Здавалка
Главная | Обратная связь

Как мы себя чувствуем, занимаясь разными делами



 

Качество нашей жизни зависит от того, что мы делаем в течение приблизительно 70 лет, нам отпущенных, и от того, что происходит в нашем сознании за это время. Влияние разных видов деятельности на качество нашего жизненного опыта зачастую очень предсказуемо. Если в течение жизни вы занимались угнетающими вас делами, вряд ли, к её концу вы сможете сказать, что прожили счастливую жизнь. Как правило, любое занятие имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Например, когда мы едим, мы обычно испытываем более позитивные чувства, чем в остальное время; график уровня счастья человека в течение дня напоминает контуры моста Золотые Ворота в Сан-Франциско, вершины которого соответствуют времени приема пищи. В то же самое время, когда человек ест, концентрация его внимания, как правило, достаточно слаба, и он редко испытывает состояние потока.

Психологическое воздействие разных видов занятий на человека не является линейной зависимостью. Оно зависит от отношения данного занятия к системе всех дел, которыми мы занимаемся в жизни. Например, хотя пища является для нас источником хорошего настроения, мы не достигнем счастья, если будем есть сутки напролет. Приемы пищи поднимают уровень счастья, но только в том случае, если на них приходится около 5 процентов времени, в течение которого мы бодрствуем; если мы будем тратить 100 процентов нашего времени на еду, она не будет приносить нам такого удовольствия. То же самое является верным в отношении других приятных занятий: секс, отдых, просмотр телевизора в небольших дозах обычно значительно улучшают качество нашей жизни, однако эффект положительного воздействия не увеличивается со временем; очень быстро мы достигаем уровня, когда положительное воздействие начинает снижаться.

 

В таблице №2 кратко представлено, что люди обычно чувствуют, занимаясь различными делами в течение дня. Как мы видим, когда взрослые люди работают (или когда дети учатся), они склонны чувствовать себя менее счастливыми, чем обычно, а их мотивация значительно ниже нормы. В то же самое время концентрация их внимания находится на достаточно высоком уровне, так что, по-видимому, они более погружены в мыслительные процессы, чем в течение остального дня. Удивительно, но на работе человек также часто испытывает состояние потока, скорее всего потому, что на работе перед ним стоят сложные задачи и четкие цели, он обладает профессиональными навыками и видит результаты своей работы.

 

 

 

Конечно, «работа» - это такое широкое понятие, что невозможно сделать какое-то точное обобщение. Прежде всего, следует признать, что то, как мы чувствуем себя на работе, зависит от вида работы. Контролер в транспорте должен больше концентрироваться на своей работе, чем ночной сторож. Мотивация частного предпринимателя, по-видимому, сильнее, чем мотивация служащего государственного учреждения. Тем не менее, несмотря на реальные отличия, у разных видов работ есть характерная общность. Например, ощущения менеджера на своей работе намного больше напоминают ощущения рабочего сборочного конвейера на его работе, чем ощущения того же менеджера дома.

Другая проблема, связанная с обобщением понятия работы, состоит в том, что работа складывается из разных аспектов, которые мы воспринимаем по-разному. Менеджеру может нравиться работать над проектом, но не нравиться сидеть на конференциях. Рабочему сборочного конвейера может нравиться собирать машину, но не нравиться проводить инвентаризацию. Тем не менее, мы можем говорить об отличии наших ощущений на работе в сравнении с другими видами деятельности. Чем более вдохновляющей будет наша деятельность, чем больше мы будем увлечены ею, тем более положительные ощущения мы испытаем. Когда в нашей работе присутствуют четкие цели, однозначные результаты, чувство контроля, задачи, которые соответствуют профессиональным способностям человека, и минимум отвлекающих факторов, то она вызывает в нас ощущения, которые ненамного отличаются от тех, что испытывают спортсмены и художники.

