Здавалка
Главная | Обратная связь

ГЛАВА 16 Построение подготовки в течение года




Рис. 16.19

Динамика общей (1), вспомогательной (2) и специальной (3) подготов­ки в различных макроциклах шестицикловой системы годичной подго­товки (средние данные од­ного недельного микроцикла)


проявляется уже по такому показа­телю, как объем специальной под­готовки в первом и втором мезо-циклах заключительного, шестого, макроцикла. Как видим, объем спе­циальной подготовки в ударных микроциклах в 1,5 — 3 раза превы­шает планировавшийся в каждом из 10 недельных микроциклов, предшествовавших главным сорев­нованиям года и составляет в сред­нем 65 %, в то время как среднего­довой объем такой подготовки зна­чительно ниже — 45 %.

Не менее перспективной пред­ставляется система многоциклового планирования годичной подготовки на основе рационального сочетания макроциклов с преимущественно базовой и полуспециальной направ­ленностью подготовки с макроцик­лами специальной направленности. На рис. 16.20 представлена схема семициклового построения годич­ной подготовки с двумя макроцик­лами базового и полуспециального (вспомогательного) характера и пятью специальными макроцикла­ми. Базовые макроциклы (первый и четвертый) продолжительны (10 и 9 нед соответственно), специальные значительно короче — три макро­цикла по 6 нед и два по 7 нед.

В первом макроцикле базового характера 7-недельный подготови­тельный период включает 3 мезо-цикла: втягивающий, базовый — общеподготовительной направлен-


ности, базовый — полуспециальной направленности. Соревнователь­ный период непродолжителен и включает 2-недельный предсорев-новательный мезоцикл. Примерно по такой же схеме построен чет­вертый базовый макроцикл с тем лишь отличием, что в нем не плани­руется втягивающий мезоцикл, первый базовый мезоцикл менее продолжителен, а тренировка во втором базовом мезоцикле прово­дится в условиях среднегорья. Это, в свою очередь, требует более про­должительного последующего пред-соревновательного мезоцикла, за­вершающегося главными соревно­ваниями макроцикла.

Второй и седьмой соревнова­тельные макроциклы разделены на два 3-недельных периода — подго­товительный и соревновательный, первый из которых планируется в условиях среднегорья. Отсутствие тренировки в горных условиях в остальных трех соревновательных макроциклах позволяет укоротить соревновательные периоды.

Макроциклы заметно различа­ются по динамике нагрузок различ­ной направленности, объему обще­подготовительных, полуспециаль­ных и специальных средств. От макроцикла к макроциклу возрас­тает суммарный объем работы, суммарная величина нагрузки в недельных микроциклах, а также повышается доля средств специаль­ной направленности. Поэтому наи­более высокие показатели нагруз­ки, общего объема работы и объ­ема средств специальной подготов­ки планируются в макроциклах, за­вершающихся наиболее ответ­ственными соревнованиями. В этом легко убедиться, если мы сравним содержание одинаковых по продолжительности и общей структуре макроциклов, но распо­ложенных на разных этапах трени­ровочного года (например, второго и седьмого, третьего и шестого). Как седьмой по сравнению со вто­рым, так и шестой по сравнению с третьим характеризуются не толь-


ЧАСТЬ 4 Построение процесса подготовки пловцов



 


 


Рис. 16.20

Динамика нагрузки (1) и соотношение работы об­щей (2), вспомогательной (3) и специальной (А) направленности в общем объеме тренировочной работы в сходных по структуре макроциклах. Мезоциклы: В — втягивающий; Б — базовый; КП — контроль­но-подготовительный; ПС — предсоревновательный; С — соревновательный. Периоды: ПГ — подготовитель­ный, С — соревновательный, П — переходный


ко большим суммарным объемом работы, наличием в их структуре микроциклов с максимально воз­можными нагрузками, но и осо­бенно значительным увеличением средств специальной направлен­ности (рис. 16.21).

