Организация самостоятельной работы студентов.
Организация самостоятельной работы является важной и неотъемлемой частью формирования профессиональной компетенции студентов в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности. Самостоятельная работа – это деятельность студентов как в учебной аудитории, так и вне её, в диалоге с преподавателем и в его отсутствии, направленная на формирование профессиональных и общекультурных компетенций, развитие познавательной активности и мышления будущего профессионала. Стратегическая линия организации самостоятельной работы студента заключается не в оптимизации ее отдельных видов, а в создании условий высокой активности, самостоятельности и ответственности студентов в аудитории и вне ее в ходе всех видов учебной деятельности. Возможны два основных направления построения учебного процесса на основе самостоятельной работы студентов: 1. Увеличение роли самостоятельной работы в процессе аудиторных занятий, что требует от преподавателя выбора соответствующих методов, форм организации аудиторных занятий, способных обеспечить высокий уровень самостоятельности студентов и улучшение качества подготовки. 2. Повышение активности студентов по всем направлениям самостоятельной работы во внеаудиторное время. Преподаватель определяет содержание самостоятельной работы, ее формы, виды и время, условия и объем, разрабатывает и подбирает учебно-методическое обеспечение, составляет график консультаций, осуществляет индивидуальную педагогическую поддержку в выполнении студентом данной работы, оценивает ее результаты. · Формы организации самостоятельной работы возможны: фронтальная, индивидуальная, групповая самостоятельная работы. При изучении данной дисциплины организация самостоятельная работа студентов представляет собой единство трех взаимосвязанных видов: · 1. Внеаудиторная самостоятельная работа. · 2. Аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя. 3. Творческая, научно-исследовательская работа. Самостоятельная работа организуется в соответствии с технологической картой учебного курса, методическими рекомендациями по выполнению заданий для самостоятельной работы. Одной из задач изучения курса является создание условий для самостоятельной и исследовательской работы студентов образования, которая включает: · наличие учебно-методического комплекса по данной дисциплине, включающего описание курса в печатном и электронном виде, формы и средства контроля за уровнем освоения студентом заданий для самостоятельной работы с указанием содержания и сроков их проведения, справочник-путеводитель для студента на весь период обучения; · обеспеченность учебной литературой, дидактическими и учебно-методическими материалами, наличие их в библиотеках; · выбор формы самостоятельной работы студентов в зависимости от целей и задач учебной дисциплины, степени сложности и востребованности практикой; · основные цели заданий для самостоятельной работы должны быть понятны студентам, доступны, учебные задания должны содержать элементы новизны и алгоритмы их выполнения; · обеспеченность компьютерной и телекоммуникационной техникой; · применение инновационных технологий (совокупность технических средств, обеспечивающих свободный доступ студента к различным источникам информации и создающих оптимальные условия для использования электронных средств обучения); · оптимальная нагрузка студентов; · система мониторинга самостоятельной работы должна иметь личностную, развивающую направленность и творческий характер, соединяться с самоконтролем, быть необходимой и полезной прежде всего самому студенту; · возможно внедрение междисциплинарных самостоятельных работ и проектов. Примерный перечень видов заданий для самостоятельной работы студентов: · Работа с лекционным материалом и подготовка к семинарским занятиям. · Анализ, аннотирование научной и методической литературы. · Составление глоссария. · Выполнение творческих, исследовательских заданий по темам. · Написание эссе. · Составление сравнительно-аналитической таблицы. · Решение психолого-педагогических задач · Разработка индивидуальных проектов. · Работа по составлению портфолио. Способы сопровождение самостоятельной работы студентов должно быть организовано в следующих формах: · согласование индивидуальных планов (виды и темы заданий, сроки предоставления результатов) самостоятельной работы в пределах часов, отведенных на самостоятельную работу; · консультации (индивидуальные, групповые) по оказанию помощи при разработке плана или программы работы над исследованием, портфолио, индивидуальным проектом и др.; · промежуточного контроля хода выполнения задания; · оценки результатов выполнения заданий; · проведение итоговых конференций. · При организации самостоятельной работы преподавателю необходимо: · отчетливо видеть роль данной работы в общей структуре учебного процесса; · ориентироваться в требованиях определенного уровня овладения учебным материалом; · максимально учитывать уровень подготовленности и возможности студентов; · предвидеть трудности, которые могут возникнуть при выполнении самостоятельной работы; · использовать индивидуальные и дифференцированные задания; · обоснованно определять объем работы; · определять длительность самостоятельной работы с учетом ее сложности и подготовленности студентов; · разнообразить задания по содержанию; · подбирать рациональные способы проверки работ; · правильно сочетать самостоятельную работу с работой под руководством преподавателя; · проектировать самостоятельную работу с учетом достигнутого уровня. · Контроль самостоятельной работы и оценка ее результатов организуется как единство двух форм: самоконтроль и самооценка студента; контроль и оценка со стороны преподавателей, государственных экзаменационных и аттестационных комиссий, государственных инспекций и др.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|