Коммуникативная сфера
1. Форма общения ребёнка со взрослым После проведения всех проб, для выявления предпочитаемой формы общения необходимо сопоставить показатели поведения ребёнка в разных ситуациях. При этом нужно иметь в виду следующие показатели: — выбор ситуации общения (за первый выбор той или иной ситуации начисляется 3 балла); — активность ребёнка в разных ситуациях: разговорчивость, способность проявлять инициативу и развивать тему общения ; — чувствительность к словам и действиям взрослого, способность слышать высказывания другого и адекватно отвечать на них; — общий интерес и эмоциональная вовлечённость ребёнка в содержание общения: раскованность, интерес к теме разговора, эмоциональный комфорт. Для количественного сравнения показателей активности, чувствительности и интереса следует использовать условную шкалу: 0 — полное отсутствие данного качества; 1 — слабая степень выраженности (1—2 отдельных проявлений); 2 — средняя выраженность качества (3—5 проявлений); 3 — сильная выраженность качества (например, яркие и частые про Количественная оценка данных показателей в каждой ситуации общения заносится в соответствующий протокол
Протокол для определения формы общения со взрослым
В случае максимальной выраженности всех показателей общения ребенок может набрать 27 баллов, а при наличии выбора — 30 баллов. Сравнение данных показателей в трёх ситуациях общения показывает, какая из них является наиболее привлекательной для ребёнка и, следовательно, какой уровень общения для него доступен. Качественная оценка результата заключается в фиксации наиболее высокой формы общения, доступной для данного, ребенка. 2.Социальная компетентность Методика «Картинки» Ответы детей заносятся в протокол:
1.Что нарисовано на этой картинке? 2. Что ты сделаешь на месте этого мальчика (девочки)?
В случае если на первый вопрос во всех случаях ребёнок не может дать развёрнутого ответа (например, отвечает «Дети», «Мальчики и девочки играют»), констатируется отсутствие социальной компетентности. Если ребёнок даёт содержательную интерпретацию событиям, изображённым на картинках, варианты ответов на второй вопрос квалифицируются и оцениваются следующим образом: Уход от ситуации — ответы типа «убегу», «не знаю», «пожалуюсь маме», «обижусь» — 1 балл Агрессивный выход (всех прогоню, побью, расстреляю, покусаю и пр.) — 2 балла Вербально-оценочное решение (скажу, что так не нельзя, скажу, что она плохо сделала, объясню, как надо) — 3 балла Конструктивное решение (найду других друзей, построю новый дом, починю куклу, подожду) — 4 балла. Полученные результаты подвергаются качественной и количественной оценке. Наиболее благоприятным является последний вариант ответа. Если все ответы ребёнка относятся к этому типу, он получает 20 баллов, что составляет максимальный результат по данной методике. Если более половины ответов ребёнка (3 и более) относятся ко второму типу, можно констатировать склонность ребёнка к агрессивным формам поведения. В случае если преобладают ответы первого типа, свидетельствующие о коммуникативной беспомощности и несамостоятельности, фиксируется низкий уровень коммуникативной компетентности. Познавательная сфера «Перцептивное моделирование» Обработка. На рисунке показан ключ к оценке результатов выполнения задач методики. В нем указаны номера задач, предлагаемые в этих задачах образцы фигур (в уменьшенном масштабе) и наборы фигур, выбор которых приводит к правильному или ошибочному решению задач. Максимальный балл, который может получить ребенок за решение задач методики, равен 48 очкам. (Он образуется в результате начисления двух очков за каждую правильно выбранную фигуру во всех 8 задачах методики. Таких фигур 24 — по 2 в 1-й и 2-й задачах, по 3 в 3 — 6-й задачах и по 4 в 7-й и 8-й задачах). Из максимального балла вычитаются штрафные очки — по 1 очку за каждую ошибку. Таким образом, реальный балл каждого ребенка равен разности между максимальным баллом и количеством ошибок в 8 задачах. Ошибкой считается неправильно отмеченная фигура и неотмеченная нужная фигура. Например, если неотмеченных нужных фигур 6 (по всем задачам) и неправильно отмеченных — 10, то оценка результатов ребенка будет 48 — (6 + 10) =32 очка. Результаты выполнения заданий заносятся в протокол. Он представлен в виде таблицы, где против фамилии каждого ребенка отмечается, какое количество нужных фигур он не отметил, и какое количество ошибочных выборов сделал в каждой задаче. Затем их количество суммируется. Указывается оценка в сырых очках и оценка, переведенная в стандартные баллы. Форма протокола и таблица перевода сырых баллов в стандартные представлена ниже. Таблица. Протокол к методике «Перцептивное моделирование» № и местонахождение детского учреждения Группа _____ Дата ________ Проверяющий____________
п — пропуск нужной фигуры (указать количество) о — неверно отмеченные фигуры (указать количество)
Шкала перевода сырых баллов в стандартные
Результаты выполнения задания по методике в интервале от 7 до 11 стандартных баллов соответствуют возрастной норме. 12 баллов и выше — уровню развития выше среднего, менее 7 баллов — уровню развития ниже среднего. « Схематизация» На рис. 1—3 предлагается нумерация домиков и в таблице — шкала оценок, пользуясь которыми можно определить количество очков соответствующее любому домику, отмеченному ребенком в каждой задаче. Рис. 1 — нумерация домиков к задачам 1 — 4.
