Здавалка
Главная | Обратная связь

Произвольная сфера.



Методика «Узор»

Каждое правильное соединение засчитывается за 2 очка. Пра­вильными являются соединения, соответствующие диктанту (ключу). Для их выявления работа ребенка сверяется с ключом. На рисунках (1а, б, в, г) изображены ключи к задачам (рис. 1а — ключ к вводной задаче, на рис. 16, в, г — ключи к задачам первой, второй и третьей серий).

Штрафные очки (по одному) начисляются: 1) за лишние соеди­нения, не предусмотренные диктантом; 2) за разрывы только между правильнымисоединениями, соответствующими диктанту.

Все остальные возможные виды ошибок не учитываются вовсе, так как их наличие автоматически снижает количество начисляемых очков.

Максимально возможное количество очков в каждой серии — 20. Максимально возможное количество очков за выполнение всего задания — 60.

При переводе «сырых» очков в нормализованную стандартную шкалу выяснилось, что максимальный балл, набираемый детьми, выражается в 17 стандартных очках. Этот факт свидетельствует о недостаточной дифференцирующей силе методики: сравнительно


 


большой процент детей вьшолняет методику безошибочно, также как довольно много детей не справляются с ней вовсе. Однако, для данной методики это не является существенным недостатком, поскольку она рассчитана на констатацию конкретного умения действовать по словесному правилу. При определенном воспита­нии и, особенно при обучении детей, подобное произвольное действие вполне доступно ребенку старшего дошкольного возраста, а недоступность этого действия свидетельствует либо о суще­ственных недостатках воспитания и обучения, либо о затруднени­ях другого характера, связанных с недостатками общего развития.

Шкала перевода «сырых* очков (СО) в стандартные (СТ)

 

СО СТ СО СТ
50-45
44-37
36-33
32-24
23-17
16-15
14-12
57-55
54-51 10-0

Диагностика уровня развития игровой деятельности

Поитогам наблюдения делается вывод об уровне развития игры в соответствии с критериями, предложенными Д.Б. Элькониным. Первый уровень.

— Основное содержание игры составляют бытовые действия с предметами или игрушками (например, «кормление» или одева­ние кукол, перемещение машинок и пр.). Используются только
реалистические игрушки. Элементы воображения или игрового творчества отсутствуют.

— Действия детей однообразны и состоят из ряда повторяющих­ ся операций. Они могут осуществляться в определенной последо­вательности, хотя ее четкое соблюдение значения не имеет.

— Роль проявляется только в действиях. Дети не называют себя именами людей, роли которых исполняют.

— Дети играют рядом или поодиночке.

— Самостоятельная игра, как правило, кратковременна. Сти­мулом ее возникновения иногда становится игрушка или предмет-заместитель, ранее использованный ребенком в игре.

Второй уровень.

— Основное содержание игры составляют действия с предмета­
ми, причем на первый план выдвигается соответствие игрового действия реальному. Эти действия разворачиваются более полно и последовательно. Основные сюжеты бытовые. Одна и та же иг­ра многократно повторяется

— Логика действий соответствует их последовательности в реаль­ной действительности. Разнообразие действий увеличивается и выходит за пределы какого-либо одного вида (например, не толь­ ко кормление, но и приготовление обеда, укладывание спать, одевание и пр.). Нарушение последовательности действий факти­чески не принимается, но и не опротестовывается.

— Роль обозначается словом. В процессе игры дети иногда на­зывают себя или партнёра игровым именем («я — мама», «ты — шофёр»). Но речевое общение с ролевых позиций отсутствует.

— Правило еще явно не вычленяется, но оно уже может побе­дить в конфликте с непосредственным желанием.

— Возникает первое взаимодействие между участниками по поводу использовании общей игрушки или характера действия. Объединения детей кратковременны, малочисленны (2 — 3 ре­
бенка).

