ЧАСТЬ 4 Построение процесса подготовки пловцов
Рис. 19.6 Влияние занятий со средними нагрузками на особенности последействия занятий с большими нагрузками (схема): С — повышение скоростных возможностей; А — повышение выносливости при работе аэробного характера; Б — занятия с большой нагрузкой; Ср - занятия со средней нагрузкой; 1 — скоростные возможности, 2 — выносливость при работе анаэробного характера, 3 - выносливость при работе аэробного характера тельное. В основных занятиях пловец выполняет большой объем работы, направленной на развитие качеств и способностей, влияющих на результат и получает значительную или большую нагрузку. Эти занятия оказывают решающее влияние на рост тренированности. В дополнительных занятиях объем работы меньше, нагрузка малая или средняя, но круг задач весьма широк: поддержание уровня физических качеств, совершенствование техники, тактики и т.д. Велики возможности использования дополнительных занятий и в качестве активного отдыха. В отдельных случаях в течение дня применяются два основных либо два дополнительных занятия. Применение двух основных занятий, т.е. с большими или знанительными нагрузками, характерно для подготовки квалифицированных спортсменов, когда для дальнейшего повышения их функциональных возможностей необходимо оказать на организм особенно сильное воздействие. Применение двух дополнительных занятий связанно с необходимостью снижения суммарной нагрузки из-за возможного переутомления. При двухразовых занятиях в день важно целесообразно чередовать их по преимущественной направленности. Оптимально проведение основного занятия во второй половине дня, поскольку напряженные утренние занятия нередко приводят к нарушению сна во второй половине ночи. По этой же причине утром не следует широко использовать скоростные упражне- ния. В табл. 19.4 представлены целесообразные сочетания в течение дня основных и дополнительных занятий. Рациональное чередование основных занятий с дополнительными занятиями со средними или малыми нагрузками практически не вызывает увеличения суммарной нагрузки микроцикла по сравнению с проведением только одного основного занятия в день, однако значительно повышает объем выполняемой работы. Если же направленность основных и дополнительных занятий одинакова, то наблюдается более глубокое утомление спортсменов. На рис. 19.7 приведен фрагмент тренировочного микроцикла при рациональном чередовании основных и дополнительных занятий. Таким образом, рациональная организация двухразовых занятий позволяет существенно увеличить суммарный объем тренировочной работы без переутомления спортсменов. Иногда возможно проведение подряд двух занятий одинаковой направленности. К этому прибегают обычно в процессе подготовки спортсмена высокой квалификации (для создания условий, способствующих максимальной мобилизации тех или иных функциональных систем организма) или при отставании в развитии определенного двигательного качества. Однако далеко не все занятия можно сочетать таким образом. Если, например, применяются подряд два занятия, направленные на повышение скоростных воз- ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|