В том, что увеличивается объем специальной подготовки и умень­шается объем общей, можно убе­диться, ознакомившись с рисунком 16.22, на котором представлена ди­намика различных видов подготов­ки в течение года. Как видим, кри­вые, обрамляющие динамику и со­отношение общей и специальной подготовки во многом напоминают те, которые характерны для одно-цикловой системы построения го­дичной подготовки.

В конце каждого макроцикла планируется недельный восстано­вительный микроцикл который в этих случаях играет роль кратко­временного переходного периода.


Исключение составляет заключи­тельный, седьмой, макроцикл, кото­рый завершается 2-недельным ме-зоциклом, являющимся, по сущес­тву, переходным периодом.

Суммарный объем и соотношение работы различной направленности в течение года и макроцикла

Характер соревновательной дея­тельности пловцов с наличием ком­понентов скоростно-силового и ко­ординационного характера (старт, поворот), а также циклической ра­боты обусловливают сложную структуру подготовленности плов­ца, которую необходимо сформиро­вать в течение годичной подготовки для достижения высоких результа­тов в главных соревнованиях.

Для этого пловцы вынуждены выполнять огромный объем трени-


ГЛАВА 16 Построение подготовки в течение года



Рис. 16.21

Соотношение общей, вспомогательной, специаль­ной подготовки и активно­го отдыха в общем объеме тренировочной работы в сходных по структуре макроциклах: a - II макроцикл (139 ч); б — VII макроцикл (150 ч); в - III макроцикл (108 ч); г - VI макроцикл (117 ч)


Рис. 16.22

Динамика общей (1)

и специальной (2)

подготовки при семицикло-

вом построении годичной

подготовки


ровочной и соревновательной рабо­ты, максимально разнообразить процесс подготовки, применяя сот­ни упражнений на суше и в воде, способствующих локальному совер­шенствованию тех или иных ка­честв и способностей или их ин­теграции применительно к задачам эффективной соревновательной де­ятельности.

Распределение работы различ­ной направленности в течение года и каждого макроцикла в интересах планомерной подготовки к главным соревнованиям является сложной научно-практической проблемой. Становление рациональной струк­туры подготовленности пловца в течение года и каждого макроцик-


ла формируется поэтапно, что обусловлено рядом объективных факторов.

Опыт подготовки пловцов вы­сокого класса убедительно свиде­тельствует о том, что увеличение суммарного объема работы в тече­ние года — один из важнейших факторов роста их достижений (табл. 16.20). Вместе с тем в 80 —90-е годы отмечалась стабилизация объе­ма выполняемой работы и особенно количества тренировочных занятий и тренировочных дней.

При этом у многих сильнейших пловцов отмечались параметры тре­нировочной работы существенно меньше указанных. Например, от­дельные выдающиеся спринтеры проплывали в течение года 1300 — 1600 км.

Для формирования готовности пловца к высоким достижениям в течение года и отдельного трениро­вочного макроцикла необходимо определенное время для становле­ния всего комплекса адаптаци­онных реакций. Специфика кон­кретной дистанции, выражающаяся в оптимальной структуре подготов-



ЧАСТЬ 4 Построение процесса подготовки пловцов


ленности к соревновательной дея­тельности пловцов, и их индивиду­альные особенности существенно влияют на темпы формирования адаптационных реакций, необходи­мых для достижения наивысших спортивных результатов.

Практика подготовки пловцов высокого класса и специальные ис­следования показывают, что для достижения пика готовности к со­ревнованиям обычно требуется подготовка в течение 7—10 месяцев при суммарном объеме работы 900— 1100 ч и общем количестве за­нятий 380-420.

Пловцы, имеющие большое ко­личество специфических для их специализации мышечных волокон адаптируются медленнее тех, у кого таких волокон меньше. При одина­ковых объемах работы нагрузка на специфические двигательные еди­ницы значительно меньше у спорт­сменов, имеющих больше таких единиц, что связано с их взаимоза­меняемостью в процессе работы. Отсюда и более длительное форми­рование долговременной адаптации мышц. Однако именно в этом слу­чае формируется более высокий и устойчивый уровень адаптации мышц к специфическим нагрузкам. Например, стайеры, у которых в


мышцах, несущих основную на­грузку, не более 55 — 60 % МС-воло-кон, нередко достигают лучших результатов года уже в весенних стартах, после 5 — 6 мес подготовки. Однако затем их результаты ста­билизируются или даже несколько ухудшаются. Пловцы, у которых не менее 70 — 75 % благоприятных для их специализации волокон, по­казывают лучшие результаты ле­том, в главных соревнованиях, для чего им требуется 9—10 мес подго­товки.

