Здавалка
Главная | Обратная связь

Методика «Последовательность событий»



Методика предназначена для исследования развития логического мышления и речи. В качестве экспериментального материала ис­пользуются четыре картинки (см. приложение 4). Перед испытуе­мым кладут картинки в следующем порядке (слева направо): 2-3-1 -4.

Перед началом эксперимента необходимо удостовериться, что ребенок понимает все детали рисунка на каждой из картинок. Ес­ли ребенок правильно понимает все компоненты картинок, то можно переходить к эксперименту.


Инструкция: «Я положу перед тобой 4 картинки в неправильном порядке. Ты разложишь их так, чтобы можно было рассказать по ним целый рассказ. Первую картинку ты положишь на это место (показывает определённое место с левой стороны стола), вторую вслед за ней вот сюда, третью вот сюда, а четвёртую последней. Задание состоит из двух частей: 1) вкладывание последовательно­сти картинок; 2) устный рассказ по ним.

Диагностика развития произвольности (действие по правилу) Методика «Узор»

Методика направлена на выявление умения подчинять свои дей­ствия правилу, слушать и точно выполнять указания взрослого.

Инструкция. Детям раздают тетрадки (приложение 5) и говорят: «Мы будем учиться рисовать узор. На первых листах в ваших тетрад­ках сверху есть узор (проверяющий показывает узор на своем образ­це). Посмотрите как соединены квадраты и кружки. Они соедине­ны по правилам. Теперь посмотрите: внизу на ваших листочках на­рисованы ряды квадратов и кружков, которые не соединены друг с другом. Надо внимательно слушать и делать то, что я буду говорить. У нас будут такие три правила: 1) будем соединять друг с другом только те фигуры, которые я буду называть: квадрат с кружком, два кружка," кружок с квадратом и два квадрата; 2) линия нашего узо­ра должна идти только вперед (проверяющий движением руки обо­значает направление); 3) каждое новое соединение надо начинать с той фигуры, на которой остановилась линия, тогда линия будет не­прерывной (в ней не будет «дырок»). Посмотрите еще раз на гото­вый узор (внимание детей обращается на образец). Он выполнен по этим трем правилам. Теперь посмотрите на нижнюю полоску. Вы будете сами соединять фигурки. [^Соедините квадрат с кружком, два кружка, кружок с квадратом, два квадрата, квадрат с кружком».

Проверяющий следит за тем, как каждый ребенок выполняет каждое соединение, и в случае надобности исправляет ошибки и объясняет ребенку, в чем он ошибся. В процессе обучения дети производят 4 соединения.

Далее следует первая серия. Проверяющий говорит: «Теперь вы будете рисовать на другом листочке. Вы должны внимательно слу­шать и помнить правила: соединять те фигуры, которые я буду на­зывать, линия должна быть непрерывной (без «дырок»), а это значит, что каждое новое соединение начинается с той фигуры, на которой закончилась линия, и еще линия узора должна идти все время вперед. Если ошибетесь, то не исправляйте ошибку, а начинайте со следующей фигурки».

Диктант для первой серии.

«Соедините квадрат с кругом, два круга, круг с квадратом, два квадрата, квадрат с кругом, круг с квадратом, два квадрата, ква­драт с кругом, два круга, круг с квадратом».

Диктовать следует медленно, так, чтобы все дети успевали про­чертить очередное соединение. Повторять одно и то же дважды нельзя, так как некоторых детей это может натолкнуть на прочер­чивание лишних соединений.

После того как дети закончили работу, следует вторая серия, а затем третья. Серии отличаются друг от друга только характером воспроизводимого под диктовку узора. Правила выполнения ра­боты остаются те же.

Диктант для второй серии.

«Соедините круг с квадратом, квадрат с кругом, два круга, круг с квадратом, два квадрата, еще раз два квадрата, квадрат с кругом, два круга, круг с квадратом, квадрат с кругом».

Диктант для третьей серии.

«Соедините два квадрата, квадрат с кругом, два круга, круг с квадратом, квадрат с кругом, два круга, круг с квадратом, ква­драт с кругом, два круга, еще раз два круга».

Диагностика уровня развития игровой деятельности

Диагностика игры проводится методом наблюдения за группой детей, поскольку в 5-летнем возрасте игра имеет характер совме­стной деятельности и проявляется в обществе сверстников. На­блюдение за игрой проводится во время свободной самостоятель­ной деятельности детей в группе (не более 10-12 чел), примерно в течение 30 мин. Взрослый предлагает детям поиграть во что они сами хотят, пока он займётся своими делами. Пользуясь методом скрытого наблюдения, т.е. не вступая в контакт с детьми, пси­холог отмечает в протоколе следующие особенности игры детей.

— Играющие объединения - их количество, число детей в каж­дом и примерная продолжительность. Например, если 2 ребёнка в течение 10 минут играют в одну игру, это отмечается в соответ­ствующей графе протокола следующим образом — 2 (10).


— Сюжеты игр — наблюдатель отмечает, во что именно играют
дети (в дочки-матери, магазин, парикмахерская и пр.) Если определить сюжет игры невозможно, (например, дети бегают друг за другом), по окончании наблюдения можно спросить у самих де­тей, во что они играли.

Ролевое поведение в игре (фиксируется для каждого ребенка):

— наличие игровых действий;

— называние себя или партнёра игровым именем;

— наличие высказываний от имени ролевого персонажа и обращенных партнёрам по игре;

— использование предметных атрибутов, характерных для дан­ной роли (например, шприц или таблетки для врача, утюг или посуда для мамы и пр.),

— соблюдение ролевых правил.

В протоколе «Ролевое поведение» (см. приложение 9) для каж­дого ребёнка условным знаком (+) фиксируется наличие и коли­чество соответствующих показателей ролевого поведения.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.