— Игрушки заранее не подбираются, но дети чаще используют одни и те же — любимые.

Третий уровень.

— Основным содержанием игры становится выполнение роли и вытекающих из нее действий. Начинают выделяться действия, передающие характер отношений к другим участникам игры.

— Роли четко обозначены и называются до начала игры. Они определяют и направляют поведение ребенка. Появляется ролевая речь, обращенная к партнеру по игре, но иногда проявляются и обычные внеигровые отношения.

— Логика, характер и направленность действий определяются ролью. Нарушение логики действий вызывает протесты играющих со ссылкой на то, что «так не бывает» (мамы не бегают, милици­
онеры не кричат и пр.)

— Вычленяется правило поведения, которому дети подчиняют свои действия. Хотя оно еще не полностью определяет поведение, но может победить возникшее непосредственное желание. Нарушение правил лучше замечается со стороны.

— Игрушки и предметы подбираются в соответствии с ролью. Игра чаще протекает как совместная деятельность, хотя взаимодей­ствие чередуется с партнерскими действиями, не связанными друг с другом, но соответствующими роли. Продолжительность игры увеличивается. Сюжеты становятся более разнообразными: дети от­ражают быт, труд отношения взрослых.

Четвертый уровень.

— Основное содержание игры составляет выполнение действий, связанных с отношением к другим людям, роли которых выпол­няют партнеры по игре.

— Роли четко определены и названы до начала игры. В соответ­ствии с ролью ребенок строит свое поведение до конца игры. Ро­левые функции детей взаимосвязаны. Речь носит ролевой характер.

— Действия в игре разнообразны, они воссоздают последова­тельность реальных действий. Игра эмоционально окрашена. Де­ти увлечены и вовлечены в игру. В словах и действиях присутст­вуют элементы творчества самих детей.

— Нарушение логики действий отвергается. В процессе игры ребе­нок следует строгим правилам, которые определяют его поведение.

— Объединения устойчивы и строятся на основе интереса детей к од­ним и тем же играм или на основе личных симпатий и привязанностей.

— В игре часто выделяется подготовительный этап: распределение ролей, отбор игрового материала, а иногда и его изготовление.
Количество детей, вовлеченных в игру, увеличивается до 5—6.

В соответствии с данными критериями психолог, на основании первичного протокола, оценивает уровень развития игры каждого ребёнка и заносит свою оценку в индивидуальную карту развития.

Методические рекомендации по проведению диагностики

Прежде чем приступать к проведению обследований, необходимо основательно изучить данное руководство. Только после того, как процедура тестирования полностью ясна для психолога, а все инст­рукции (лучше наизусть) выучены, разрешается приступать к работе.

Желательно до проведения тестирования все стимульные мате­риалы расположить в нужной последовательности. По возможно­сти все картинки должны быть наклеены на картон.

Бланк протокола должен быть размножен в необходимом количестве.

Рекомендуется предварительно провести пробные тестирования на хорошо развитых дошкольниках, чтобы получить некоторый опыт работы с материалами теста и отрепетировать подачу инст­рукций, протоколирование результатов и пр.

Предлагаемый комплекс методик включает как групповые, так и индивидуальные процедуры обследования. Следует проводить обследование в два этапа — групповой и индивидуальный.

Начинать следует с индивидуального. Целесообразно проводить методики в следующем порядке.

1. Формы общения ребёнка со взрослым

2.«Картинки»

3. «4 — лишний»

4. «Последовательность событий».

Проведение данных методик позволит психологу, в случае, ес­ли он приходит в группу впервые, хорошо познакомиться с деть­ми, запомнить их имена, что особенно важно для диагностики иг­ровой деятельности.

Опыт показывает, что примерная продолжительность этого эта­па равна 30—40 мин для каждого ребёнка. Соответственно за один день психолог может охватить 4—5 детей.

