Здавалка
Главная | Обратная связь

По курсу « Основы менеджмента и организационное поведение» МЭО



Краткий курс лекций

 

1. Понятие организации. Формальные и неформальные организации

 

Организация -- это сознательное объединение людей, преследующих достижение общих целей. Как продукт общества организации осуществляют свою деятельность в интересах общества или его части. Они генерируют ресурсы, создают полезные для общества блага, способствуют развитию общества и человека. Современный мир -- это мир организаций. Люди на протяжении всей жизни связаны с теми или иными организациями, являясь их работниками либо вступая с ними в контакт.

Выделяют неформальные и формальные организации.

Неформальные организации функционируют без четко определенных целей, структур и правил. К ним относят институты семьи, дружбы, митинги, другие виды неформальных отношений между людьми.

Формальные организации имеют четко поставленные цели, формализованные правила, структуру и связи. Таковыми являются все организации бизнеса, органы государственного и регионального управления, международные и общественные институты.

 

2. Классификация организаций по форме собственности, отношению к прибыли и масштабам деятельности

 

Классификация формальных организаций осуществляется по определенным признакам (критериям).

Организации чаще всего классифицируют по: формам собственности, организационно-правовой формам, отношению к прибыли, размерам организации, по видам деятельности -- отнесения к соответствующим секторам экономики, формам ведения бизнеса.

По форме собственности предприятия бывают:

· частными;

· государственными (государственные организации подразделяются по уровням государственной собственности. Например, в Беларуси это республиканские и коммунальные (местные) организации);

Если в законодательстве отсутствует критерий отнесения организаций с долевым участием в капитале частника и государства (смешанных форм собственности), к частным или государственным, то иногда используется критерий возможности участников блокировать решение, принимаемое организацией при назначении ее высшего руководителя, выплате дивидендов, принятия стратегических решений.

По отношению к прибыли организации подразделяют на:

· коммерческие -- в качестве основной цели своей деятельности, преследующие получение прибыли;

· некоммерческие -- которые не стремятся извлекать и распределять полученную прибыль между участниками, но могут осуществлять предпринимательскую деятельность, когда это служит достижению целей, ради которых они созданы.

По масштабам деятельности предприятия подразделяют на:

· крупные;

· средние;

· малые.

Такое деление чаще всего осуществляют на основании таких легко доступных для анализа параметров, как объем продаж (годовой товарооборот), численность занятых и размер капитала.

В связи с тем, что ни один отдельный критерий не дает достаточно веских оснований для решения вопроса о реальных масштабах организации для отнесения к той или иной группе, на практике чаще используют их комбинацию.

Например, по методологии, используемой Европейским союзом в начале 1995 г., были предложена комбинация следующих критериев для малых и средних предприятий (табл. 2).

Таблица__ Критерии отнесения предприятий по масштабам деятельности

Категория предприятия Численность занятых, человек Годовой оборот, млн. ЕВРО Баланс, млн. ЕВРО
Малое менее 50 менее 4 менее 2
Среднее 50-250 менее 16 менее 8

 

В Беларуси и России, например, к субъектам малого предпринимательства в соответствии с законодательством (Законами «О поддержке малого предпринимательства….»), относятся коммерческие организации с численностью работающих:

-в промышленности, строительстве и на транспорте – до 100 человек;

-в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60 человек;

-в оптовой торговле – 50 человек;

-в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;

-в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

Кроме того, в российском законодательстве оговорено ряд дополнительных условий. В частности: если в уставном капитале этих предприятий доля государственной собственности РФ и субъектов Федерации, муниципальной собственности, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%.

К средним отнесены предприятия имеющие от соответствующего критерия по численности малого предприятия до 300 работающих, а в некоторых отраслях до 500 работающих.

Классификация организаций по форме ведения бизнеса. Кроме организационно правовых форм иногда коммерческие предприятия классифицируют по формам организации бизнеса на:

· индивидуальные;

· партнерства;

· компании.