Рис. 2 — нумерация домиков к задачам 5—6.
U Рис. 3 — нумерация домиков к задаче7. Шкала оценок по каждой задаче в баллах («Схематизация»)
Результаты выполнения детьми диагностических заданий зано- сятся в протокол (один протокол на всю обследуемую группу детей). Протокол к методике «Схематизация» № и местонахождение детского учреждения Дата проверки Проверяющий
А — количество полученных очков в каждой задаче. Б — номер домика, отмеченного ребенком. В протоколе фиксируется как количество очков, начисляемых за выполнение каждого задания (А), так и пройденный каждым ребенком путь, то есть — выбранный им в конечном итоге домик (Б). Если первый показатель необходим для выведения суммарной количественной оценки, то второй служит основанием для качественного анализа способов ориентировки ребенка в заданиях. Данные о том, какой домик выбрал ребенок в каждой задаче, позволяют проследить пройденный им путь и, сравнив этот путь с указаниями, содержащимися в «письме» и с особенностями расположения домиков на полянке, дают возможность установить, на какие именно элементы ситуации ориентировался ребенок. Изучение особенностей такой ориентировки при решении всех предложенных задач, дает основание для заключения о том, какие способы ориентировки доступны данному ребенку. После проведения диагностических обследований и обработки результатов необходимо провести перевод сырых очков в стандартные.
Шкала перевода «сырых« очков (СО) в стандартные (СТ) с М = 10 и а= 3.
Результаты выполнения задания по методике в интервале от 6 до 11 стандартных баллов соответствуют возрастной норме. 12 баллов и выше — уровню развития выше среднего, менее 6 баллов — уровню развития ниже среднего. «Четвертый лишний» При оценке результатов выполнения заданий учитывается выбор картинки и названный признак, по которому объединялись оставшиеся картинки. Если ребенок сделал правильный выбор и смог его адекватно объяснить, то можно говорить о том, что в предложенных предметах им были выделены существенные признаки, которые относятся к соответствующему понятию или категории высокий уровень выполнения (5 баллов) - ребенок преимущественно объединяет (в 4-5 наборах) картинки по существенному признаку (понятийному) и называет соответствующее понятие (для 2-3). Уровень выше среднего (4 балла) - ребенок в 3-х случаях из пяти объединяет картинки по существенному (понятийному) признаку и называет соответствующие понятие в 2-х - 3-х заданиях. Средний уровень (3 балла) характеризуется тем, что, выполнив 3 задания по понятийному принципу, ребенок не может объяснить свой выбор. Если при выборе «лишней» картинки ребенок в 3-х и более случаях ориентируется не на существенные признаки предметов, а на свои житейские представления (комплексное обобщение) и объясняет свой выбор в 2-х - 3-х заданиях, то такое выполнение соответствует уровню ниже среднего и оценивается в 2 балла. В 1 балл оценивается такое выполнение заданий, когда ребенок в 3-х - 4-х случаях осуществляет выбор, ориентируясь на несущественные, случайно выделенные им признаки и не может их обосновать. Это соответствует низкому уровню выполнения. Если выбор «лишней» картинки во всех 5-ти случаях происходит случайным образом, то задание считается невыполненным и ребенок получает 0 баллов. Последовательность событий Задание, состоит из двух частей: 1) выкладывание последовательности картинок; 2) устный рассказ по ним. Правильно найденная последовательность картинок (1—2—3—4) свидетельствует о том, что ребенок понимает смысл сюжета (3 балла), а устный рассказ показывает, может ли он выразить свое понимание в словесной форме. Бывают случаи, когда при неправильно выложенной последовательности рисунков испытуемый, тем не менее, сочиняет логическую версию рассказа. Такое выполнение задания рассматривается как хорошее, и оценивают в 3 балла. Если испытуемый правильно выложил последовательность картинок, но не смог составить хорошего рассказа, то желательно задать ему несколько вопросов, чтобы уточнить efo понимание изображённой последовательности событий. Составление рассказа с помощью наводящих вопросов расценивается как выполнение задания на среднем уровне (2 балла) как вполне хорошее. Если испытуемый правильно выложил последовательность картинок, но не смог составить рассказа даже с помощью наводящих вопросов, такое выполнение задания рассматривается как неудовлетворительное (1 баллов). 1 балл ставится также в том случае, если выложенная испытуемым последовательность картинок не соответствует рассказу, но после наводящего вопроса взрослого ребёнок меняет последовательность на соответствующую рассказу. В том случае, когда испытуемый не смог выложить картинки в нужной последовательности ему следует поставить 0 баллов. Особенно следует рассматривать случаи, когда молчание ребенка обуславливается личностными причинами: страх общения с незнакомыми людьми, боязнь допустить ошибку, ярко выраженная неуверенность в себе и т.д. Считается, что испытуемый не справился с заданием (0 баллов), если: — не смог восстановить последовательность картинок и отказался от рассказа; — каждая картинка рассказывается отдельно, без связи с остальными — в результате рассказ не получается; — на каждом рисунке просто перечисляются отдельные предметы. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|