Здавалка
Главная | Обратная связь

Экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия



 

Целью экономического анализа хозяйственной деятельности спроектированного предприятия является оценка его конкурентоспособности на рынке промышленного капитала, а также его платежеспособности, финансовой устойчивости, перспектив развития, но главное – нахождение резервов дальнейшего улучшения перечисленных показателей, которые являются критериями для сравнения экономического положения предприятия как с предыдущим (базовым) его состоянием, так и с показателями деятельности предприятий-конкурентов.

Результативность деятельности предприятия обусловливаются следующими показателями:

· показателями эффективности;

· периодом окупаемости капитала;

· точкой безубыточности производства.

Экономическая эффективность – относительный показатель, соизмеряющий полученный экономический эффект со всеми затратами, обусловившими данный эффект, или с ресурсами, использованными для его достижения. В первую очередь к показателям экономической эффективности относятся показатели капиталоотдачи и коэффициент оборачиваемости оборотных средств, которые характеризуют, соответственно, эффективность использования основных фондов и оборотных средств.

Капиталоотдача (Ко) показывает, сколько продукции (в стоимостном выражении) выпущено на 1 гривну стоимости основных средств:

(24)

где Вр– годовая выручка предприятия, грн.;

ОФср.г – среднегодовая стоимость основных средств (принимается условно в размере стоимости Кособорудования и помещений), грн.

 

Коэффициент оборачиваемости (O) характеризует число оборотов, которое совершают оборотные средства за определенный период времени:

(25)

где Вр– годовая выручка предприятия, грн.;

ОСо– средние остатки оборотных средств (принимаются условно в размере общей потребности предприятия в оборотных средствах Коб), грн.

Степень доходности предприятия можно оценить с помощью показателей рентабельности, среди которых следующие основные показатели:

· рентабельность продукции (Rп) рассчитывается как отношение прибыли от реализации продукции (Пр) к затратам на ее производство и реализацию (Зпр):

(26)

Для единицы продукции i-го вида прибыль от ее производства и реализации определяется по формуле:

Пpi= Цi– Спi. (27)

 

Затраты на производство и реализацию единицы продукции i-го вида равны полной себестоимости Спi. Сравнение видов выпускаемой продукции по данному показателю является одним из основных критериев оценки номенклатурной политики предприятия, а также ориентирует производителя на поиск резервов снижения себестоимости продукции;

· рентабельность активов (Rа) – отношение валовой прибыли к среднегодовой стоимости всех активов предприятия (Кср). Этот показатель характеризует, насколько эффективно используются основные и оборотные средства предприятия, и представляет интерес для кредитных и финансовых учреждений, деловых партнеров и т. д.:

(28)

 

В курсовой работе стоимость активов принимается условно в размере стоимости имущества предприятия Сим.

· рентабельность собственного капитала (Rс.к) – отношение чистой прибыли (Пч) к среднегодовой стоимости собственного капитала (Кс.с):

. (29)

 

В курсовой работе размер среднегодовой стоимости собственного капитала принимается равным собственному капиталу Ксоб. Рентабельность собственного капитала характеризует величину прибыли, которую дает каждая гривна, инвестированная собственником капитала, и служит для последнего критерием эффективности вложения своих средств на основе сравнения с банковским процентом по депозиту и доходностью государственных ценных бумаг.

· Период окупаемости капитала (Т) – это отношение капитала (Ксоб) к сумме чистой прибыли и амортизации:

. (30)

 

Этот параметр показывает через сколько лет окупятся вложенные в данное предприятие средства Ксобпри неизменных условиях производственно-финансовой деятельности.

Точка безубыточного ведения хозяйства. Концепция безубыточного ведения хозяйства может быть выражена в виде вопроса: сколько единиц продукции необходимо продать для возмещения произведенных для этого затрат без получения прибыли. При этом цены на продукцию устанавливаются таким образом, чтобы возместить все условно-переменные затраты и получить надбавку, достаточную для покрытия условно-постоянных затрат и получения прибыли.

Как только будет продано количество единиц продукции Qкр, достаточное для того чтобы возместить условно-постоянные и условно-переменные затраты (полную себестоимость), каждая проданная сверх этого единица продукции будет приносить прибыль, причем прирост количества данной прибыли зависит от соотношения условно-постоянных и условно-переменных затрат в структуре полной себестоимости.

Таким образом, как только объем проданных единиц продукции достигнет минимального значения, достаточного для покрытия полной себестоимости, предприятие начинает получать прибыль, которая растет быстрее, чем этот объем. Аналогичный эффект наблюдается в случае сокращения объемов хозяйственной деятельности, т. е. темпы снижения прибыли и увеличения убытков опережают темпы уменьшения объемов продаж.

Методика графического определения точки безубыточности показана на рис. 1. Для определения размера точки безубыточности затраты, связанные с производством и реализацией каждого вида продукции, необходимо разделить на условно-постоянные и условно-переменные.

 

Рисунок 1 – Графическое определение точки безубыточности производства

 

Аналитически расчет точки безубыточности ведется отдельно для каждого вида (А, В, С) выпускаемой предприятием продукции по формуле:

Qкрi= Ру-посi/ i– ру-перi), (31)

где Ру-посi– размер условно-постоянных расходов в себестоимости продукции, затраченных на производство всего запланированного объема i-го вида изделия, грн.;

ру-перi– размер условно-переменных расходов в себестоимости продукции, затраченных на производство единицы i-го вида изделия, грн./шт.

