Здавалка
Главная | Обратная связь

И дополнительных занятий



Рис. 19.7

Фрагмент ударного микро­цикла при двух занятиях в течение дня (схема) Нагрузки занятий: Б — боль­шая, 3 - значительная, Ср — средняя, М - малая. Направ­ленность занятий: С — повы­шение скоростных возможнос­тей; Ан — повышение вынос­ливости при работе анаэроб­ного характера; А — повыше­ние выносливости при работе аэробного характера; К - занятие комплексной направленности. Физические качества:

1 — скоростные возможности,

2 — выносливость при работе анаэробного характера,

3 - выносливость при работе аэробного характера


можностей, то второе не должно проводиться в условиях значитель­ного утомления, вызванного пер­вым. Иначе у пловцов нарушается координация движений, изменяют­ся их основные скоростно-силовые параметры, что затрудняет совер­шенствование техники и повыше­ние скоростных возможностей.


Нельзя согласиться с бытующей точкой зрения, согласно которой проведение двух — трех занятий в те­чение дня это дробление однократ­ной нагрузки. Опытные тренеры, увеличивая количество занятий в течение дня до двух — трех, к работе выполняемой в одном занятии, до­полнительно вводят определенные




 


 



 


 


упражнения, включаемые во второе и третье занятия. Достаточно ска­зать, что современные мастера пла­вания тренируются 2 — 3 раза в день, затрачивая на работу в воде до 5 — 7 ч ежедневно, а раньше, при одно­разовых ежедневных занятиях, про­должительность тренировки не пре­вышала 2 —2,5 ч. За счет увеличения количества занятий в течение дня дневной объем плавания у многих сильнейших пловцов достиг 18 — 20 км, а годовой — 2500 — 3500 км, в то время как 30 — 35 лет назад, когда количество занятий в течение не­дельного микроцикла у квалифици­рованных пловцов обычно не пре­вышало 6 — 9, объем плавания был в 3 — 4 раза меньше.

Вместе с тем, эффективность 2 —3-разовых занятий в течение дня высока лишь в тех случаях, когда рационально сочетаются наг­рузки основных и дополнительных занятий и увеличение общего коли­чества занятий не сопровождается уменьшением количества занятий с


большими нагрузками, которые служат мощным стимулом роста тренированности.

При трех занятиях в течение дня, два проводятся в воде, а одно — на суше. Утром, как правило, прово­дится занятие в воде, днем — на су­ше, вечером — опять в воде. Такой режим широко распространен в подготовке пловцов высокого класса при централизованной ее организа­ции в плавательных центрах, шко­лах-интернатах спортивного профи­ля, на различных сборах. В этом слу­чае построение микроциклов еще больше усложняется. Особенно важно правильно определить нап­равленность занятий на суше, с тем чтобы программа утреннего занятия в воде отрицательно не сказывалась на качестве работы на суше, а пос­ледняя, в свою очередь, не противо­речила направленности последую­щего занятия в воде. В табл. 19.5 представлены целесообразные соче­тания занятий в воде и на суше при трех занятиях в течение дня.


ГЛАВА 19 Построение программ микроциклов


Структура микроциклов в зна­чительной мере определяется пери­одом макроцикла. В зависимости от преимущественных задач того или иного периода существенно варьи­руют основные характеристики программ микроциклов: общий объем работы на суше и в воде, ко­личество занятий, соревнователь­ных стартов и т.д.

19.3. ПОСТРОЕНИЕ ВОССТАНО­ВИТЕЛЬНЫХ И ПОДВОДЯЩИХ МИКРОЦИКЛОВ

Восстановительными микроцикла­миобычно завершается серия ударных микроциклов. Они приме­няются и после напряженной со­ревновательной деятельности. Их основная роль сводится к обеспе­чению оптимальных условий для восстановительных и адаптацион­ных процессов в организме спорт­смена, что обусловливает невысо­кую суммарную нагрузку и широ­кое использование в них средств активного отдыха.

В табл. 19.6 представлены наибо­лее общие характеристики недель­ных восстановительных микроцик­лов, применяющихся пловцами вы­сокой квалификации. Как видно, суммарный объем работы в часах меньше чем в ударных микроциклах примерно в два раза, в то время как объем плавания меньше в 3 — 4. Зна­чительно меньше и общее количес­тво занятий на суше и в воде, а за­нятия с большими и значительными нагрузками вообще не планируются.


Подводящие микроциклынап­равлены на непосредственное подве­дение пловца к соревнованиям. Их содержание может быть весьма раз­нообразным и зависит от системы подведения спортсмена к соревнова­ниям, и его индивидуальных особен­ностей. В зависимости от этого в подводящих микроциклах могут вос­производиться режим предстоящих соревнований, решаться вопросы полноценного восстановления и пси­хологической настойки.

Подводящие микроциклы обыч­но составляют содержание 3 —4-не-дельного мезоцикла, непосредствен­но предшествующего главным соревнованиям. Первые два-три подводящих микроцикла обычно предусматривают узкоспециализи­рованную подготовку к конкретным соревнованиям при относительно невысокой суммарной нагрузке и общем объеме работы, но при высо­кой специализированное™ прог­рамм отдельных занятий и их мак­симальной нацеленности на подго­товку пловцов к выступлениям на конкретных дистанциях (табл. 19.7).

Заключительные подводящие микроциклы этого мезоцикла, не­посредственно предшествующие главным стартам по основным ха­рактеристикам не отличаются от восстановительных (табл. 19.8). Однако на фоне общей незначи­тельной нагрузки в начале или се­редине микроцикла может плани­роваться занятие с большой или значительной нагрузкой. Занятия на суше, в отличие от восстанови­тельных микроциклов, не планиру-


       
 
 
   


ТАБЛИЦА 19.6

Характеристики

восстановительных

недельных микроциклов

подготовки пловцов

высшей квалификации



ЧАСТЬ 4 Построение процесса подготовки пловцов


ГЛАВА 19 Построение программ микроциклов








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.