В оценке наших ощущений при выполнении хозяйственной деятельности есть большие различия. Немногим людям нравится заниматься работой по дому, в основном ее оценивают как отрицательную или нейтральную по всем параметрам. Хотя если посмотреть на этот вопрос более детально, выяснится, что приготовление пищи часто оценивается положительно, особенно в сравнении с уборкой дома. Уход за собой – мытье, одевание и т.д. – обычно не вызывает ни положительных, ни отрицательных эмоций. Еда, как уже упоминалось ранее, представляет собой один из наиболее положительных периодов нашего дня по параметрам счастья и мотивации, хотя мыслительная деятельность при этом низка, и мы редко испытываем состояние потока в эти периоды.

Вождение автомобиля - последний важный компонент хозяйственной деятельности – является на удивление позитивной частью нашей жизни. Хотя оно нейтрально по параметрам счастья и мотивации, однако оно требует мастерства и концентрации внимания. Многие люди чаще испытывают поток за рулем автомобиля, чем, занимаясь другими делами.

Как можно было предположить, наиболее положительные эмоции мы обычно испытываем, когда проводим свободное время. Досуг – это время, когда люди чувствуют наибольшую мотивацию, когда, как они признаются, им нравится делать все, что они делают. Однако и здесь были получены неожиданные факты. Пассивный отдых, когда мы смотрим телевизор или лежим, обычно достаточно мотивирован и дает нам ощущение счастья, однако наш ум при этом не сконцентрирован, и мы редко переживаем поток в этом состоянии. Общение – разговоры с людьми без какой-то определенной цели, кроме самого общения – обычно вызывает очень позитивные эмоции, хотя наше внимание при этом не очень сконцентрировано. Романтические отношения и секс представляют собой наилучшие моменты в течение нашего дня, однако в жизни большинства людей эти отношения случаются достаточно редко, поэтому они не оказывают существенного влияния на качество их жизни в целом, только если они не являются частью длительных отношений, дающих нам в том числе эмоциональное и интеллектуальное удовлетворение.

Активный отдых – это еще один источник чрезвычайно положительных эмоций. Когда человек занимается любимым делом, выполняет спортивное упражнение, играет на музыкальном инструменте или идет в кино или ресторан, он, как правило, чувствует себя более счастливым, у него более сильная мотивация, внимание его сконцентрировано, и он чаще переживает поток в эти периоды, чем в другие периоды своего дня. Именно в этом случае все параметры наших ощущений достигают наибольшей интенсивности и гармонии друг с другом. Однако важно помнить, что активный отдых обычно занимает только одну четвертую или одну пятую часть нашего свободного времени, большая часть которого у большинства людей уходит на пассивный отдых, например, просмотр телевизора.

Можно взглянуть на таблицу №2 по-другому, задав следующие вопросы: Какие занятия дают нам наибольшее чувство счастья? Какие занятия обладают для нас большей мотивацией? Если мы взглянем на таблицу под этим углом зрения, мы увидим, что мы чувствуем себя наиболее счастливыми, когда мы едим, занимаемся активным отдыхом и общаемся с людьми; мы чувствуем себя наименее счастливыми, когда мы работаем и делаем работу по дому. Наша мотивация соответствует нашим ощущением счастья, а также она высока в периоды пассивного отдыха. Хотя пассивный отдых не делает нас счастливыми, однако это то, что, тем не менее, нам нравится делать. Концентрация внимания наиболее высока, когда мы работаем, ведем автомобиль или занимаемся активным отдыхом – это те виды деятельности, которые требуют от нас наибольших умственных усилий в течение дня. Занимаясь этими же видами деятельности, мы чаще всего испытываем поток, также как и при общении с людьми. Если мы взглянем на данные таблицы таким образом, то обнаружим, что наилучшие ощущения в целом дает нам активный отдых, в то время как работа по дому, уход за собой и пассивный отдых приносят нам наихудшие ощущения.

Итак, первый шаг на пути улучшения качества жизни состоит в том, чтобы организовать занятия своей повседневной жизни таким образом, чтобы получать от них наибольшее удовлетворение. Это звучит очень просто, однако инерция привычки и давление общества так сильны, что многие люди даже не представляют, какие компоненты их жизни действительно приносят им удовольствие, а какие ведут к стрессу и депрессии. Вы можете вести дневник или размышлять вечером о прошедшем дне, для того чтобы критически осмыслить, что влияет на ваше настроение. После того как вы определите, какие занятия приносят вам наибольшее удовлетворение в течение дня, можно начать экспериментировать – увеличивая количество положительных моментов и уменьшая количество отрицательных.

