Здавалка
Главная | Обратная связь

ЧАСТЬ 6 Внетренировочные и внесоревновательные факторы в системе подготовки





Рис. 25.1

Педагогические средства восстановления


работы, использование средств ак­тивного отдыха.

Большое значение в качестве средства восстановления имеет компенсаторная работа — упражне­ния, выполняемые с невысокой ин­тенсивностью (существенно ниже уровня порога анаэробного обмена - 30-50% МПК). Такая работа обеспечивает интенсивный крово­ток в мышцах и в то же время не приводит к производству лактата, а, напротив, способствует интенсифи­кации процесса его устранения. Продолжительность такой работы между основными упражнениями в процессе тренировки обычно ко­леблется в диапазоне 30—120 с, а между стартами в соревнованиях 5—15 мин. Малоинтенсивная работа в паузах между отдельными упраж­нениями оказывает тем большее по­ложительное влияние, чем выше была интенсивность предыдущих


упражнений. Например, скорость удаления лактата после предельных нагрузок гликолитического характе­ра при пассивном отдыхе 0,02 — 0,03 гл~ьмин-1. При физических нагрузках, интенсивность которых достигает 50 % уровня МПК, ско­рость удаления лактата может воз­расти до 0,08 —0,09 гл_,-мин-1, что связано с ускорением кровотока че­рез работающие мышцы.

Проведенные исследования убе­дительно продемонстрировали, что занятия с малыми и средними наг­рузками являются действенным фактором управления процессами восстановления после занятий с большими нагрузками. Однако ин­тенсификация процессов восста­новления после тренировочных за­нятий с большими нагрузками наб­людается лишь в том случае, если в дополнительных занятиях применя­ется работа принципиально иной


ГЛАВА 25 Средства восстановления и стимуляции работоспособности


направленности, при выполнении которой работоспособность опреде­ляется преимущественным функци­онированием других систем и меха­низмов.

Подробно останавливаться на возможностях педагогических средств восстановления здесь нет необходимости, так как эти вопро­сы нашли отражение в разделах, в которых рассматривались различ­ные аспекты построения процесса подготовки. Отметим лишь, что ра­циональное построение различных звеньев процесса подготовки, на­чиная от подбора тренировочных упражнений и заканчивая пла­нированием макроциклов, предпо­лагает использование всего ком­плекса педагогических средств, способных оказать положительное влияние на протекание процессов восстановления после отдельных упражнений, нагрузок занятий, микроциклов и т. д. Не следует за­бывать и об условиях, способству­ющих эффективному протеканию восстановительных процессов — создании благоприятного психоло­гического микроклимата при про-


ведении занятий и соревнований, рациональной организации отдыха и досуга и т. п.

Психологические средства.Пси­хологические средства восстанов­ления в последние годы получили широкое распространение. С их помощью удается быстро снизить нервно-психическую напряжен­ность, устранить состояние психи­ческой угнетенности, быстрее вос­становить затраченную нервную энергию, сформировать четкую ус­тановку на эффективное выполне­ние тренировочных и соревнова­тельных программ, довести до гра­ниц индивидуальной нормы напря­жение функциональных систем, участвующих в работе.

Психологические средства весь­ма разнообразны (рис. 25.2). К важнейшим из них относятся: ауто­генная тренировка и ее модифика­ция — психорегулирующая трени­ровка, внушенный сон-отдых, са­мовнушение, видеопсихологичес­кое воздействие. Значительное влияние на психическое состояние спортсмена оказывают условия тре­нировки и соревнований, организа-



Рис. 25.2

Психологические средства восстановлен ия



ЧАСТЬ 6








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.