Чем ниже исходный уровень подготовленности пловца в начале тренировочного года или макроцик­ла, тем продолжительнее период формирования высокой подготов­ленности.

Выбор оптимального в течение года соотношения работы различ­ной преимущественной направлен­ности существенно влияет на эф­фективность процесса подготовки. На рис. 16.23 видно, что с увеличе­нием объема аэробной работы воз­растает уровень максимального потребления кислорода (МПК), од­нако когда ее время достигает 800 ч в год, рост МПК резко замед­ляется, а при дальнейшем увели­чении объема работы вообще прек­ращается. Одновременно с повы-



ТАБЛИЦА 16.20 Динамика максимальных параметров тренировоч­ной работы (за год) у пловцов высокого класса (1968-2000 гг.)



ГЛАВА 16 Построение подготовки в течение года



Рис. 16.23

Зависимость прироста

величины МПК (А)

и измерение показателя

прироста величины

КД макс (Б) от объема

аэробной тренировочной

работы (Волков, 1986)


шением объема работы аэробной направленности снижаются показа­тели максимального кислородного долга (КД макс), характеризующего максимальную анаэробную емкость организма, угнетаются скоростно-силовые качества. В связи с этим возникает задача выбрать опти­мальное соотношение работы раз­личной направленности в течение года с тем, чтобы добиться наиболь­шего прироста спортивного резуль­тата. При этом следует учесть спе­циализацию, уровень подготов­ленности, индивидуальные особен­ности спортсмена. Так, пловец, обладающий высоким уровнем аэробной производительности, обусловленным природными дан­ными или предшествующей трени­ровкой, может основное внимание уделить работе анаэробного харак­тера. Есть выдающиеся пловцы, специализирующиеся на дистанци­ях 100 и 200 м, у которых уровень МПК без большого объема работы достигает 5,0 —6,0 л в 1 мин. И им, естественно, следует сместить ос­новной акцент тренировки на раз­витие спринтерских качеств, повы­шение анаэробных возможностей, экономичности работы и др.

При рациональной подготовке уже через 3 — 4 мес достигается максимум потребления кислорода. Показатели же функциональной экономичности оказываются наи­высшими в соревновательный пе­риод, что свидетельствует о бес­перспективности применения на специально-подготовительном эта­пе подготовительного и в сорев­новательном периоде нагрузок,


направленных на повышение мощ­ности функциональной системы энергообеспечения.

С подобным положением мы сталкиваемся и при выборе рацио­нальной динамики нагрузок иной направленности, связанных с по­вышением функциональных воз­можностей других систем. Напри­мер, при развитии силовых качеств у пловцов широко используются разнообразные тренажеры и обо­рудование, в высшей степени эф­фективные для повышения макси­мальной силы, но недостаточно отвечающие специфике силовых проявлений в процессе соревнова­тельной деятельности. В результате их использования уже через 1,5 — 2 мес существенно возрастает мак­симальная сила, прирост которой в зависимости от ее исходного уровня, объема и интенсивности применяемых силовых нагрузок, эффективности методики и ряда других факторов колеблется от 10 до 40 % и более.

Однако интенсивный прирост максимальной силы сопровождает­ся снижением способности к реали­зации силового потенциала в про­цессе соревновательной деятельнос­ти. Фаза сниженной реализации силовых качеств обычно длится от 4 до б нед после начала интенсив­ной силовой подготовки (Платонов, 1997). Резко возрастающие силовые возможности входят в противоре­чие со сложившейся координацион­ной структурой движений, наруша­ется внутримышечная и межмы­шечная координация, сложившиеся механизмы регуляции движений,


ЧАСТЬ 4








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.