Несколько специфический пример того, как это может действовать, сообщил нам Мартен Де Врайс, работающий психиатром в крупном психиатрическом центре в Нидерландах. Пациентам его больницы периодически раздавали анкеты, составленные по Методу Выборочного Изучения Опыта, чтобы выяснить, что они делают в течение дня, что они об этом думают и как они себя при этом чувствуют. В анкетах одной из пациенток, страдающей шизофренией, которая провела в больнице около 10 лет, были заметны путаница мыслей и слабый эффект серьезной психической патологии. Однако в течение двух недель, в которые проводилось анкетирование, она дважды отметила, что чувствовала себя хорошо. В обоих случаях она занималась своими ногтями. Персонал больницы решил сделать попытку и пригласил профессионального специалиста по маникюру, чтобы научить ее этому ремеслу. Пациентка с удовольствием прошла обучение и вскоре начала делать маникюр другим пациентам больницы. Ее состояние так резко изменилось, что ее выписали из больницы под надзор врачей; она занялась частной практикой и через год полностью себя обеспечивала. Никто не знает, почему этой женщине требовалось заняться маникюром, а если интерпретировать эту историю с точки зрения психоаналитики, возможно, никто не хотел узнать это. Факт заключается в том, что для этого человека на этом этапе жизни занятие маникюром дало возможность испытать хотя бы бледное подобие потока в жизни.

Профессор Фаусто Массимини и персонал Миланского Университета в Италии также используют Метод Выборочного Изучения Опыта как инструмент диагностики и улучшения самочувствия пациента путем изменения привычного распорядка его занятий. Если человек постоянно находится один, они ищут для него работу или добровольное занятие, которые бы включили его в общение с людьми. Если человек боится людей, они прогуливаются с ним по многолюдным улицам, ходят на спектакли и танцы. Присутствие специалиста в проблематичной ситуации вместо работы в безопасной обстановке кабинета помогает устранить препятствия, которые стоят на пути вовлечения человека в те виды деятельности, которые могут улучшить качество его жизни.

Творческие люди особенно хорошо умеют организовывать свою жизнь таким образом, что всё, что они делают, когда они это делают и с кем они это делают, помогает им сделать свою работу наилучшим образом. Если им необходимы непосредственность и беспорядок, они также их создают. Описание «ритмов» своей повседневной жизни Ричарда Стерна вполне типично:

 

«Я предполагаю, то моя жизнь имеет сходство с ритмом жизни других людей. Любой работающий человек имеет определенный режим дня или устанавливает, в какое время он бывает один, а в какое - с другими людьми. В любом случае, он вырабатывает для себя определенное расписание. И это не просто внешнее явление, отдельное от нас. Мне кажется, что оно имеет общее с отношением нашего психологического, гормонального и органического «я» ко всему внешнему миру. Распорядок дня может включать очень простые вещи. Например, по утрам вы читаете газету. Много лет назад я читал газеты по утрам, а затем перестал, что изменило ритм моего дня и т.д. Кто-то выпивает стакан вина в определенное время по вечерам, когда уровень сахара в крови наименьший. И, конечно, у нас есть часы, когда мы работаем.»

 

 

Одной из главных особенностей нашего распорядка дня является время, которое мы проводим в одиночестве или с другими людьми. Снова и снова наши исследования показывают, что в одиночестве люди чувствуют себя подавленными, а в обществе других людей они оживают. В одиночестве люди чувствуют себя менее счастливыми, у них слабая мотивация, низкая концентрация внимания, они чувствуют апатию и целый ряд негативных состояний, таких как пассивность, тоска, отчужденность и низкая самооценка. Одиночество особенно влияет на людей, которые чем-то обделены: это те, у кого не было возможности получить образование, бедные, незамужние, холостые или разведенные люди. Часто невозможно определить патологические состояния человека до тех пор, пока он находится с другими людьми; они проявляются в основном, когда мы находимся одни. Настроение людей, страдающих хронической депрессией или склонных к беспорядочному питанию, практически не отличается от настроения здоровых людей – до тех пор, пока они находятся в компании людей и делают что-то, что требует концентрации внимания. Но когда они одни и им нечего делать, ими овладевают депрессивные мысли, а сознание становится энтропичным. Это до определенной степени верно по отношению к любому человеку.

