Здавалка
Главная | Обратная связь

Глава 16. Построение подготовки в течение года



(В.Н. Платонов, М.М. Шабир) ...................................................................................... 204

16.1. Общие основы построения годичной подготовки ....................................... 205

16.2. Двухцикловое планирование............................................................................... 211

16.3. Трехцикловое планирование................................................................................ 228

16.4. Четырехцикловая система .................................................................................. 230

16.5. Пятицикловое планирование ............................................................................. 242

16.6. Шести- и семицикловая система.......................................................................... 245



 



Глава 17. Непосредственная подготовка к главным

соревнованиям года (В.Н. Платонов)........................................................... 254

17.1. Непосредственная подготовка к Играм Олимпиад

и чемпионатам мира..................................................................................................... 254

17.2. Подготовка к главным соревнованиям посредством серии подготовительных соревнований 265

17.3. Особенности подготовки в течение 2 — 4 недель, предшествующих главным соревнованиям 267

17.4. Предстартовая подготовка ....................................................................................... 267

Глава 18. Построение программ тренировочных занятий

(А.А. Драгунов, В.Н. Платонов, С.А. Фесенко)................................................ 274

18.1. Общие основы построения программ тренировочных занятий ............................. 274

18.2. Программы занятий спринтеров................................................................................. 281

18.3. Программы занятий пловцов, специализирующихся на средние дистанции........... 284

18.4. Программы занятий стайеров..................................................................................... 285

Глава 19. Построение программ микроциклов (В.Н. Платонов,

ЮМ. Шкребтий) ..................................................................................... 287

19.1. Виды микроциклов и построение втягивающих микроциклов ............................. 287

19.2. Построение ударных микроциклов............................................................................. 288

19.3. Построение восстановительных и подводящих микроциклов................................. 299

19.4. Построение соревновательных микроциклов............................................................ 305

Глава 20. Силовая подготовка (В.Н. Платонов)................................ 307

20.1. Виды силовых качеств и основные направления силовой подготовки . . . 307

20.2. Тренировочные режимы и методы, применяемые в процессе

силовой подготовки ................................................................................................... 311

20.3. Силовая подготовка на суше....................................................................................... 320

20.4. Повышение способностей к реализации силового потенциала

при плавании и силовая подготовка в воде................................................................ 328

20.5. Контроль силовых качеств ....................................................................................... 335

Глава 21. Скоростная подготовка (Л.А. Драгунов, В.Н. Платонов)... 343

21.1. Виды скоростных способностей и средства скоростной подготовки..... 343

21.2. Методика скоростной подготовки................................ 348

21.3. Контроль скоростных способностей.............................. 353

Глава 22. Развитие выносливости (ММ. Булатова, В.Н. Платонов)................ 354

22.1. Виды выносливости и факторы, ее определяющие ................................................ 354

22.2. Развитие общей выносливости ................................................................................. 360

22.3. Развитие специальной выносливости ....................................................................... 361

22.4. Совершенствование важнейших компонентов специальной выносливости............ 365

22.5. Контроль выносливости ........................................... V^^^....................................... 376

Глава 23. Развитие гибкости (В.Н. Платонов)................................... 382

23.1. Виды и методика развития гибкости.......................................................................... 382

23.2. Контроль гибкости....................................................................................................... 393

Глава 24. Развитие координационных способностей

(ММ. Булатова, В.Н. Платонов)................................................................. 395

24.1. Виды и методика развития координационных способностей.................................... 395

24.2. Контроль координационных способностей ............................................................. 400




Глава 25. Средства восстановления и стимуляции

работоспособности (В.Н. Платонов)................................................... 403

25.1. Характеристика средств восстановления и стимуляции работоспособности ......... 405

25.2. Фармакологическое обеспечение стимуляции работоспособности

и восстановительных процессов ............................................................................... 412

25.3. Основные направления использования средств управления работоспособностью и восстановительными процессами 421

25.4. Планирование средств восстановления и стимуляции работоспособности в процессе подготовки пловцов 424

Глава 26. Питание в системе подготовки пловцов (В.Д. Попов,

В.Л. Смульский)....................................................................................... 427

26.1. Энергетические траты и суточная потребность в энергии

у пловцов ..................................................................................................................... 427

26.2. Питание пловцов в различные периоды годичной подготовки................................ 430

26.3. Особенности базисного питания стайеров и спринтеров

и их питания перед соревнованиями........................................................................... 433

26.4. Особенности питания юных пловцов ...................................................................... 435

26.5. Особенности питания женщин..................................................................................... 436

26.6. Регулирование массы тела и питание ....................................................................... 437

26.7. Фармакологическое обеспечение подготовки пловцов............................................ 440

