Предпосылки становления логопедии как науки о расстройствах речи в Античные времена. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Греки и римляне, у которых публичное слово играло важную общественную роль и обучение изящной речи входило в круг предметов общего образования, уже имели понятие о многих расстройствах речи, что, между прочим, выразилось в большом количестве терминов, употреблявшихся для их обозначения. Одно из самых первых упоминаний о речевых расстройствах в литературе Древней Греции встречается у Геродота — отца истории (ок. 484 — ок. 425 гг до н.э.), который описывает своеобразную речь Киренского царя Батта (говорил быстро, невнятно, спотыкался, недоговаривал окончания слов). В современной специальной литературе принято считать, что термин «баттаризм» — производное от имени этого царя. Однако мы можем предложить и другую версию: «баттаризм» — греческий термин, означающий спотыкание, заикание (Брокгауз и Ефрон). А Киренский царь «Батт так назван потому, что он был заика или таковым притворялся, чтоб лучше скрывать свои намерения. Его подлинное имя было Аристотель». Выходит, что Батт — это кличка по характеру дефекта речи у царя, а не наоборот. Впервые наиболее полные и системные сведения о речевых расстройствах мы встречаем у древнегреческого врача и естествоиспытателя, основоположника античной медицины — Гиппократа (439—377 гг. до н. э.). До нас дошло большое количество его сочинений (около 70), в которых содержится обширный эмпирический материал, систематизирующий разрозненные наблюдения врачей более ранних эпох и собственные наблюдения. У Гиппократа встречаем упоминания почти обо всех известных формах расстройств речи. Мы находим у него следующие термины aphonia, anaudia, traulotes, asapheia, ischnophonia, которые мы переводим на русский язык словами: потеря голоса, потеря речи, косноязычие, невнятная речь, заикание. У Аристотеля встречаем, кроме того еще новый термин, а именно psellismus, этим термином Аристотель называет человека, который опускает один звук или целый слог в слове. Таким образом, уже древнейшие медицинские писатели установили в основных чертах учение о болезнях речи. В своих сочинениях Гиппократ пишет о главенствующей роли головного мозга во всей деятельности человека. Когда мозг испытывает сотрясение и страдает от удара, больной необходимо теряет речь, не видит и не слышит. Он описывает органы и функции слуха и зрения человека, излагает свой взгляд на механизм образования голоса и речи человека, где отдельно определяет роль воздушной струи, языка, артикуляции, голоса. «Человек говорит вследствие воздуха... Выталкиваясь наружу через пустоту, воздух производит звук, ибо голова резонирует. Язык артикулирует вследствие ударов; прегражденный в горле и, ударяя в нёбо и зубы, он дает ясность звукам. Если бы язык каждый раз не артикулировал при столкновении, человек не имел бы раздельной речи, и испускал бы только простые звуки».) В своих сочинениях Гиппократ дает также описание отдельных расстройств голоса, речи и слуха и способы их лечения. Следует отметить, что и в этих случаях он твердо придерживался гуморального взгляда на болезнь и ее лечение. Поэтому причину расстройств функций головного мозга, слуха, зрения, голоса и речи Гиппократ усматривает обычно в излишке разной влаги в соответствующих органах. Отсюда и нередко своеобразные рекомендации для их преодоления: «Если кто лишается голоса, это должно быть отнесено за счет переполнения вен. В этих случаях нужно открыть внутреннюю вену руки и выпустить кровь в более или менее большом количестве сообразно конституции и возрасту больного». Таким образом, у Гиппократа мы впервые находим: 1) попытку классифицировать речевые расстройства; 2) указание на главенствующую роль головного мозга во всей деятельности человека; 3) описание органов и функций слуха и зрения, голоса и речи (роль воздушной струи, языка, голоса, артикуляции в звукообразовании); 4) отнесение расстройств речи к болезням, поражающим человека; 5) описание отдельных расстройств слуха, голоса и речи и способов их лечения, исходя из гуморальной точки зрения на болезни вообще; 6) рекомендации учитывать при дифференциальной диагностике различных болезней особенности расстройств слуха, голоса и речи больного. Старается объяснить расстройства речи и Аристотель. «Человек-имеет в высшей степени подвижный, мягкий и широкий язык, чтобы он был пригоден к двоякому употреблению; и для вкусовых ощущений... и для расчленения звуков и речи, для чего нужен мягкий и широкий язык, ибо будучи таким и к тому же свободным, он может легче всего сокращаться и вытягиваться всяческим образом. Это яснее всего обнаруживают те, у которых он не вполне свободен; они шепелявят и картавят». Таким образом, Аристотель видел причину недостатков речи в неправильном строении или недостаточной подвижности органов артикуляции. Можно сказать, что учение о болезнях речи у древних получило впервые научную разработку у Галена, особенно в его подробных комментариях на сочинения Гиппократа. И в самом деле, Галену прежде всего принадлежит заслуга тщательной установки научной терминологии болезней речи. В качестве самостоятельного исследования Гален отделяет между собой болезни речи и голоса и производит первые от страдания гортани и мышц, ее движущих, а вторые от поражения языка или частей его окружающих, как-то: зубов, губ, твердого и мягкого нёба, уздечки самого языка. Страдание этих частей вызывает, по