Здавалка
Главная | Обратная связь

Построение процесса подготовки пловцов




 


При анализе начальной подго­товки ряда выдающихся пловцов, в том числе неоднократных олим­пийских чемпионов Д. Монтгомери и М. Мигер (ее мировой рекорд на 200 м баттерфляем удерживается уже 19 (!) лет), выявлена следующая любопытная тенденция; они в зна­чительном объеме преодолевали ко­роткие отрезки с интенсивностью, близкой к максимальной (часто в форме игр и эстафет). Это требует, на наш взгляд (особенно если дело касается подготовки юных пловцов, проявляющих предраспо­ложенность к спринту), пересмотра широко распространенных реко­мендаций по построению начальной подготовки в основном на базе дли­тельного равномерного плавания.

Ведущие тренеры мира в основ­ном придерживаются единой пози­ции в отношении структуры и со­держания этапа начальной подго­товки, в соответствии с которой она должна быть подчинена укреп­лению здоровья детей, устранению недостатков в их физическом раз­витии, разносторонней физической подготовке, формированию интере­са к занятиям плаванием, обучению всевозможным двигательным уме­ниям и навыкам, основам техники избранного вида спорта. Причем, чем меньше возраст начинающих пловцов, тем менее целенаправлено и на более разнообразном материа­ле решаются эти задачи.

Этап предварительной базовой подготовки.Разносторонняя подго­товка на этом этапе при небольшом объеме специальных упражнений более благоприятна для последую­щего спортивного совершенствова­ния, чем специализированная. Стремление увеличить объем спе­циально-подготовительных упраж­нений, как правило, приводит к быстрому росту результатов юных пловцов, но в дальнейшем неиз­бежно негативно сказывается на становлении их спортивного мас­терства.

Важнейшим принципом подго­товки на втором этапе является


доступность для подростка трени­ровочных и соревновательных на­грузок и развитие его физических качеств и функциональных воз­можностей в строгом соответствии с особенностями возраста. При этом очень важно учитывать темпы биологического развития юного спортсмена.

Суммарный объем тренировоч­ной работы в начале рассматривае­мого этапа не должен превышать 25 %, а к его окончанию 50 % харак­терного для этапа максимальной реализации индивидуальных воз­можностей.

На втором этапе многолетнего совершенствования многие пловцы приступали к ежедневным, а неко­торые — и к двухразовым трениро­вочным занятиям в течение дня. При этом некоторые выдающиеся стайеры (например, В. Сальников), тренируясь уже 10—11 раз в неде­лю, проплывали при этом 50-60 км. Основное внимание в про­цессе их подготовки уделялось по­вышению аэробных возможностей организма и развитию силовой вы­носливости. Для спринтеров же ха­рактерен существенно меньший объем плавания — 20 — 35 км в не­делю. При этом в процессе их под­готовки основное внимание уде­лялось повышению скоростных и координационных способностей, а также развитию скоростной силы, что во многом обеспечивалось ши­роким применением элементов раз­ных видов спорта и подвижных игр.

Это еще раз убеждает в том, что
на втором этапе многолетнего со­
вершенствования уже необходима
дифференциация подготовки плов­
цов, предрасположенных к спринту
и к длинным дистанциям. При под­
готовке первых необходимо такое
соотношение тренировочных

средств, которое позволяло бы раз­вить функциональные возможнос­ти спортсменов и создать фунда­мент для их дальнейшего роста и не повредило бы наследственно обус­ловленной предрасположенности к



ГЛАВА 1 5








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.