Причина заключается в том, что, когда мы общаемся с другим человеком, даже с незнакомым нам, наше внимание концентрируется под влиянием внешнего воздействия. Присутствие другого человека ставит перед нами цели и предполагает ответную реакцию. Даже простейшее взаимодействие – например, когда мы спрашиваем время у другого человека – ставит перед нами определенные задачи, которые мы выполняем, используя наши личные навыки общения. Тон нашего голоса, улыбка, манера вести себя – это часть способностей, необходимых нам, чтобы остановить незнакомца на улице и произвести на него хорошее впечатление. При более интимном общении, как уровень задач, так и уровень мастерства общения могут быть очень высокими. Таким образом, взаимодействие с другими людьми обладает многими характеристиками потоковых видов деятельности, и оно, конечно же, требует от нас упорядоченного приложения психической энергии. В отличие от этого, в одиночестве, когда нам нечего делать, у нас нет необходимости концентрировать внимание, наши мысли начинают блуждать, и вскоре мы находим повод для беспокойства.

Общение с друзьями дает нам самые положительные ощущения. В этом случае люди чувствуют себя счастливыми, бодрыми, открытыми, веселыми и мотивированными. Это является особенно верным по отношению к подросткам, но и имеет смысл для пенсионеров, которым за 70 или 80 лет. Важность дружбы для самочувствия человека трудно переоценить. Качество нашей жизни возрастает во много раз, если есть хотя бы один человек, который выслушивает наши проблемы и эмоционально нас поддерживает. Национальные исследования показывают, что если человек заявляет, что у него есть 5 или более друзей, с которыми он может обсудить важные проблемы, вероятность того, что он считает себя «очень счастливым» возрастает на 60 процентов.

Ощущения, которые мы испытываем в кругу семьи, обычно оцениваются как средние, не такие хорошие, как при общении с друзьями, но и не такие плохие, как в одиночестве. Однако этот средний показатель может широко варьироваться; в какой-то момент, находясь дома, человек чувствует раздражение, а через какое-то время он чувствует воодушевление. На работе взрослые обычно более сосредоточены и вовлечены в мыслительный процесс, однако они чувствуют себя более мотивированными и счастливыми, когда они находятся дома. То же самое является верным и для детей, когда они находятся на учебе и дома. Члены семьи обычно по-разному оценивают свое взаимодействие. Например, когда родители находятся рядом с детьми, они обычно бывают в хорошем настроении. Это верно и для детей, учащихся до 5 класса. После 5 класса настроение детей все более ухудшается, когда они находятся со своими родителями (по крайней мере, до 8 класса, далее мы не располагаем такой информацией).

Сильное воздействие дружбы на наши ощущения предполагает, что вложение психической энергии во взаимоотношения с людьми – это верный способ улучшить качество своей жизни. Даже пассивные и поверхностные разговоры, которые мы ведем в близлежащем баре, могут отогнать нашу депрессию. Однако для личностного роста очень важно найти людей, чье мнение было бы вам интересно, а разговоры вас стимулировали бы. Более трудная задача, но в долгосрочной перспективе более ценная – это научиться переносить одиночество и даже получать от него удовольствие.

 

 

Наша повседневная жизнь проходит в разных местах – дома, в машине, в офисе, на улице и в ресторане. Кроме различных занятий и общения с людьми, места, где мы находимся, также влияют на наши ощущения. Подростки чувствуют себя лучше, когда они находятся вдалеке от надзора взрослых, например, в общественном парке. Они чувствуют себя более напряженными, когда находятся в школе, в церкви или в других местах, где их поведение должно соответствовать чьим-то ожиданиям. Взрослые тоже предпочитают бывать в общественных местах, где они вероятнее всего встречаются со своими друзьями и занимаются добровольными занятиями. Это особенно верно для женщин, для которых пребывание в общественном месте, как правило, означает освобождение от тяжелой и скучной домашней работы, тогда как для мужчин оно чаще всего связано с работой и другими обязанностями.