Простейшей является индивидуальная форма – фирма индивидуального собственника, которой владеет физическое лицо (унитарное предприятие). Не все индивидуальные фирмы – малые предприятия, некоторые из них являются крупными предприятиями с разветвленной сетью филиалов, большим числом занятых и наемными менеджерами. Индивидуальные фирмы – самая популярная форма организации бизнеса в некоторых странах с наиболее развитой экономикой (Например, в США – 70% от общего числа фирм, 6% годовой выручки от продаж).

Предприятие (фирма), находящаяся в собственности двух или более лиц, представляет собой партнерство (товарищество), по русскоязычной терминологии – товарищество. Партнерство позволяет нескольким лицам объединить свои ресурсы, а каждый из партнеров получает свою долю прибыли в соответствии со своим вкладом. Эта форма бизнеса в промышленно-развитых странах является наименее распространенной (приблизительно 10% всех фирм и около 4% годовой выручки от продаж).

Как в индивидуальной, так и в партнерских фирмах владельцы отвечают личным имуществом за долги. Нет и ограничения по размерам этой ответственности, так как ее объектом являются производственные и личные активы предприятия.

Широкое распространение получила корпоративная форма бизнеса (акционерные общества, компании). Это особая форма организации бизнеса, детально регулируемая законодательством, которая направлена на объединение капиталов (привлечение инвестиций) многих участников. Посредством – инкорпорации – образования акционерного общества владельцы акционеры создают организацию (фирму, предприятие), имеют право на получение дохода (дивидендов) и могут не принимать непосредственного участия в ее управлении.

По организационно-правовым формам коммерческие предприятия объединяются в группы в соответствии с законодательством страны (в Беларуси и России в соответствии с Гражданскими кодексами этих стран).

Таблица __. Организационно-правовые формы коммерческих организаций

Организационно-правовые формы Основные черты и свойства
Коммерческие предприятия
Унитарное предприятие государственное, в том числе: республиканское, и муниципальное (ком­мунальное), и частное Имущество предприятия принадлежит одному лицу (государству или частнику или частнику) и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Это организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество, которое неделимо и не распределяется по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.
Хозяйственные общество в форме акционерного, с ограниченной или с до­полнительной ответственностью Объединение капиталов, требующее наличия устава и уставного капитала не менее определенного ми­нимума, в котором участники несут риск утраты в сумме своих вкладов; единые и единственные собст­венники своего имущества
Производственный кооператив Добровольное объединение граждан, для совместной производственной деятельности, основанное на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами имущественных паевых взносов. Зако­ном предусмотрена возможность участия в его дея­тельности юридических лиц
(РФ) Хозяйственные товарищества в форме полного товарищества и командитного товарищества (товарищества по вере) Объединение лиц, не требующее наличия устава как учредительного документа и минимального размера складочного капитала; единые и единственные собственники своего имущества
Индивидуальные предприниматели Физические лица, осуществляющие коммерческую деятельность лично с ограниченным законодательством количеством наемных работников. Это субъекты малого предпринимательства.

 

В обществах (компаниях) влияние фактора собственности на экономическое поведение предприятий обусловлено тем, что акционеры обладают правом контроля за его деятельностью. С этой точки зрения важен вопрос о том, в чьих руках он находится и насколько полно его удается реализовать на практике.

Простейшим показателем, характеризующим структуру собственности в компаниях, является распределение акций среди основных групп акционеров. С этой целью выделяются следующие пакеты акций:

-100% (полная концентрация акций);

-от 75 до 100% (абсолютный контроль);

-от 51 до 75% (контролирующее большинство);

-от 25-51% (блокирующий контроль);

-от 5-до25% (пакетная собственность, обеспечивающая контроль в каолиции с другими акционерами).