На втором этапе (в другой день, желательно в первой половине дня) проводится групповое обследование. Группа детей должна включать от 5 до 12 человек. Диагностику в группе следует прово­дить в такой последовательности:

1. «Узор»

2. Перцептивное моделирование

3. Схематизация

4. Наблюдение за игрой

Проведение первых трёх методик в группе детей занимает при­мерно 40 мин. Обследование по данной системе методик лучше всего проводить весной, когда дети заканчивают старшую груп­пу (стандартизация методик сделана по весеннему обследова­нию). Обследование может осуществляться и осенью с детьми не младше 5 лет 3 мес. Обычно обследование проводится в ут­реннее время, вместо занятий. Перед началом обследования необходимо приготовить рабочие места для детей. Для этого в два-три ряда расставляются столики так, чтобы дети могли си­деть по одному за столиком. На каждый столик раскладывается комплект тетрадок в том порядке, в котором с ними будут ра­ботать дети. Каждому ребенку дается один простой карандаш. Следует иметь несколько запасных карандашей. Карандаши подбираются без ластиков.

Обычно обследование проводят двое взрослых — ведущий и его помощник. Ведущий имеет свой комплект тетрадок с методиками, которые он показывает детям в процессе объяснения. Веду­щий дает детям инструкции и вместе с помощником помогает де­тям выполнить обучающие задания. Помощник подписывает все тетради, помогает ведущему в процессе проведения обследования.

Ни ведущий, ни помощник не должны оказывать детям помощь в выполнении заданий (кроме обучающих). Если дети просят оце­нить правильность выполнения заданий или помочь в решении, то следует сказать, что ребенок хорошо думает, что важно все ре­шить самому, и все дети теперь сами справляются с заданиями.

Ведущий и помощник после проведения каждой методики собирают соответствующие тетради (детей просят поднять руку, когда они за­кончат задания в тетради). Перед тем, как забрать у ребенка тетрадь, необходимо проверить, есть ли его отметки на каждой странице тет­ради (иногда дети просто пропускают страницу). Если страница про­пущена, ребенка просят выполнить находящееся на ней задание.

Если кто-нибудь из детей выполняет задания очень медленно и заметно отстает от группы, то у такого ребенка следует отложить тетрадь с незаконченным заданием (если его выполнение застав­ляет ждать других детей). После завершения обследования ребенок заканчивает выполнение заданий в отложенной тетради.

После проведения перечисленных методик проводится наблюде­ние за свободной игрой в течении получаса. В случае, если игра детей разворачивается не сразу, а по истечение 15—20 мин., на­блюдение следует продолжить.

При проведении тестирования, кроме строгого соблюдения ин­струкций, также необходимо: соблюдать порядок выполнения за­даний в каждом тесте; не давать испытуемым никаких пояснитель­ных инструкций; контролировать время выполнения теста; фикси­ровать результаты выполненных заданий в Бланке протокола.

В процессе обследования первичные данные на каждого ребён­ка отмечаются в специальном протоколе (см. приложение 8 и 9), а затем подвергаются количественной и качественной обработке. Результаты обработки заносятся в Индивидуальную карту разви­тия ребёнка.

На завершающем этапе диагностики психолог проводит специ­альную беседу с воспитателем, в которой выясняет, как воспита­тель оценивает (по пятибалльной шкале) достижения каждого ре­бёнка в различных сферах:

коммуникативной (насколько хорошо умеет ребёнок общаться со взрослыми и со сверстниками);


познавательной (как воспитатель оценивает умственные способ­ности ребёнка и его успешность на занятиях);

произвольность (насколько ребёнок организован, дисциплини­рован, послушен)

развитие игровой деятельности (умеет ли ребёнок играть в роле­вые игры — принимает ли роль, общается ли с партнёрами по иг­ре, может ли соблюдать правила игры)

Оценки воспитателя (в баллах) заносятся в соответствующие графы Индивидуальной карты развития ребёнка.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 10

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.