Многим людям вождение автомобиля дает наиболее сильное ощущение свободы и контроля; они называют автомобиль своей «машиной для размышлений», потому что за рулем автомобиля они могут сконцентрироваться на своих проблемах без боязни, что их кто-то перебьет, и разрешать эмоциональные конфликты в защитном коконе своей машины. Один рабочий сталелитейного предприятия в Чикаго садится в свою машину после работы и едет на запад к реке Миссисипи, когда у него накапливаются личные проблемы. Он проводит несколько часов на берегу реки, смотря на ее спокойное течение. Затем он снова садится в машину и к тому времени, когда он на рассвете возвращается домой к озеру Мичиган, он чувствует умиротворение в душе. Для многих семей машина становится местом, где они проводят время вместе. Дома члены семьи обычно рассредоточены по разным комнатам, занимаясь своими делами, а когда они выезжают на машине, они разговаривают, поют или играют в игры вместе.

Разные комнаты дома также имеют свой особенный эмоциональный профиль, в основном, потому что они предназначены для разных занятий. Например, мужчины лучше себя чувствуют, находясь в подвале дома[3], а женщины нет; наверное, потому что мужчины ходят туда, чтобы расслабится и заняться своим любимым делом, а женщины – чтобы заняться стиркой. Женщины чувствуют себя наилучшим образом в ванной, где они относительно свободны от своих семейных обязанностей, и на кухне, где они контролируют ситуацию и заняты приготовлением пищи, что является довольно приятным занятием. (Мужчины на самом деле получают намного большее удовольствие от приготовления пищи, поскольку они делают это крайне редко и тогда, когда им хочется этим заняться).

Очень много написано о том, как окружающая среда, в которой живет человек, влияет на его жизнь. Однако, несмотря на это, по этому вопросу накоплено очень мало систематических знаний. С незапамятных времен художники, ученые и религиозные мистики очень тщательно выбирали ландшафты, которые вызывали спокойствие и вдохновение. Буддистские монахи селились у истоков реки Ганг, китайские ученые писали в павильонах, расположенных на живописных островах, а христианские монастыри строились на холмах, с которых открывались великолепные виды. В современной Америке исследовательские институты и лаборатории располагаются в холмистой местности, с прудами, в которых отражаются плавающие в них утки, или с видом на океан на горизонте.

Если верить утверждениям мыслителей и художников, приятные виды, окружающие нас, очень часто становятся источником вдохновения и творчества. Многие из них могли бы сказать то же самое, что написал Ференц Лист о романтическом озере Комо: «Я чувствую, что Природа вокруг меня . . . пробуждает в глубине моей души эмоциональный отклик, который я пытаюсь выразить в музыке». Манфред Эйген, получивший Нобелевскую премию в области химии в 1967 году, сказал, что некоторые очень важные озарения пришли к нему во время его зимних путешествий в Швейцарские Альпы, куда он приглашал своих коллег со всего мира, чтобы покататься на лыжах и поговорить о науке. Если вы прочтете биографии таких физиков, как Бор, Гейзенберг, Чандрашекхар и Бете, у вас сложится впечатление, что без прогулок по горам и любования звездами по ночам они не достигли бы таких высот в науке.

Возможно, что для того чтобы творчески изменить качество нашего опыта, было бы полезно поэкспериментировать с окружающей нас обстановкой, так же как с нашей деятельностью и кругом общения. Прогулки и путешествия помогают нам развеяться, изменить планы, взглянуть на ситуацию по-новому. Изменив обстановку дома или в офисе – выкинув лишнее, отделав их по своему вкусу и создав личную и психологически комфортную атмосферу, вы можете сделать первый шаг на пути изменения своей жизни.

Мы часто слышим о важности биоритмов и о том, как отличается наше самочувствие по понедельникам в сравнении с выходными. На самом деле наши ощущения в течение дня значительно меняются. Самые слабые положительные эмоции наблюдаются у нас рано утром и поздно вечером, а самые сильные в периоды приема пищи и после полудня. Наибольшие изменения происходят, когда дети возвращаются домой с учебы, а родители с работы. Однако не все элементы нашего сознания изменяются в одном направлении: когда подростки проводят время вне дома с друзьями, их чувства возбуждены, но в то же время они чувствуют, что все больше теряют контроль. Кроме этих общих тенденций, существуют и индивидуальные отличия: жаворонки и совы по-разному воспринимают разные периоды дня.