 

Некоммерческие организации
Потребительский кооператив Добровольное объединение граждан и юридических лиц с целью удовлетворения материальных и иных потребностей уча­стников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых. Доходы от предпринимательской деятельности рас­пределяются между его членами
Общественные и религиозные организации Добровольные объединения граждан на основе общности их интересов для удов­летворения духовных или иных нематериальных потребностей. Участники не сохраняют прав на переданное ими этим органи­зациям имущество
Фонды Не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и/или юридическими ли­цами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотвори­тельные, культурные, образовательные и иные об­щественно полезные цели.
Учреждения Организация, созданная собственником для осуще­ствления управленческих, соци­ально-культурных или иных функций коммерческого характера и фи­нансируе­мая им полностью или частично
Объединения юридических или физических лиц: ассоциации и союзы Некоммерческие организации, объединяющие: ком­мерческие организации в форме ассоциаций или союзов в целях координации их предприниматель­ской деятельности, а также представления и защиты своих имущественных интересов; общественные или некоммерческие организации, в том числе учрежде­ния. Члены ассоциации (союза) сохраняют свою са­мостоятельность и права юридического лица.

3. Миссия организации. Основные элементы организации. Связь организации с внешней средой

 

Миссия -- это четко выраженная причина существования организации, или ее роль, востребованная внешним окружением. Если миссия, реализуемая организацией, окажется не востребованной внешним окружением, то организация неизбежно прекратит свое существование.

Организации могут быть производственными или исследовательскими, государственными или частными, большими или малыми, временными или постоянными и т.п., но всем им присущи следующие элементы: задачи, собственно для их решения и создаются организация,люди(сотрудники), и управление[12 с. 12].

Как система, состоящая из взаимосвязанных элементов, организация должна обеспечивать взаимодействие между своими сотрудниками: а) статически -- с помощью единой структуры организации, б) динамически -- управлением процессами, которые происходят в организации (коммуникации, принятие решений, управление конфликтами, осуществление власти и влияния и т.п.).

При объединении элементов в организацию проявляется синергетический эффект (общее, больше простого сложения его элементов), в результате чего организация как система приобретает собственные свойства, которыми не обладали ее составляющие до объединения.

Организация, используя совместный труд людей, является «социально-экономическим образованием» требующим управления со стороны ее менеджмента. Управление организациями строится с учетом их специфических особенностей, которые со временем меняются под влиянием как внешних обстоятельств (внешней среды), так и развития самих организаций (их внутренней среды). Обе среды взаимосвязаны и взаимозависимы.

Организация является органической составляющей внешней среды, получая из нее все необходимое ресурсы и предлагая ей результаты преобразования ресурсов в виде продукта или услуг, таким образом, участвуя в ее развитии (рис. 1.1). Процесс преобразования также зависит от воздействия извне и изнутри взаимосвязанных процессов.

 
 

 

 


Рис. 1.1. Связь организации с внешней средой

Организации могут рассматриваться как закрытые системы (в этом случае исследуется только внутренняя среда организации без учета взаимодействия с внешней средой) или как открытые системы, взаимодействующие с внешней средой.

 

4. Понятие менеджмента

Менеджмент – это профессиональное управление организацией. Ее неотъемлемый элемент, обеспечивающий функционирование организации тем, что формирует, мобилизует и приводит в действие потенциал организации для достижения ее целей и решения, стоящих перед ней задач. Следует оговориться, что речь не идет обо всей деятельности организации связанной с ее целями. Менеджмент охватывает только функции и действия, по координации и обеспечению взаимодействия внутри организации, побуждению к осуществлению необходимых усилий, целевой ориентации различных видов деятельности, т.е. направлен на обеспечение определенного взаимодействия между элементами организации для достижения ее целей.


 

5. Менеджмент как наука и практика управления, как функция, как процесс, как отношения управления, как система. Синергический эффект

 

Менеджмент как наука и практика управления.Менеджмент является самостоятельной и в то же время междисциплинарной областью знаний. Его научную теоретическую основу составляют:

· экономические науки -- экономическая теория, экономика отраслей и регионов, экономика предприятия, мировая экономика, ценообразование, финансы и кредит, статистика, бухгалтерский учет, аудит, маркетинг, организация труда и др.;

· общественные науки -- философия, социология, психология, социальная психология, конфликтология, политология и др.;

· юридические науки -- гражданское, трудовое, международное частное, таможенное, налоговое и другие отрасли права;

· общенаучные и информационные дисциплины -- математика (включая математические методы и моделирование), исследование операций, информатика и вычислительная техника, информационные технологии;

· науки об управлении объектами независимо от их природы -- системный анализ и общая теория систем, кибернетика, структурный и функциональный анализ.

