Здавалка
Главная | Обратная связь

Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания



Содержание

Стр.

1. Цель работы…………………………………………………………………4

2. Циклы поршневых ДВС……………………………………………………4

3. Задание на выполнение курсовой работы………………………………...8

4. Требования к выполнению расчетов и выполнению

курсовой работы……………………………………………………………9

5. Методика выполнения работы (пример)…………………………………10

6. Список литературы………………………………………………………...21

 


Цель работы

Достижения современной промышленности, авиации, косми­ческой техники оказались возможными в результате освоения мощ­ных источников энергии - это гидравлические, паровые и газовые турбины; двигатели внутреннего сгорания; компактные и мощные ракетные и реактивные двигатели. Стержневое значение в этом развитии энергетики имели и имеют термодинамика и тепломассообмен, являющиеся теоретической базой создания теплоэнер­гетических машин и установок.

Эта дисциплина является одной из основных дисциплин цикла учебных планов направления 140500 «Энергомашиностроение» специальности 140501 - «Двигатели внутреннего сгорания» и относится к циклу общих математических и общенаучных дисциплин. В Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по специальности 140501 ей посвящены следующие строки:

 

ЕН.Ф.03.02 Термодинамика и тепломассообмен: «…термодинамические свойства рабочих тел энергетических установок и аппаратов; циклы энергетических установок и аппаратов; внутренний КПД цикла; газовые и комбинированные циклы; …»

Целью курсовой работы является углубление и закрепление знаний по теме «Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания» путем приобретения навыков практического применения основных законов идеального газа для анализа и расчетов термодинамических процессов. Выполнение курсовой работы позволит расширить и закрепить знания об идеальных и теоретических циклах поршневых двигателей внутреннего сгорания, на практическом примере усвоить методику термодинамического анализа и расчета циклов.

Циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания

Назначение всякого теплового двигателя состоит в преобразовании теплоты в работу. Необходимая для перевода в работу теплота получатся при сгорании жидких, твердых или газообразных топлив. Топливо может сжигаться вне тепловой машины – это так называемые двигатели внешнего сгорания. Двигатели, в которых процесс сгорания топлива осуществляется в рабочем пространстве машины, называются двигателями внутреннего сгорания.

Рабочий процесс поршневого двигателя внутреннего сгорания заключается в следующем (рис.1). При движении в цилиндре 1 поршня 2 от верхней мертвой точки (ВМТ) вниз при открытом впускном клапане 3 (который, как и выпускной клапан 5, расположен в головке цилиндра) совершается такт всасываниятопливо-воздушной смеси (или воздуха) (рис.2). В нижней мертвой точке (НМТ) впускной клапан 3 закрывается и поршень 2, перемещаясь вверх, совершает такт, называемый тактом сжатия. Вблизи ВМТ топливо-воздушная смесь воспламеняется и давление вследствие выделяющейся теплоты резко поднимается. После завершения сгорания совершается рабочий такт(или такт расширения). Вблизи нижней мертвой точки (НМТ) открывается выпускной клапан 5, давление падает, и при движении поршня от НМТ к ВМТ отработавшие газы выталкиваются из цилиндра (такт выхлопа).

Эти четыре такта и составляют действительный цикл поршневого двигателя внутреннего сгорания.

Рабочие процессы в ДВС исследуются экспериментальным путем с помощью прибора, называемого индикатором, позволяющим получить индикаторную диаграмму,отражающую изменение давления в цилиндре двигателя.

 

 


 

Рис. 1

Из описания рабочего процесса реального ДВС видно, что он не является замкнутым (отработавшие порции рабочего тела выбрасываются в атмосферу). В рабочем процессе имеются все признаки необратимости: в нем изменяются не только термодинамические параметры но и химический состав рабочего тела; процессы всасывания и выхлопа не являются термодинамическими; отвод тепла от рабочего тела осуществляется выбросом продуктов сгорания в атмосферу; имеют место химические реакции (горение топливо-воздушной смеси), трение, конечные скорости движения поршня, теплообмен при конечной разности температур и т.д. В силу этого индикаторная диаграмма не является замкнутым круговым обратимым термодинамическим процессом и не дает возможности сравнительно просто определить изменение состояния рабочего тела в отдельных термодинамических процессах, из которых

состоит цикл поршневого ДВС.