Глава 27. Естественная и искусственная гипоксия

в системе подготовки пловцов (ММ. Булатова, В.Н. Платонов) ...................... 445

27.1. Срочная и долговременная адаптация организма спортсмена

к горным условиям...................................................................................................... 445

27.2. Формы гипоксической тренировки............................................................................ 450

27.3. Оптимальная высота для горной подготовки............................................................ 452

27.4. Срочная акклиматизация спортсменов при подготовке в горах.............................. 454

27.5. Особенности реакклиматизации и деадаптации после возвращения

в условия равнины....................................................................................................... 456

27.6. Искусственная гипоксическая тренировка в системе подготовки

пловцов ........... |......................................................................................................... 457

27.7. Тренировка в горах в системе годичной подготовки пловцов .............................. 459

27.8. Тренировка в горах в системе непосредственной подготовки

к главным соревнованиям........................................................................................... 466

ГЛАВА 28. Пловец в условиях нарушения циркадных ритмов

(М.М. Булатова)..................................................................................... 469

28.1. Суточные изменения состояния организма ........................................................... 469

28.2. Тренировка и соревнования в различное время суток .......................................... 470

28.3. Десинхронизация циркадных ритмов организма

после дальних перелетов............................................................................................. 471

28.4. Временная адаптация спортсменов после дальних перелетов ............................. 474

ГЛАВА 29. Заболевания и травматизм у пловцов

(Б. Мак-Аллистер, А.В. Ричардсон).............................................................. 478

29.1. Травмы и заболевания опорно-двигательного аппарата........................................... 478

29.2. Болевые ощущения в области плечевого сустава .................................................. 482

29.3. Болевые ощущения в области коленного сустава .................................................. 485

29.4. Болезни уха................................................................................................................... 486

29.5. Заболевания глаз ....................................................................................................... 487

29.6. Бронхоспазм, вызванный физической нагрузкой .................................................. 488

Литература ........................................................................................ 490

б


ПРЕДИСЛОВИЕ

Плавание — один из наиболее массовых и популярных видов спорта. Он включает шесть дисциплин — вольный стиль, брасс, на спине, баттерфляй, комплексное плавание, эстафеты. Плавание является вторым после легкой атлетики видом спорта по количеству разыгрываемых медалей. На чемпи­онате мира 1998 г. медали были разыграны в 36 видах соревнований, а на Играх XXVII Олимпиады 2000 года спортсмены будут стартовать в 32 видах.

Подготовка пловцов высшего класса, способных устанавливать миро­вые рекорды, добиваться побед в крупнейших соревнованиях, ведется во многих странах мира. Только в течение последнего десятилетия чемпиона­ми Игр Олимпиад и мира становились пловцы из США, Австралии, Рос­сии, Германии, Китая, Украины, Венгрии, Ирландии, ЮАР, Финляндии, Канады, Испании, Японии, Новой Зеландии, Бельгии, Коста-Рики, Польши, Швеции, Нидерландов, Франции.

Уже одного этого факта достаточно, чтобы убедиться, сколь высока конкуренция и сколь эффективной должна быть методика подготовки пловцов, которая позволила бы им включиться в борьбу за мировые рекор­ды, победы в Играх Олимпиад, чемпионатах мира и Европы.

С удовлетворением следует отметить, что несмотря на огромные труд­ности, которые сегодня переживает спорт в странах, расположенных на территории бывшего СССР, специалистам этих стран удалось добиться значительных результатов в подготовке пловцов высокого класса, в основ­ном сохранить систему воспитания спортивного резерва и другие дости­жения советской школы плавания, учесть опыт подготовки сильнейших за­рубежных пловцов, найти перспективные пути повышения эффективнос­ти работы в новых социальных условиях. Свидетельством этого является ряд имен спортсменов, подготовленных в России и Украине в последние годы и добившихся выдающихся результатов на международной арене. В их числе, в первую очередь, следует назвать А. Попова, Д. Панкратова (Россия), Д. Силантьева, Я. Клочкову, С. Бондаренко (Украина).

Вполне понятно, что с каждым годом эффективность подготовки плов­цов все в большей мере определяется уровнем знаний тренеров, владени­ем ими тонкостями технического, тактического, функционального и пси­хологического совершенствования спортсменов.