Результаты исследований указанных областей знаний, а также отношений между людьми в процессе управления являются основой формирования теории менеджмента и ее специальных разделов.

Практика менеджмента формирует навыки и обогащает опыт людей, осуществляющих управление, а результаты практической деятельности являются источником для совершенствования теории менеджмента.

Менеджмент как функция.Менеджмент -- это особый вид деятельности (функция), реализуемый через выполнение управленческих действий -- функций управления, содержание и набор которых зависят от типа организации (коммерческая, административная, общественная, образовательная, армейская и т.п.), объема ее деятельности (малая, средняя, большая) и вида деятельности (производство товаров, выполнение работ, оказание услуг), а также от управленческой иерархии, содержания внутриорганизационных процессов (планирование, производство, маркетинг, кадры, финансы и т.д.) и множества других факторов.

Менеджмент как процесс.Реализация функции управлениятребует координации различных действий и функций в пространстве и времени (рис. 1.2).

 

 


Рис. 1.2. Схема процесса управления в организации

Все вопросы управления при процессном подходе рассматриваются с позиции логической последовательности (взаимосвязанности) управленческих функций и действий, направленных на достижение целей и решение задач организации.

Менеджмент как отношения управления.Управление -- это определенный тип взаимодействия субъекта (кто управляет) и объекта (кем управляют) управления. Для реализации управленческого взаимодействия необходимо наличие отношений управления, т.е. потребности и возможности у субъекта управления вырабатывать управленческие команды и готовности объекта управления эти команды выполнять. Наличие отношений управления является необходимым и достаточным условием для осуществления управления. При их изучении внимание концентрируется на эффективности доминирующих в организации типов отношений управления («мастер -- работник», «начальник -- подчиненный», «лидер -- последователи», «участник -- участник»).

В реальной практике отношения управления носят комплексный характер, не исключая возможности смены взаимных позиций.

Менеджмент как система.Системность менеджмента обусловлена наличием и взаимосвязанностью его составляющих: структуры, элементов, функций, процессов, методов, форм и т.п.

Система менеджмента формируется и действует в соответствии с содержанием функции управления и характером отношений, на которых основаны управленческие взаимосвязи, с принципами ее построения, функционирования и преобразования, с условиями, в которых она действует. Как управляющая система он формирует и изменяет внутреннюю среду организации и регулирует протекающие в ней процессы. Как управляемая система осуществляет свою деятельность под воздействием изменяющихся условий внешней и внутренней среды, которые направляют его действия, например: законодательство; экономические стимулы; приоритеты собственников; интересы сотрудников, поставщиков и потребителей, и т.п. Ее основные подсистемы -- структурно-функциональная, информационно-поведенческая подсистема и подсистема саморазвития.

При объединении элементов в организацию проявляется синергетический эффект (общее, больше простого сложения его элементов), в результате чего организация как система приобретает собственные новые свойства, которыми не обладали ее составляющие до объединения.

 

6. Аппарат управления

Менеджмент как аппарат управления. Аппарат управления организацией, состоит из управленческих работников -- руководителей (менеджеров), специалистов и служащих. Правом и обязанностью руководителей является принятие управленческих решений в рамках своей компетенции и организация их практической реализации. Специалисты осуществляют разработку и обоснование вариантов решений. Служащиезанимаются информационным обеспечением процесса управления: сбором, передачей, обработкой, хранением и обновлением информации.

Аппаратный подход к управлению фокусирует внимание на структуре и связях между звеньями и уровнями, на распределении функций, полномочий и ответственности работников, занимающих разные должности.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.