Здавалка
Главная | Обратная связь

ЧАСТЬ 5 Развитие двигательных качеств у пловцов





 


 


20.4. ПОВЫШЕНИЕ СПОСОБ­НОСТЕЙ К РЕАЛИЗАЦИИ СИЛОВОГО ПбТЕНЦИАЛА ПРИ ПЛАВАНИИ И СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА В ВОДЕ

В результате объемной и напря­женной работы силовой направлен­ности, выполняемой на суше с применением разнообразных тре­нажеров и оборудования, у пловцов существенно возрастает уровень максимальной силы, силовой вы­носливости, взрывной силы. Одна­ко возросший уровень этих качеств преимущественно проявляется в тех двигательных действиях и усло­виях работы, которые имели место в процессе тренировки. Возросший уровень силовых качеств в резуль­тате работы на суше далеко не всегда обеспечивает повышение уровня скоростно-силовых возмож-


ностей и выносливости при выпол­нении скоростно-силовой работы специального характера в воде. А задачей силовой подготовки плов­цов является именно достижение высоких показателей силы и мощ­ности движений при выполнении основных двигательных действий, характерных для плавания: старта, поворота, работы циклического ха­рактера. Поэтому в силовой подго­товке выделяется очень важный раздел, связанный с повышением способностей пловцов к реализа­ции имеющегося силового потенци­ала в процессе плавания.

Наши многолетние наблюдения показывают, что в пределах трени­ровочного макроцикла, не зависимо от структуры тренировочного про­цесса и особенностей силовой под­готовки, просматриваются 3 фазы взаимоотношений между уровнем силовых возможностей, являющих-


ГЛАЬА 20


Силовая подготовка


 


ся следствием тренировки на суше, и способностью к реализации сило­вых качеств в процессе плавания:

1 — фаза сниженной реализации,

2 — приспособительная фаза, 3 — фаза параллельного развития (Пла­тонов, Вайцеховский, 1985; Плато­нов, 1997).

Фаза сниженной реализации обычно охватывает период от 4 до 6 нед после начала интенсивной си­ловой подготовки. Резко возрастаю­щие силовые качества в результате широкого применения средств об­щей и вспомогательной подготовки входят в противоречие со сложив­шейся координационной структу­рой движений, нарушаются межмы­шечная и внутримышечная коорди­нация, сложившиеся механизмы регуляции движений, снижается эластичность мышц и связок, ухуд­шаются чувства темпа, ритма, раз­виваемых усилий, воды и т. п. Все это приводит к снижению макси­мальной скорости плавания, стаби­лизации или даже ухудшению (нес­мотря на возросший уровень сило­вых качеств) мощности гребковых движений, силы тяги, развиваемой при плавании, силовой выносливос­ти при тестировании в специфичес­ких условиях (плавание на привязи).

Начало приспособительной фа­зы следует связывать с постепен­ным возрастанием возможностей к реализации силовых качеств, что проявляется в повышении макси­мальной силы тяги при плавании, силовой выносливости при плава­нии на привязи, постепенном уве­личении коэффициента использо­вания силовых качеств. В этой фазе восстанавливаются специали­зированные восприятия — чувства времени, воды, развиваемых усилий; постепенно возрастает абсолютная скорость плавания с полной коорди­нацией движений, при помощи рук и ног. В течение этой фазы посте­пенно улучшается динамическая и кинематическая структура движе­ний, техника все в большей мере со­ответствует постепенно возрастаю­щему уровню силовых качеств. Про-


должительность указанной фазы мо­жет достигать 3 — 4 нед.

Фаза параллельного развития наиболее продолжительна и обычно охватывает заключитель­ную часть общеподготовительного и весь специально-подготовитель­ный этап подготовительного перио­да. В этой фазе совершенствование силовых качеств осуществляется параллельно со становлением тех­нического мастерства. Широкое ис­пользование специальных силовых упражнений в воде позволяет довольно быстро и эффективно увязывать возрастающий уровень силовых ^возможностей со всем комплексом других компонентов, обеспечивающих в конечном счете высокий уровень скоростных воз­можностей и специальной вынос­ливости при плавании.

Продолжительность каждой из первых двух фаз, а также эффек­тивность совершенствования спо­собностей пловцов к реализации силового потенциала во многом оп­ределяются их индивидуальными способностями. Однако основной является рациональная методика тренировки. При этом следует учи­тывать необходимость: 1) рацио­нального подбора упражнений си­лового характера, выполняемых на суше; 2) использования тренажеров и оборудования, позволяющих обеспечить совмещенное развитие силовых качеств и совершенство­вание технического мастерства; 3) целесообразного соотношения объемов работы общего, вспомога­тельного и специального характера, а также средств силовой подготов­ки на суше и в воде; 4) учета инди­видуальной структуры силовой под­готовленности конкретного пловца; его способностей быстро перестра­ивать структуру движений, тонко дифференцируя усилия по време­ни, в пространстве; скорости адап­тационных перестроек; особен­ностей технического мастерства и т. д.

При планировании программ за­нятий силовой направленности во



ЧАСТЬ 5








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.