Здавалка
Главная | Обратная связь

Организация самостоятельной работы студентов.



Организация самостоятельной работы является важной и неотъемлемой частью формирования профессиональной компетенции студентов в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности.

Самостоятельная работа – это деятельность студентов как в учебной аудитории, так и вне её, в диалоге с преподавателем и в его отсутствии, направленная на формирование профессиональных и общекультурных компетенций, развитие познавательной активности и мышления будущего профессионала.

Стратегическая линия организации самостоятельной работы студента заключается не в оптимизации ее отдельных видов, а в создании условий высокой активности, самостоятельности и ответственности студентов в аудитории и вне ее в ходе всех видов учебной деятельности.

Возможны два основных направления построения учебного процесса на основе самостоятельной работы студентов: 1. Увеличение роли самостоятельной работы в процессе аудиторных занятий, что требует от преподавателя выбора соответствующих методов, форм организации аудиторных занятий, способных обеспечить высокий уровень самостоятельности студентов и улучшение качества подготовки. 2. Повышение активности студентов по всем направлениям самостоятельной работы во внеаудиторное время.

Преподаватель определяет содержание самостоятельной работы, ее формы, виды и время, условия и объем, разрабатывает и подбирает учебно-методическое обеспечение, составляет график консультаций, осуществляет индивидуальную педагогическую поддержку в выполнении студентом данной работы, оценивает ее результаты.

· Формы организации самостоятельной работы возможны: фронтальная, индивидуальная, групповая самостоятельная работы.

При изучении данной дисциплины организация самостоятельная работа студентов представляет собой единство трех взаимосвязанных видов:

· 1. Внеаудиторная самостоятельная работа.

· 2. Аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя.

3. Творческая, научно-исследовательская работа.

Самостоятельная работа организуется в соответствии с технологической картой учебного курса, методическими рекомендациями по выполнению заданий для самостоятельной работы.

Одной из задач изучения курса является создание условий для самостоятельной и исследовательской работы студентов образования, которая включает:

· наличие учебно-методического комплекса по данной дисциплине, включающего описание курса в печатном и электронном виде, формы и средства контроля за уровнем освоения студентом заданий для самостоятельной работы с указанием содержания и сроков их проведения, справочник-путеводитель для студента на весь период обучения;

· обеспеченность учебной литературой, дидактическими и учебно-методическими материалами, наличие их в библиотеках;

· выбор формы самостоятельной работы студентов в зависимости от целей и задач учебной дисциплины, степени сложности и востребованности практикой;

· основные цели заданий для самостоятельной работы должны быть понятны студентам, доступны, учебные задания должны содержать элементы новизны и алгоритмы их выполнения;

· обеспеченность компьютерной и телекоммуникационной техникой;

· применение инновационных технологий (совокупность технических средств, обеспечивающих свободный доступ студента к различным источникам информации и создающих оптимальные условия для использования электронных средств обучения);

· оптимальная нагрузка студентов;

· система мониторинга самостоятельной работы должна иметь личностную, развивающую направленность и творческий характер, соединяться с самоконтролем, быть необходимой и полезной прежде всего самому студенту;

· возможно внедрение междисциплинарных самостоятельных работ и проектов.

Примерный перечень видов заданий для самостоятельной работы студентов:

· Работа с лекционным материалом и подготовка к семинарским занятиям.

· Анализ, аннотирование научной и методической литературы.

· Составление глоссария.

· Выполнение творческих, исследовательских заданий по темам.

· Написание эссе.

· Составление сравнительно-аналитической таблицы.

· Решение психолого-педагогических задач

· Разработка индивидуальных проектов.

· Работа по составлению портфолио.

Способы сопровождение самостоятельной работы студентов должно быть организовано в следующих формах:

· согласование индивидуальных планов (виды и темы заданий, сроки предоставления результатов) самостоятельной работы в пределах часов, отведенных на самостоятельную работу;

· консультации (индивидуальные, групповые) по оказанию помощи при разработке плана или программы работы над исследованием, портфолио, индивидуальным проектом и др.;

· промежуточного контроля хода выполнения задания;

· оценки результатов выполнения заданий;

· проведение итоговых конференций.

· При организации самостоятельной работы преподавателю необходимо:

· отчетливо видеть роль данной работы в общей структуре учебного процесса;

· ориентироваться в требованиях определенного уровня овладения учебным материалом;

· максимально учитывать уровень подготовленности и возможности студентов;

· предвидеть трудности, которые могут возникнуть при выполнении самостоятельной работы;

· использовать индивидуальные и дифференцированные задания;

· обоснованно определять объем работы;

· определять длительность самостоятельной работы с учетом ее сложности и подготовленности студентов;

· разнообразить задания по содержанию;

· подбирать рациональные способы проверки работ;

· правильно сочетать самостоятельную работу с работой под руководством преподавателя;

· проектировать самостоятельную работу с учетом достигнутого уровня.

· Контроль самостоятельной работы и оценка ее результатов организуется как единство двух форм: самоконтроль и самооценка студента; контроль и оценка со стороны преподавателей, государственных экзаменационных и аттестационных комиссий, государственных инспекций и др.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.