Здавалка
Главная | Обратная связь

Типы организаций по взаимодействию с человеком и взаимодействию структурных подразделений



Типы организаций по взаимодействию с человеком.По системе связей, устанавливающихся между организацией и людьми в процессе осуществления ими совместной деятельности, выделяют корпоративный и индивидуалистический типы организации. Сравним их основные характеристики (табл. 1.1.).

Таблица 1.1. Основные характеристики

 

Корпоративная организация Индивидуалистическая организация
Человек для работы. Работа для человека.
Субъект интереса -- группа, коллектив, или вся организация. Субъект интереса -- личность.
Интересы производства доминируют над интересами человека. Интересы производства определяются интересами человека.
Монополия и стандартизация в деятельности организации. Сочетание конкуренции и кооперации в деятельности индивидов и групп в организации.
Организация отвечает за человека. Человек отвечает за себя.
Принцип старшинства или большинства в принятии решений. Участие в принятии решений, поощрение самостоятельных решений.
Централизованное распределение руководством ресурсов и возможностей. Поддержка руководством поиска сотрудниками дополнительных возможностей и ресурсов.
Лояльность по отношению к организации. Лояльность по отношению к убеждениям работников.

 

Корпоративный типхарактеризуется тем, что система связей между людьми в процессе осуществления ими совместной деятельности ориентирована на интересы большинства (монополия большинства), т.е. каждый отдельный человек подчиняет свои потребности интересам большинства. В организации отсутствует внимание к индивиду как личности, действует преимущественно коллективная ответственность за результаты труда организации.

Индивидуалистический типорганизации, напротив выстраивает отношения внутри организации сходя из возможностей и потребностей человека, т.е. реализуется принцип приоритета личности. Интересы организации увязываются с потребностями каждого ее члена. Работа планируется с учетом способностей человека, его личных качеств. Монополия интересов большинства, свойственная корпоративной организации, в данном случае заменяется сочетанием конкуренции и кооперации в деятельности работников.

В реальной организации всегда сочетаются элементы, присущие корпоративному и индивидуалистическому типам отношений, так что ее отнесение к тому или иному типу обусловлено доминированием признаков одного из них.

Типы организаций по характеру взаимодействия подразделений.Система взаимодействия подразделений определяется организационной структурой субъекта хозяйствования. Выделяют три основных типа организаций: линейно-функциональный (традиционный), дивизиональный и матричный. Подробно мы познакомимся с ними в гл. 4 «Проектирование организации».







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.