Развитие выносливости
обусловливается высоким содержанием гемоглобина, окислительных ферментов и митохондрий и БС-во-локон, в которых преобладает анаэробный гликолиз в условиях работы относительно малой интенсивности. Однако, несмотря на то что уровень ПАНО во многом обусловлен генетическими факторами, пловцы высокого класса могут выполнять работу, требующую затрат 70 - 75 % МПК и более без существенного накопления лактата, в то время как в организме нетренированного человека он интенсивно накапливается при работе на уровне 50-70% МПК. Следует учитывать, что упражнения на выносливость с нагрузкой на одни группы мышц не вызовут соответствующих адаптационных изменений в мышечных клетках другой группы; повышение выносливости в беге или езде на велосипеде еще не обеспечивает соответствующей выносливости при плавании. Поэтому функциональный потенциал организма пловца, приобретенный при работе по развитию выносливости, может быть реализован в соревновательной деятельности в двух случаях: 1) если он явился результатом применения специфических ^средств тренировки; 2) если был приобретен в процессе неспецифических для плавания упражнений, однако на последующих этапах тренировки с помощью комплекса специально-подготовительных средств был адаптирован к специфическим условиям плавания. Для достижения высоких показателей выносливости у пловцов должна быть сформирована очень гибкая, вариативная техника, позволяющая достигать заданного уровня скорости плавания при существенных колебаниях динамических и пространственно-временных характеристик движений. Это позволяет пловцу преодолевать дистанцию с постоянной скоростью при существенно изменяющейся внутренней среде организма и, таким образом, демонстрировать высокий уровень выносливости, особенно при проплывании дистанций, которые требуют предельной мобилизации анаэробных гликоли-тических возможностей и сопровождаются тяжелыми ощущениями утомления. Поэтому методика развития выносливости должна соответствовать особенностям двигательных действий и функциональных проявлений в процессе соревнований. К сожалению, система педагогических воздействий, обычно реализуемая в практике подготовки квалифицированных пловцов, в основном предполагаем моделирование условий соревнований по внешним характеристикам упражнений (длина дистанций и отрезков, скорость их прохождения и т. п.). Не отрицая целесообразности такого подхода, в дополнение к нему следует моделировать в тренировочном процессе и все те компенсаторные преобразования в динамической и кинематической структуре движений, деятельности важнейших функциональных систем, которые обеспечивают высокую и равномерную скорость на всех отрезках соревновательной дистанции. В процессе развития выносливости могут применяться разнообразные по характеру и продолжительности упражнения. В арсенале средств развития общей выносливости есть упражнения, построенные на материале циклических видов спорта, спортивных игр, выполняемые на тренажерах. Применяемые упражнения могут вовлекать в работу большую часть мышечного аппарата или же быть узконаправленными, т. е. носить частичный или локальный характер. Упражнения циклического характера, направленные на развитие общей выносливости, по продолжительности могут достигать 2 —3 ч и более. В то же время развитию, например, алактатных анаэробных возможностей способствуют упражнения длительностью не более ЧАСТЬ 5 ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|