Здавалка
Главная | Обратная связь

Разработки Э. Мэйо и М. П. Фоллет



Школа человеческих отношений проявилась в 1920 -- 1930–е г.Основатель этой школы профессор Школы бизнеса Гарвардского университетаЭлтон Мэйо внес огромный вклад в разработку концепции человеческих отношений, согласно которой в управлении центр тяжести переместился с задач организации на человека.

Хоуторнский эксперимент, проводившейся в «Вестерн Электрик Компании» с 1927 по 1932 г. Мэйо с его коллегами, имел целью определить, какое влияние оказывают на производительность труда освещенность, продолжительность перерывов и ряд других факторов, создающих условия труда. Была сформирована группа из шести рабочих, которой отвели специальное помещение. Эксперимент дал неожиданные результаты: оказалось, что производительность труда почти не зависела от степени освещенности и других исследуемых факторов, в то же время поведение людей и результаты их труда менялись под влиянием социальных отношений -- отношений между рабочими, а также их взаимоотношениями с менеджерами.

Хоуторнский эксперимент считается самым крупным эмпирическим исследованием из когда-либо проводившихся в области менеджмента. Благодаря, его результатам Мэйо пришел к выводу о значительном влиянии социальных и психологических факторов на рост производительности труда, обобщил социально-психологические процессы, происходящие на предприятии, ввел понятие социальной системы организации. В своей концепции управления он сделал упор на значимость мотивации как важнейшего социально-психологического фактора.

Мэйо опроверг утверждение Тейлора о природной лености рабочего и доказал, что, при соответствующих отношениях, человек трудится с интересом и энтузиазмом. Менеджеры должны доверять рабочим и больше внимания уделять созданию благоприятной атмосферы в коллективе. Задачи, операции и функции, выполняемые рабочим, очень важны, но не менее значимы система взаимоотношений и подход к человеку, как социальному объекту, а не как машине.

Американский социолог Мари Паркер Фоллетт одной из первых среди ученых внедрила психологию в бизнес, промышленность и управление. Изучая социальные отношения в малых группах, проблемы власти и лидерства, она определила факторы возрастания в менеджменте. Фоллетт настаивала, что успешным может быть только менеджер, лидерство которого признанно рабочими, а одной должностной власти недостаточно. Трактуя менеджмент как «искусство добиваться результатов посредством действий других», она во главу угла ставила гибкость и гармонию во взаимоотношениях менеджеров и рабочих, подчеркивала необходимость исходить из ситуации, а не только из того, что предписано функцией управления. Считая конфликты нормальным процессом в развитии организации, она предложила три метода разрешения конфликтов: доминирование (победа одной из сторон), компромисс (взаимные уступки) и интеграцию (совместное решение проблемы). Ей принадлежит идея привлечения рабочих к участию в управлении, поскольку это способствует развитию чувства ответственности и формированию общности интересов.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.