Здавалка
Главная | Обратная связь

Рефлексивная самооценка учебной деятельности



Цель: выявление рефлексивности самооценки школьников и учебной деятельности.

Оцениваемые универсальные учебные действия: личностное действие самоопределения в отношении эталона социальной роли «хороший ученик»; регулятивное действие оценивания своей учебной деятельности.

Возраст: 10.5—11 лет.

Метод оценивания: фронтальный письменный опрос.

Описание задания: учащимся предлагается в свободной форме письменно ответить на вопросы:

1. Как ты считаешь, кого можно назвать хорошим учеником? Назови качества хорошего ученика.

2. Можно ли тебя назвать хорошим учеником?

3. Чем ты отличаешься от хорошего ученика?

4. Что нужно, чтобы можно было уверенно сказать про себя «Я — хороший ученик»?

Критерии оценивания:

адекватность выделения качеств хорошего ученика (успеваемость, выполнение норм школьной жизни, положительные отношения с одноклассниками и учителем, интерес к учению)

Уровни рефлексивной самооценки школьника:

1. Называет только одну сферу школьной жизни.

2. Называет две сферы школьной жизни.

3. Называет более двух сфер школьной жизни; дает адек­ватное определение отличий «Я» от «хорошего ученика».

Уровни оценивания:

1. Называет только успеваемость.

2. Называет успеваемость и поведение.

3. Дает характеристику по нескольким сферам; дает адек­ватное определение задач саморазвития, решение которых не­обходимо для реализации требований роли «хороший ученик»

1 — нет ответа. 2 — называет достижения. 3 — указывает на необходимость самоизменения и саморазвития.

Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Г.Ю. Ксвнзовой)

Цель: определение уровня сформированности учебно-по­знавательного интереса школьника.

Оцениваемые универсальные учебные действия: действие смыслоооразования, установление связи между содержанием учебных предметов и познавательными интересами учащихся.

Возраст: 7—10 лет.

Метод оценивания: индивидуальный опрос учителя.

Описание задания: методика представляет собой шкалу с описанием поведенческих признаков, характеризующих отно­шение школьника к учебным задачам и выраженность его1 учебно-познавательного интереса. Учителю необходимо отме­тить наиболее характерные особенности поведения каждого) ученика при решении учебных задач (см. табл.2).

 

Уровень 1 может быть квалифицирован как несформированность учебно-познавательного интереса; уровни 2 и 3 — как низкий познавательный интерес; уровень 4 — удовлетворитель­ный; уровень 5 — высокий; уровень 6 — очень высокий.

 

 

Опросник мотивации

Цель: выявление мотивационных предпочтений школьников в учебной деятельности.

Оцениваемые универсальные учебные действия: действие; смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для школьника.

Возраст: 8—10 лет.

Метод оценивания: фронтальный письменный опрос.

Описание задания: опросник содержит 27 высказываний, объединенных в 9 шкал: 1 — отметка; 2 — социальная мотивация одобрения — требования авторитетных лиц (стремление заслужить одобрение или избежать наказания); 3 — познавательная мотивация; 4 — учебная мотивация; 5 — социальная мотивация — широкие социальные мотивы; б -] мотивация самоопределения в социальном аспекте; 7 — прагматическая внешняя утилитарная мотивация; 8 — социальная мотивация — позиционный мотив; 9 — отрицательное отно­шение к учению и школе.

Ниже приведены высказывания учащихся, соответствую­щие каждой из перечисленных шкал.

1. Отметка:

— чтобы быть отличником,

— чтобы хорошо закончить школу,

— чтобы получать хорошие отметки.

2. Социальная мотивация одобрения — требования авторитетных лиц:

— чтобы родители не ругали,

— потому что этого требуют учителя,

— чтобы сделать родителям приятное.

3. Познавательная мотивация:

— потому что учиться интересно,

— потому что на уроках я узнаю много нового,

— потому что в школе я получаю ответы на интересу­ющие меня вопросы.

4. Учебная мотивация:

— чтобы получить знания,

— чтобы развивать ум и способности.

— чтобы стать образованным человеком.

5. Социальная мотивация — широкие социальные мотивы:

— чтобы в будущем приносить людям пользу.