мнению Галена, то заикание, или косноязычие, то какой-либо иной недостаток речи. Гален видел в болезнях речи то местные расстройства, то нервные страдания... Классическая медицина видела причину расстройств речи то в поражении мозга, как источника речевых импульсов, то в анатомическом расстройстве аппаратов, служащих непосредственно для артикуляции. Учение Галена сохраняло свою силу вплоть до XIX в. Но анализируя самого Галена мы видим, что основанием его воззрений послужили клинические наблюдения Гиппократа, а в особенности естественно-исторические изыскания Аристотеля. Все, что касается связи между расстройствами речи и страдания мозга принадлежит Гиппократу, в остальном же Гален придерживается Аристотеля. Отрывки из Аристотеля цитируются не только Галеном, но почти всеми позднейшими авторами, и даже в XIX в. влияние Аристотелевых идей на учение о болезнях речи, в некоторых случаях, проглядывает с полной очевидностью. В виду этого мы изложим их с некоторой подробностью. Исследуя язык и окружающие его части у представителей различных классов животного царства, великий естествоиспытатель классической древности приходит к заключению, что для произведения членораздельной речи необходим удобоподвижный, мягкий, длинный и в то же время широкий язык, нужны влажные губы при не широком отверстии рта и наконец необходимо присутствие зубов. Всеми этими принадлежностями и свойствами наделены органы речи у человека, и только этим обусловливается способность произведения членораздельных звуков. В таком смысле Аристотель развивает свои воззрения и в отношении строения зубов, губ и других частей, например птицы обладают сухими губами (клювом) и это составляет невыгодную особенность и т. д. Исходя из этих данных, почерпнутых из сравнительной анатомии, Аристотель старается объяснить патологию речи у человека. По его мнению, те субъекты, у которых язык недовольно удобоподвижен по необходимости должны быть косноязычны и шепелявы и вообще лишены способности ясно выговаривать звуки, а те, у которых недостает языка или он слишком плотно прикреплен — вовсе неспособны к речи, наконец, дети потому издают лепет и невнятные звуки, что у них язык еще недоразвит. Таким образом, способность речи, по мнению Аристотеля, зависит от того или другого строения и совершенства периферических органов речи, но не от разницы в строении нервных центров, как это мы принимаем в настоящее время. Хотя теория Аристотеля не соответствует истине, тем не менее она обладает всеми свойствами научной теории, потому что представляет собой удачное обобщение всех известных тогдашней науке данных. Благодаря своей научности, теория Аристотеля господствовала более двух тысяч лет. Древнеримский ученый, энциклопедист и врач Авл Корнелий Цельс (30—25 гг. до н.э. — 40—45 гг.), заслуга которого прежде всего в том, что он собрал и сохранил для последующих поколений много произведений древней медицины, а также оставил некоторые заметки о параличе языка, о прирастании кончика языка к нижней части ротовой полости и о мерах лечения этих случаев. Если язык парализован, что иногда случается, вследствие болезни его самого, а иногда в результате какой-либо другой болезни, и таким образом больной находится в состоянии невозможности изъясняться, то следует... больному давать пить воду, усиленно растирать голову, рот, шею и части, находящиеся под подбородком.., заставить больного жевать, что-нибудь самое острое, например, горчицу, чеснок, лук, побуждать его делать все усилия, чтобы выговаривать слова. Следует упражняться в задерживании дыхания, часто обливать голову холодной водой, по временам есть редьку в большом количестве, затем извергать ее со рвотой. «У некоторых людей с первого дня рождения язык соединен с лежащими ниже тканями, и больные даже не могут говорить вследствие этого. Кончик их языка захватывают щипцами и под ним должна быть подрезана перепонка. При этом должна быть проявлена большая осторожность, чтобы не повредить соседних сосудов и не вызвать значительного кровотечения... Я же знал больного, который после подсечения языка снизу, не получил возможности говорить, хотя последний и выдавался свободно между зубами». Таким образом, Цельс усматривает причину расстройств речи в нарушении строения или подвижности периферической части речедвигательного механизма и рекомендует в качестве приемов устранения хирургические, терапевтические средства и речевые тренировки. Из этих взглядов на природу расстройств речи вытекали и своеобразные рекомендации их лечения путем: водолечения, массажа, хирургического вмешательства, горячие изливания, кровопускание, полоскание, рвотные и другие средства, «изгоняющие» и «очищающие слизь головы». Наряду с хирургическим вмешательством у Цельса уже встречается мысль о видимой необходимости каких-то речевых упражнений, ибо хирургические вмешательства не всегда приносят желаемый эффект. У Корнелия Цельса встречаем первые указания относительно оперативного лечения болезней речи, именно относительно подрезания языка, сращение которого с подлежащими частями составляет, по мнению Цельса, причину болезни. Таким образом, классическая медицина, а за нею и средневековая, видела причину болезней речи то в поражении мозга, то в анатомических расстройствах артикуляторных органов (языка и отчасти смежных частей), причем сущность болезни лежала, по понятиям того времени, в моментах чисто механических.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|