Следует отметить, что в последние годы уровень и объем специальных знаний в этой области резко возросли. Во-первых, этот период характе­ризуется плодотворной научно-исследовательской работой в области мор­фологии и физиологии, биомеханики и биохимии спортивного плавания. Интересные и практически ценные знания были получены при разработ­ке структуры соревновательной деятельности пловцов; путей оптимизации системы контроля, управления и моделирования в системе спортивной подготовки; методики развития различных двигательных качеств — силы,



 


 


выносливости, скоростных способностей, гибкос­ти, координации; эффективных вариантов спор­тивной техники, методики психологической под­готовки; оптимальной структуры многолетней и годичной подготовки, методики построения важ­нейших элементов структуры процесса подготов­ки — этапов, периодов, различных циклов, заня­тий. Естественно, что обобщение этой информа­ции, ее систематизация, доведение до уровня практических рекомендаций и внедрение в прак­тику — действенный путь повышения качества подготовки пловцов высокого класса.

Во-вторых, огромные возможности для совер­шенствования системы знаний в области подго­товки пловцов высокого класса таит опыт плава­тельных центров различных стран мира, в кото­рых воспитаны выдающиеся спортсмены послед­них лет. Здесь накоплена поистине уникальная информация. Ведь вполне естественно, что в сис­теме подготовки выдающихся пловцов сконцент­рирован положительный опыт внедрения самого передового, что есть в арсенале организационно-методических и материально-технических дости­жений современного плавания. Поэтому обоб­щение опыта подготовки сильнейших пловцов мира позволяет существенно расширить и обо­гатить систему знаний о подготовке пловцов вы­сокого класса.

Все это мы пытались учесть при написании данного учебника. В основу его содержания поло­жено обобщение современного знания в двух направлениях развития спортивного плавания:

• научная разработка всех важнейших*компо-нентов системы спортивной подготовки пловцов высокой квалификации;

• практика подготовки выдающихся пловцов последних десятилетий в различных странах, от­ражающая достижения наиболее известных школ, руководимых ведущими тренерами и пред­ставленных победителями и призерами Игр Олимпиад и чемпионатов мира и Европы.

Особое^" внимание обращено на наиболее сложные и иногда противоречивые положения спортивной подготовки, что потребовало привле­чения большого фактического материала, под­тверждающего выдвигаемые положения. Авторы стремились не только обобщить сведения о со­временной методике подготовки пловцов, но и увязать их в стройную систему, так как лишь при этом возможно использование таких сведений для действительно научного управления процес­сом совершенствования пловцов.

Разработкой системы подготовки пловцов за­нимаются специалисты различных стран. В опре­деленных направлениях наибольших успехов дос-


тигли специалисты США. Особенно велики их достижения в изучении и совершенствовании техники плавания. Другие стороны системы под­готовки пловцов всесторонне и глубоко разрабо­таны европейскими специалистами, в первую очередь, из Германии, Украины, России. Это относится к различным аспектам спортивного от­бора, ориентации, контроля и управления, по­строения многолетней и годичной подготовки, структуры микроциклов, занятий и др.

Для того чтобы содержание книги включало наиболее современное и объективное знание, к ее подготовке привлечены авторы из разных стран — Украины, России, США, Канады, Туниса, хоро­шо известные в мире специалисты, всесторонне владеющие информацией и имеющие глубокие знания в конкретной области. Авторы стремились к тому, чтобы содержание материала опиралось на результаты новейших научных исследований, опыт передовой практики, достижения в смеж­ных научных дисциплинах — общей теории спорта, кинезиологии, гидродинамике, специаль­ных ответвлениях физиологии, морфологии, био­химии, медицины, психологии. Поэтому в каж­дой главе представлен фактический материал, подтвержденный эффективными результатами.

Предлагаемый учебник состоит из 6 частей, включающих 29 глав. Первая часть посвящена анализу техники плавания. В ней содержится современная информация об основах техники, перспективных направлениях ее совершенство­вания. Подробно рассмотрены техника гребка при плавании различными способами, техника старта, поворота, финиша, проанализированы принципиальные положения технического совер­шенствования пловцов.

Во второй части впервые подробно рассмот­рена теория и методика соревнований, соревно­вательной деятельности и соревновательных на­грузок пловцов. Представлен углубленный подход к изучению структуры соревновательной дея­тельности, анализируются структура соревнова­тельной деятельности пловцов высокого класса, направления тактического совершенствования пловцов, варианты тактики, применяемые спорт­сменами высокого класса.

В третьей части дана общая характеристика системы отбора и ориентации пловцов, методика их отбора на всех этапах многолетнего совершен­ствования. Особое внимание уделено методике ориентации подготовки пловцов, позволяющей максимально раскрыть индивидуальные резервы каждого спортсмена.

Четвертая часть посвящена подробному рас­смотрению системы построения процесса подго-



 


 


товки пловцов. Подробно освещены различные стороны многолетней подготовки пловцов. Воп­росы их годичной подготовки рассмотрены в свя­зи с проблемой интенсивной соревновательной деятельности в течение большей части года. Особое внимание уделено непосредственной под­готовке пловцов высокого класса к главным со­ревнованиям года, их предстартовой подготовке. Подробно изложена методика построения прог­рамм тренировочных занятий и микроциклов.