 

Исходя из данных об издержках производства, в курсовой работе принимается, что условно-переменными (ру-пер) являются издержки: Рм.п.б.нiтэi, Рзорi, Рздi, Рснi. К условно-постоянным Ру-пос расходам на весь объем следует отнести: Рамi, Рам.нi, Рарi, Рэкi, Рц.нкi, а также часть накладных расходов Рнкi полной себестоимости по изделию Спi, относящуюся к общехозяйственным и коммерческим расходам, которую можно вычислить из выражения Рнкi=(Спi– Сцi). Условно-постоянные расходы Ру-посрассчитываются на весь объем выпуска каждого вида продукции. Все данные по экономическому анализу деятельности предприятия целесообразно свести в табл. 8.

Таблица 8

Результаты экономического анализа деятельности предприятия

Показатель Обозна-чение Единица измерения Значение
Капиталоотдача Ко    
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств O    
Рентабельность продукции А RпА %  
Рентабельность продукции В RпВ %  
Рентабельность продукции С RпС %  
Рентабельность активов Rа %  
Рентабельность собственного капитала Rс.к %  
Точка безубыточности по изделию А QкрА шт. / год  
Точка безубыточности по изделию В QкрВ шт. / год  
Точка безубыточности по изделию С QкрС шт. / год  

Курсовая работа заканчивается «Заключением», в котором необходимо сделать выводы:

· о конкурентоспособности данного предприятия на рынке промышленного капитала (привлекательность для инвесторов);

· о мерах по улучшению показателей эффективности работы предприятия включая возможные решения по сокращению численности персонала, изменению режима сменности работы предприятия, изменению объема выпуска изделий А, В, С, и т. п.

 

12. Список рекомендованной литературы

1. Цивільний кодекс України // Відомості Верховної Ради України. – 2003. – №№ 40-44. – ст.356.

2. Арсенова Е.В. Экономика предприятия, Учебник для вузов / Под ред. Н.А. Сафронова. – М.: Юристъ, 2000. – 584с.

3. Волков О.И. Экономика предприятия, Курс лекций / О.И. Волков, В.К. Скляренко. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 280с.

4. Волков О.И. Экономика предприятия, Учебник для вузов; Рос. экон. акад. им. Г.В. Плеханова. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 520с.

5. Горфинкель В.Я. Экономика предприятия, Учебник для вузов / Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. – М.: ЮНИТИ, 2001. – 718с.

6. Грибов В.Д. Экономика предприятия, Учеб. пособие для вузов, Практикум / В.Д. Грибов, В.П. Грузинов. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 336с.

7. Грузинов В.П. Экономика предприятия, Учеб. пособие для вузов. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 208с.

8. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия, Учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 384с.

9. Карлик А.Е. Экономика предприятия, Учебник для вузов / Под ред. А.Е. Карлика, М.Л. Шухгальтер. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 432с.

10. Кейлер В.А. Экономика предприятия, Курс лекций, Новосиб. гос. акад. экономики и управления. – М.: НГАЭиУ; ИНФРА-М: НГАЭиУ; Новосибирск: НГАЭиУ, 2001. – 132с.

11. Раицкий К.А. Экономика предприятия, Учебник для вузов. – М.: Дашков и К, 2002. – 102с.

12. Семенов В.М. Экономика предприятия, Учебник для вузов. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2001. – 360с.

13. Сергеев И.В. Экономика предприятия, Учеб. пособие для вузов. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 304с.

14. Титов В.И. Экономика предприятия, Учебник для вузов. – М.: Дашков и К, 2004. – 462 с.

15. Хаматова Л.А. Экономика предприятия. Экономические ресурсы предприятия, Учеб. пособие для вузов. – М.: Изд.-торг. корпорация "Дашков и К", 2003. – 156с.

16. Экономика предприятия (фирмы), Учеб. пособие для вузов / А.С. Пелих, Т.А. Высоцкая, В.М. Джуха и др. – М.; Ростов н/Д: Изд.Центр"МарТ", 2004. – 512 с.

17. Экономика предприятия (фирмы), Учебник для вузов / О.И. Волков, О.В. Девяткин, Н.Б. Акуленко и др.; Рос. экон. акад. им. Г.В. Плеханова. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 601с.

18. Экономика предприятия, Тесты, задачи, ситуации, Учеб. пособие для вузов / В.А. Швандар, В.П. Прасолова, Л.Я. Аврашков и др. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 254с.

19. Экономика предприятия, Учебник для вузов / В.Я. Горфинкель, Е.М. Купряков, В.А. Швандар и др. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 718с.

20. Экономика предприятия, Учебник для вузов / Е.В. Арсенова, Я.Д. Балыкова и др.; Под ред., Н.А. Сафронова. – М.: Юристъ, 2003. – 608с.

21. Экономика предприятия, Учебник для вузов / О.И. Волков, Ю.Ф. Елизаров, И.Л. Тихомирова и др. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 520с.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.