Здавалка
Главная | Обратная связь

ГЛАВА 16 Построение подготовки в течение года





 


 


лах мезоцикла. Например, втягива­ющие мезоциклы обычно начина­ются втягивающим микроциклом с малой нагрузкой и широким ис­пользованием упражнений, далеких по характеру и структуре от сорев­новательных. Это способствует по­вышению общей физической под­готовленности пловцов и созданию предпосылок развития отдельных сторон их специальной подготов­ленности. В конце втягивающего мезоцикла возрастает суммарная нагрузка отдельных микроциклов, значительно изменяется их преиму­щественная направленность в сто­рону развития качеств и способнос­тей, определяющих специальную подготовленность пловцов. Таким образом, типом мезоцикла опреде­ляются сочетание и суммарная на­грузка отдельных микроциклов в мезоциклах, основные количес­твенные характеристики их прог­рамм (табл. 16.1, 2).


ДВУХЦИКЛОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Двухцикловую систему подготовки наиболее успешно реализовали пловцы США, в частности, команда Техасского университета, которая в 80-е годы неоднократно станови­лась победителем командного пер­венства США, и команда Индиан-ского университета, прославивша­яся своими достижениями в 70-е годы.

Подготовка пловцов предусмат­ривает планирование двух макро­циклов в течение года, каждый из которых завершается ответствен­ными соревнованиями (рис. 16.1).

Первый макроцикл охватывает период с середины сентября по апрель и включает два этапа — подготовительный и соревнова­тельный.

В сентябре планируется отно­сительно небольшой объем плава-


ЧАСТЬ 4 Построение процесса подготовки пловцов



Рис. 16.1

Двухцикловое планирование годичной подготовки силь­нейших пловцов США (на примере плавательного клуба университета штата Индиана): а — величина нагрузки, б — общий объем работы; 1 - объем работы на суше; 2 — объем работы в воде; стрелками обозначено время проведения главных соревнований


ния (2 — 5 км в день) при одноразо­вых занятиях. Тренировка носит втягивающий характер. В октябре нагрузка планомерно возрастет. Преимущественная направлен­ность работы — совершенствова­ние техники каждого способа пла­вания. Особое внимание уделяется отработке техники гребка, совер­шенствованию техники старта и поворота.

Представим в качестве примера типичную программу занятия, про­водимого в октябре:

Утро (бассейн 50 м):

разминка: 2 х (200 м вольный стиль + + 150 м брасс + 100 м на спине + 50 м баттерфляй);

плавание с помощью ног — 20 х (25 м вольный стиль -I- 25 м баттерфляй);

плавание с дополнительным сопро­тивлением — 20 х (25 м вольный стиль + + 25 м баттерфляй);

плавание на технику — 15 х (25 м с помощью рук, 25 м с помощью ног, 25 м в общей координации), интервал между отрезками 10 с.

Вечер: (бассейн 25 м):

игра в водное поло 1 — 1,5 ч.

Суммарный объем работы в каждом недельном микроцикле в


октябре — 12—15 ч. Примерно треть этого времени отведено рабо­те на суше (прежде всего по разви­тию силовых качеств и гибкости и спортивным играм), а две трети -работе в воде. При этом пловцы проплывают 20 — 25 км.

В октябре тренировочный про­цесс постепенно интенсифицирует­ся: включаются дополнительные за­нятия, несколько возрастает интен­сивность работы и ее объем в од­ном занятии. Однако наиболее нап­ряженная работа приходится на но­ябрь—декабрь. Количество занятий в недельном микроцикле увеличи­вается до 12, возрастает интенсив­ность и объем работы в одном заня­тии.

В микроциклах с наибольшей нагрузкой общий объем работы в течение недели достигает 28 — 32 ч. При этом объем работы на суше, направленной в первую очередь на развитие силовых качеств и гиб­кости, обычно колеблется от б до 8 ч (около 25 %), объем плавания у спринтеров составляет 60 — 75 км, у специализирующихся на средних дистанциях — 75 — 85 км, а у стайе­ров — 95—100 км. Женщины обычно выполняют около 85 — 95 %


ГЛАВА 1 6








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.