В пятой части дана характеристика двигатель­ных (физических) качеств и физической подго­товки пловцов. Рассмотрены основы структуры различных двигательных качеств — силовых, ско­ростных, выносливости, гибкости, координацион­ных способностей. Приведена методика развития различных двигательных качеств, контроля за эф­фективностью их развития.

В шестой части представлены сведения, отно­сящиеся к так называемым внешним (внетрени-ровочным и внесоревновательным) факторам, играющим важную роль для обеспечения резуль­тативности процесса подготовки пловцов к сорев­нованиям. Рассматриваются средства восстанов-


ления и стимуляции работоспособности в систе­ме подготовки пловцов, особенности их питания. Изложены основы применения естественной (тренировка в горных условиях) и искусственной гипоксии в подготовке пловцов. Затронута проб­лема влияния циркадных ритмов на эффектив­ность подготовки, временной адаптации спорт­сменов после дальних перелетов. Отдельная глава посвящена анализу заболеваний и специфическо­го травматизма у пловцов.

Эта книга является самой крупной и разно­сторонней работой по теории и методике подго­товки пловцов высокого класса из всех, когда-ли­бо издававшихся у нас в стране и за рубежом.

Авторы уверены, что учебник окажется по­лезным не только для студентов вузов физичес­кого воспитания и спорта, готовящихся к тре­нерской карьере, тренеров по плаванию, но мо­жет вызвать интерес и у специалистов других циклических видов спорта (гребля, беговые дис­циплины легкой атлетики, конькобежный спорт и др.), а также спортивных врачей, научных работников и, конечно, спортсменов высокой квалификации.

Владимир Платонов


ОБАВТОРАХ

АБСАЛЯМОВ Т.М. (Россия) — кандидат педагогических наук, доцент, заместитель начальника управления науки Министерства Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму.

БУЛАТОВА М.М. (Украина) — доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой информатики и передовых технологий Национального университета физического воспитания и спорта Украины.

БУЛГАКОВА Н.Ж. (Россия) — доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой плавания Российской государственной академии физической культуры.

ДРАГУНОВ Л.А. (Украина) — кандидат педагогических наук, доцент кафедры олим­пийского и профессионального спорта Национального университета физического воспитания и спорта Украины.

КОЛВИН С. (Канада) — один из ведущих в мире специалистов по плаванию. Быв­ший технический директор Канадской ассоциации плавания, обладатель сертифи­ката Американской ассоциации тренеров по плаванию за выдающиеся достижения.

МАГЛИШО Э.У. (США) — доктор философии, профессор Калифорнийского универ­ситета в Бейкерсфильде, автор широко известных в мире публикаций по технике плавания.

МАК-АЛЛИСТЕР Б.П. (США) — профессор Университета Северного Иллинойса. Медицинский координатор Водного центра университета Индианы, тренер на­циональной сборной команды США по плаванию.

ПЛАТОНОВ В.Н. (Украина) — доктор педагогических наук, профессор, ректор Национального университета физического воспитания и спорта Украины, заведу­ющий кафедрой олимпийского и профессионального спорта.

ПОПОВ В.Д. (Украина) — профессор, заведующий лабораторией спортивной ме­дицины экстремальных состояний Государственного научно-исследовательского института физической культуры и спорта.

РИЧАРДСОН А.Б. (США) доктор медицины, один из наиболее известных в мире специалистов в области профилактики и лечения травм у пловцов.

САХНОВСКИЙ К.П. (Украина) — доктор педагогических наук, профессор, заведую­щий лабораторией программирования процесса подготовки спортсменов Государст­венного научно-исследовательского института физической культуры и спорта.

СМУЛЬСКИЙ В.Л. (Украина) — доктор педагогических наук, профессор, заведую­щий лабораторией специального питания Государственного научно-исследова­тельского института физической культуры и спорта.

ФЕСЕНКО С.Л. (Украина) — кандидат педагогических наук.

ШАБИР М.М. (Тунис) — кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории спортивной тренировки Тунисского института физической культуры.

ШКРЕБТИЙ Ю.М. (Украина) — кандидат педагогических наук, профессор, прорек­тор Национального университета физического воспитания и спорта Украины.

ШУБЕРТ М. (США) — один из наиболее известных в мире тренеров по плаванию, тренер олимпийской сборной США по плаванию (1976—1988 гг.), старший тренер известных в мире плавательных центров "Мишон Вьехо Нададорес" (Калифорния) и "Мишон Бей" (Флорида).



 


 


глава 1







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.