выезд (в основном принудительный) финнов - эвремейсов и саваков - с территории Ингерманландии в 1920-е -1940-е гг. На декабрь 1917 г., по данным церковных книг, в 32 лютеранских приходах Ингерманландии насчитывалось 140370 чел. (Прибалтийско-финские..., 1995). После 1917 г. финны были наиболее многочисленны в южной части Карельского перешейка, где в 1928 г. был создан Куйвозовско-Токсовский финский национальный район. Кроме того, в Ленинградской обл. к 1936 г. было 54 финских сельсовета (Kurs, 1994).

 

Таблица 2.1. Динамика численности прибалтийско-финских народов (кроме карел и вепсов) в Петербургской губ. и Ленинградской обл., чел. (по: Köppen, 1867; Прибалтийско-финские.. , 1995; официальным материалам переписей населения)

 

  Годы
Народ 1897 (перепись) 1926 (перепись) (перепись) (перепись) (перепись)
Водь ? - - -
Ижора
Ингерманланд-ские финны            
Эстонцы ?

 

“Первая волна” массовой депортации ингерманландского населения приходится на 1929-1931 гг. Она шла под флагом коллективизации, ликвидации кулачества и освобождения полосы вдоль государственной границы с Финляндией на Карельском перешейке от антисоветских элементов. Число выселенных ингерманландцев "первой волны" оценивается в 18 тыс. чел. (Kurs, 1994).

"Вторая волна" выселения, приходившаяся на 1935-1936 гг., охватила 26-27 тыс. ингерманландских финнов. Кроме названных выше мотивов, подозрительность властей к ингерманландцам была связана с усиливающейся напряженностью советско-финляндских отношений. В 1936 г. практически опустела 22-километровая полоса вдоль границы с Финляндией, куда входили густонаселенные в начале 20 в. приходы Лемболово, Никулясы, Гарболово-Вуоле, Белоостров. Финнов переселяли вначале в районы Гатчины и Красного Села, а затем - на Север Европейской России, Урал и в Среднюю Азию (Kurs, 1994; Прибалтийско-финские..., 1995).

В конце 1930-х гг. стало планомерно проводиться культурное ущемление балто-финских народов в Ленинградской обл. В 1937 г. все финские и ижорские школы были переведены на обучение на русском языке (Ингерманландская..., 1990). Тогда же были закрыты все лютеранские церкви (Kurs, 1994). В 1939 был ликвидирован финский национальный район. По данным переписи 1939 г., в Ингрии оставалось еще 80 тыс. финнов.

В начале 1942 г. около 30 тыс. финнов, оказавшихся в кольце блокады (в основном в Парголовском и Всеволожском районах), было депортировано в Сибирь, согласно постановлению Военного Совета Ленинградского фронта "об обязательной эвакуации финского и немецкого населения". Около 65 тыс. финнов осталось на территории, оккупированной немцами. В 1943-1944 гг. более 61 тыс. (по другим данным - 63 тыс.) ингерманландцев, по договоренности между финляндскими и германскими властями, через Эстонию было вывезено в Финляндию (Kurs, 1994; Прибалтийско-финские...,1995). Названные цифры не вполне согласуются с данными переписи населения 1939 г., что говорит о неполноте всех имеющихся по "ингерманландскому" вопросу источников.

Результатом этой этнической смены было почти полное подрубание корней этноса, внесшего колоссальный вклад в освоение региона. Были полностью заброшены многие ингерманландские деревни и большие массивы сельскохозяйственных угодий; о последствиях этих процессов для ландшафтов речь еще впереди. После 1937 г. само название "Ингерманландия" почти на полвека исчезло из советской печати.

В соответствии с соглашениями между СССР и Финляндией 1944 г., почти все переселенцы из Ингерманландии в военный период (около 56 тыс. чел.) были возвращены в СССР; лишь около 7 тыс. чел. осталось в Финляндии, откуда половина из них перебралась в Швецию[6] Однако до 1956 г. ингерманландским финнам не разрешалось поселяться на родине - ни тем, кто был выселен в разные регионы СССР, ни тем, кто репатриировался из Финляндии. Мало известен факт "вторичной депортации" финнов, возвратившихся без разрешения властей в места довоенного проживания (61-74 % семей, вывезенных из Финляндии). В секретном постановлении Совмина СССР от 7 июля 1947 г. Ленинград и Ленинградская область объявлялись закрытыми для проживания в них финского населения; из районов Ленинградской обл. выселялось 75-98 % возвратившихся ингерманландцев (Прибалтийско-финские..., 1995).

Часть опустевших ингерманландских деревень (в основном после 1944 г.) была заселена русскими, в частности, из Ярославской и Костромской областей. Однако некоторые районы преимущественно ингерманландско-финского заселения пришли в полное запустение, которое длится по сей день; особенно это относится к северу Всеволожского района (Лемболово-Гарболово-Никулясы). После 1956 г. на места прежнего проживания вернулись далеко не все выселенные ингерманландские финны: часть из них поселилась в Карелии, другая часть - в Эстонии, кто-то остался там, куда был вывезен (Kurs, 1994; Ингерманландская..., 1990).

Четвертая большая этническая смена, в отличие от всех предыдущих, заняла короткий период времени: 4-5 лет. По условиям мирного договора 1940 г., карело-финское население районов Карельского перешейка и Карелии, присоединенных к СССР, было депортировано в Финляндию. Депортация не заняла много времени, поскольку еще до начала военных действий 30 ноября 1939 г. бóльшая часть жителей Выборгской Карелии отправилась в добровольную эвакуацию вглубь страны. Общая численность эвакуированных в Финляндию жителей Карельского перешейка составила 295900 чел. (Балашов, 1996). В конце 1940 г. на территории СССР остался 61 житель Финляндии (Макуров, 1994).