— потому что хорошо учиться — долг каждого ученика перед обществом.

— потому что учение — самое важное и нужное дело в моей жизни.

6. Мотивация самоопределения в социальном аспекте:

— чтобы продолжить образование,

— чтобы получить интересную профессию,

— чтобы в будущем найти хорошую работу.

7. Прагматическая внешняя утилитарная мотивация:

— чтобы в дальнейшем хорошо зарабатывать,

— чтобы получить подарок за хорошую учебу,

— чтобы меня хвалили.

8. Социальная мотивация — позиционный мотив:

— чтобы одноклассники уважали,

— потому что у нас в школе хорошие учителя и я хо­чу, чтобы меня уважали,

 

—потому что не хочу быть в классе последним.

9. Негативное отношение к учению и школе:

—мне не хочется учиться,

—я не люблю учиться,

—мне не нравится учиться.

Ученик должен внимательно прочитать приведенные ниже высказывания своих сверстников о том, зачем и для чего они учатся. Затем ответить, что он может сказать о себе, о своем отношении к учебе. С некоторыми из этих утверждений он может согласиться, с некоторыми нет. Учащийся должен оценить степень своего согласия с этими утверждениями по 4-балльной шкале:

4 балла — совершенно согласен; 3 — скорее согласен; 2 - скорее не согласен, чем согласен; 1 — не согласен.

  1. Я учусь, чтобы быть отличником.
  2. Я учусь, чтобы родители не ругали.
  3. Я учусь, потому что учиться интересно.
  4. Я учусь, чтобы получить знания.
  5. Я учусь, чтобы в будущем приносить людям пользу.
  6. Я учусь, чтобы потом продолжить образование.
  7. Я учусь, чтобы в дальнейшем хорошо зарабатывать.
  8. Я учусь, чтобы одноклассники уважали.
  9. Я не хочу учиться.
  10. Я учусь, чтобы хорошо закончить школу.
  11. Я учусь, потому что этого требуют учителя.
  12. Я учусь. потому что на уроках я узнаю много нового.
  13. Я учусь, чтобы развивать ум и способности.
  14. Я учусь, потому что хорошо учиться — долг каждого ученика перед обществом.
  15. Я учусь, чтобы получить интересную профессию.
  16. Я учусь, чтобы получить подарок за хорошую учебу.
  17. Я учусь, потому что у нас в школе хорошие учителя и я хочу чтобы меня уважали.

18. Я не люблю учиться.

19. Я учусь, чтобы получать хорошие отметки.

20. Я учусь чтобы сделать родителям приятное.

21. Я учусь, потому что в школе я получаю ответы на интересующие меня вопросы.

22. Я учусь, чтобы стать образованным человеком.

23. Я учусь, потому что учение — самое важное и нужное дело в моей жизни.

24.Я учусь, чтобы в будущем найти хорошую работу.

25. Я учусь, чтобы меня хвалили.

26. Я учусь, потому что не хочу быть в классе последним.

27. Мне не нравится учиться.

Обработка результатов: подсчитывается количество бал лов, набранных по каждой шкале. Строится профиль мотивационной сферы, дающий представление об особенностях смысловой сферы учащегося.

Критерии оценивания: Интегративные шкалы:

• учебно-познавательная — суммируются баллы по шкалам (3 — познавательная + 4 — учебная);

• социальная — суммируются баллы по шкалам (5 — широкие социальные мотивы + 6 — мотивация самоопределения в социальном аспекте);

• внешняя мотивация — суммируются баллы по шкалам: (1 — отметка + 7 — прагматическая);

• социальная — стремление к одобрению — суммируются баллы по шкалам (2 — требования авторитетных лиц + 8 -социальная мотивация — позиционный мотив);

• негативное отношение к школе — 9.

Уровни оценивания:

0. Пик на шкале «негативное отношение к школе».

1. Пики неадекватной мотивации (внешняя, социальная одобрение).

2. Нет явного преобладания шкал, выражены учебно-познавательная и социальная шкалы.

3. Пики учебно-познавательной и социальной мотивации. Низкие показатели негативного отношения к школе.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.