 

Рис.2

 

В технической термодинамике исследуются не реальные процессы, происходящие в ДВС, а идеальные круговые процессы преобразования теплоты в механическую работу, т.е. идеальные циклы. Их изучение необходимо для оценки совершенства действительных тепловых процессов, происходящих в двигателях, а также для исследования факторов, влияющих на экономичность двигателя и совершаемую им работу. Так как в технической термодинамике исследуются лишь идеальные обратимые циклы, то для исследования цикла поршневого ДВС принимаются следующие допущения:

v рабочее тело представляет собой идеальный газ с постоянной теплоемкостью;

v его количество и состав в цикле не изменяются;

v подвод тепла к рабочему телу производится не за счет сгорания топливо-воздушной смеси, а обратимым образом от внешнего высокотемпературного (высшего) источника теплоты (ВИТ);

v процесс уноса теплоты с отработавшими продуктами сгорания при выхлопе заменяется обратимым процессом отвода тепла от рабочего тела к внешнему низкотемпературному (низшему) источнику теплоты (НИТ);

v между рабочим телом и внешними источниками теплоты имеет место бесконечно малая разность температур;

v процессы сжатия и расширения рабочего тела протекают адиабатно;

v механические потери (потери на трение) и потери теплоты в окружающую среду (передача теплоты от стенок и унос теплоты охлаждающей водой) отсутствуют.

Принятые допущения приводят к изучению идеальных термодинамических циклов ДВС, что позволяет производить сравнение различных двигателей и определять факторы, влияющие на их термические коэффициенты полезного

действия (термические кпд).

Идеальные циклы поршневых ДВС подразделяются на три типа:

v цикл с подводом тепла при постоянном объеме (при )– цикл Отто (рис. 3а);

v цикл со смешанным подводом тепла (как при постоянном объеме, так и при постоянном давлении) – цикл Тринклера (рис. 3б);

 
 

 


Рис. 3а Рис. 3б

 

 

       
 
   
 

 


Рис. 3 в Рис. 4

12341 – цикл с изохорным подводом тепла

12/341 – цикл с изобарным подводом тепла

12//3/341- цикл со смешанным подводом

v цикл с подводом тепла при постоянном давлении (при )- цикл Дизеля (рис 3в).

 

Характеристиками цикла со смешанным подводом тепла являются следующие величины:

- степень сжатия;

- степень изохорного повышения давления;

- степень предварительного (изобарного) расширения.

Термический коэффициент полезного действия этого цикла вычисляется по следующей зависимости [1]:

; (2.1)

Цикл с подводом тепла при постоянном объеме (при ) является частным случаем рассмотренного выше, когда степень изобарного расширения . Характеристиками цикла являются:

- степень сжатия;

- степень изохорного повышения давления.

Термический коэффициент полезного действия цикла с подводом тепла при [1]:

 

; (2.2)

Цикл с подводом тепла при постоянном давлении (при ) также является частным случаем цикла со смешанным подводом тепла, когда Его характеристики:

- степень сжатия;

- степень предварительного (изобарного) расширения.

Термический коэффициент полезного действия этого цикла равен [1]:

(2.3)

 

3. Задание на выполнение курсовой работы

3.1. Двигатель внутреннего сгорания работает по идеальному циклу, тип которого, характеристики и некоторые термодинамические параметры заданы (см. приложение 1). Приняв в качестве рабочего тела воздух (μ возд = 28,970), теплоемкости которого равны соответственно: Сv = (кДж/кгоК); Сp = (кДж/кгоК), выполнить исследование и сравнение заданного цикла с циклами двух других типов, для чего:

v вычислить параметры цикла во всех его характерных точках;

v определить термический коэффициент полезного действия (ηt);

v провести сравнение заданного цикла с циклами двух других типов по величине термического коэффициента полезного действия при одинаковых параметрах в точке 1 ( ) и заданных условиях сравнения (либо , либо ).

3.2. Сравнить термический коэффициент цикла ηt = max с термическим коэффициентом полезного действия цикла Карно, осуществляемого в том же диапазоне температур.

3.3. Выбрав в качестве рабочего тела смесь газов (состав задается в соответствии с приложением 2) и считая ее идеальным газом, исследовать влияние свойств рабочего тела на величину термического кпд цикла.

3.4. Для цикла с наибольшим значением термического коэффициента полезного действия (ηt = max), рабочим телом которого является смесь газов (считая ее идеальным газом), при заданных термодинамических параметрах в точке 1 и характеристиках, полученных при расчетах по п. 3.3 выполнить полный термодинамический анализ цикла, для чего:

v определить значения основных термодинамических параметров цикла во всех характерных точках ( );

v провести полный термодинамический расчет всех процессов, составляющих цикл (вычислить для каждого из процессов q, l, l/, Δu, Δi, Δs).

Результаты расчетов представить в виде таблиц.

3.5. Представить цикл по п.3.4 графически в p – v и T – s координатах.

3.6. дать краткое описание цикла в целом и указать, в каких типах двигателей он применяется, описать особенности работы этих двигателей.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.