Перед советскими властями встала задача заселения присоединенных районов перешейка советскими гражданами. Чтобы повысить заинтересованность в переезде на новые места, были введены льготы: каждая переселяемая семья имела право безвозмездного получения денежного пособия, дома с приусадебным участком, домашнего скота и пр. К 1 января 1941 г. в районы Выборгской Карелии было переселено 144300 чел., что было значительно меньше планируемого числа переселенцев (Балашов, 1996). Летом 1941 г. советским переселенцам пришлось снова возвращаться за реку Сестру; при этом многие из них оказались в кольце ленинградской блокады.

В 1941 - 1942 гг. многие финляндские переселенцы вернулись в свои родные места, занятые финскими войсками. "Возвращенцы" успели восстановить значительную часть разрушенного войнами хозяйства. Однако в июне 1944 г., с наступлением советских войск, их ждала новая эвакуация - на этот раз окончательная. По приблизительным оценкам, с интересующей нас территории за несколько месяцев 1944 г. было вывезено в Финляндию не менее 200 тыс.чел.

Второй этап советского переселения начался осенью 1944 г. Вновь опустевшие земли Карельского перешейка заселялись в основном жителями нечерноземных областей Европейской России. Частично возвратились и переселенцы "первой волны" (1940-1941 гг.) По данным на 1 января 1947 г., все население присоединенных к Ленинградской обл. районов Карельского перешейка едва достигало 90 тыс. чел.; затем оно стало постепенно расти.

Последняя большая этническая смена сопровождалась тотальной заменой топонимики региона. В 1948-1949 гг. были переименованы все города, поселки и сельские населенные пункты на территории Выборгской Карелии: Кексгольм - в Приозерск, Койвисто - в Приморск, Райвола - в Рощино, Рауту - в Сосново, Яски - в Лесогорский, Антреа - в Каменногорск, Уурас - в Высоцк, Иоханнес - в Советский и т.д. Новые названия присваивались по трем основным категориям: 1) в память о воинах Советской Армии, погибших на перешейке в годы войны 1941-1945 гг.; 2) идеологически окрашенные названия типа: Комсомольское, Пионерское, Красногвардейское и т.д.; 3) нейтральные названия "ландшафтного" типа: Березово, Луговое, Озерки и т.д. Интересно, что многие названия последнего типа калькированы с существовавших финских топонимов: так, остров Мянтюсаари в Ладожском озере переименован в Сосновый, о-в Койвистонсаари в Финском зал. - в о-в Большой Березовый и т.д. (рис. 2.3).

До середины 1950-х гг. с пунктуальностью, достойной лучшего применения, были переименованы названия не только населенных пунктов, но и всех водных объектов (включая мелкие ручьи), островов, мысов, высот, урочищ, болотных массивов и т.п. Избежали переименования только некоторые железнодорожные станции (Петяярви, Мюллюпельто, Ханнила, Лейпясуо и др.). Отметим, что на территории, вновь присоединенной к Карело-Финской ССР (откуда также были эвакуированы все жители Финляндии) финские топонимы по политическим соображениям были сохранены.

На сегодняшний день регион достиг наибольшей за всю свою историю этнической однородности: русские составляют здесь более 90 % населения. Прибалтийско-финские народы, претерпев длительную ассимиляцию и этнические катаклизмы 20 в., прочно заняли место в категории национальных меньшинств (см. табл. 2.1). В начале 1990-х гг. ингерманландских финнов в Ленинградской обл. было не более 15 тыс. чел., ижорцев - менее 300 чел., причем последние почти сплошь называют себя русскими. Водь как этнос фактически прекратила свое существование. Некоторые авторы упоминают о встречах с несколькими десятками стариков, умеющими говорить по-водски (Прибалтийско-финские..., 1995).

Национальная активность ингерманландских финнов в СССР и России оживилась после 1985 г.; в немалой степени этому способствует моральная и финансовая поддержка, оказываемая из Финляндии. По данным газеты "Санкт-Петербургские ведомости" (май 1996 г.), ссылающейся на финляндские источники, в последние годы 12 тыс. ингерманландцев переселилось из России в Финляндию; еще 7 тыс. претендует на выезд. С начала 1990-х гг. открылось несколько лютеранских приходов в Ингерманландии; вновь построена лютеранская кирха в д. Колбино на Колтушской возвышенности. Последний район, по мнению некоторых авторов (Kurs, 1994), остается единственным более или менее жизнеспособным центром ингерманландских финнов в Ленинградской области.

 


[1] Многие исследователи считают, что под этнонимом чудь в русских летописях именовали вместе ижору и водь.

[2] Г.С.Лебедев (1995) выделяет четыре крестовых похода шведов за период с середины 12 по середину 14 вв.

[3] Подсчитано, что за период с 1323 по 1595 гг. между Швецией и Россией было проведено 40 мирных переговоров (Kivennapa..., 1989).

[4] Пограничный камень-валун с крестом, высеченным, по-видимому, в 1595 г., сохранился здесь до наших дней и был обнаружен в 1996 г. А.И.Резниковым.

[5] Здесь не рассматриваются этнические процессы в Петербурге.

[6] В литературе можно встретить мнение, что репатрианты из Финляндии были отправлены в Сибирь. Документы этого не подтверждают. Все 56 тыс. ингерманландцев в 80 эшелонах были направлены на поселение в Псковскую, Новгородскую, Калининскую, Ярославскую и Великолукскую области (Прибалтийско-финские..., 1995).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.