Несмотря на то, что некоторые дни недели имеют дурную репутацию, в целом люди воспринимают любой день недели более или менее так же, как и последующий. Конечно, очевидно, что вечер пятницы и суббота воспринимаются нами намного лучше, чем воскресный вечер или утро понедельника. Однако разница не так уж велика. Многое зависит от того, как мы планируем свой день: воскресное утро может показаться нам очень удручающим, если нам нечего делать, но если у нас запланировано какое-то мероприятие или привычное занятие, например, поход в церковь, то это время дня может стать для нас самым лучшим в неделе.

Был обнаружен один интересный факт: люди значительно чаще испытывают какие-то физические недомогания, такие как головные боли или боли в спине, в выходные дни и в то время, когда они не работают или не учатся. Даже боли женщин, страдающих раком, не так сильны, когда они общаются с друзьями или занимаются каким-то делом; но боль усиливается, когда они остаются одни и им нечего делать. По-видимому, когда наша психическая энергия не направлена на какое-то определенное дело, мы легче замечаем недомогания своего тела. Это соответствует тому, что мы знаем о вдохновении: когда шахматисты играют сложный шахматный турнир, они могут провести за игрой долгие часы, не замечая чувства голода или головную боль; соревнующиеся спортсмены могут не замечать боли или усталости, пока не закончится соревнование. Когда наше внимание сконцентрировано, сознание не воспринимает симптомы легкого недомогания.

Как и с другими параметрами жизни, очень важно выяснить какой распорядок дня вам наиболее подходит. Не существует дня недели или часа, в которые все бы чувствовали себя хорошо. Размышляя над тем, что нам нравится и, экспериментируя с разными альтернативами – вставая раньше, отдыхая после обеда, питаясь в другое время – мы определим оптимальный для нас распорядок дня.

 

 

Во всех приведенных ранее примерах люди рассматривались как пассивные объекты, внутреннее состояние которых зависит от того, что они делают, с кем они находятся, где они находятся и т.д. Хотя частично это является правдой, в конечном итоге имеют значение не внешние обстоятельства, а то, как мы ими пользуемся. Совершенно спокойно можно чувствовать себя счастливой, выполняя работу по дому в полном одиночестве, быть мотивированным на работе и сконцентрированным, разговаривая с ребенком. Другими словами, в конечном счете, качество нашей повседневной жизни зависит не от того, что мы делаем, а от того, как мы это делаем.

Тем не менее, прежде чем рассмотреть, как человек может контролировать качество своего жизненного опыта прямым способом, трансформируя информацию в своем сознании, очень важно поразмыслить над тем, как влияет на нас наше повседневное окружение – места, люди, наши занятия и распорядок дня. Даже самый образованный мистик, отрешившийся от влияния мира, предпочитает сидеть именно под этим определенным деревом, есть определенную пищу и находиться с этим человеком, а не с другим. Большинство из нас еще более зависимы от ситуаций, в которых мы находимся.

Следовательно, первый шаг в улучшении качества нашей жизни состоит в том, чтобы обратить пристальное внимание на то, что мы делаем изо дня в день, как мы себя чувствуем, занимаясь разными делами, находясь в разных местах, с разными людьми, в разное время суток. Хотя, скорее всего, вы также как и другие люди подвластны общим тенденциям – чувствуете себя лучше во время еды и намного чаще чувствуете вдохновение, занимаясь активным отдыхом – вы можете прийти к удивительным открытиям. Может выясниться, что вам нравится быть одному. Или что вы любите свою работу больше, чем думали. Или что чтение книг доставляет вам большее удовольствие, чем просмотр телевизора. Или все с точностью до наоборот. Не существует закона, который предписывал бы всем нам жить одинаково. Жизненно важно определить, что является наилучшим для вас.

 

 

ЧЕТВЕРТАЯ ГЛАВА

Парадокс работы

 

На работу обычно уходит треть нашего времени, в которое мы бодрствуем. Мы испытываем к работе странные чувства: она дарит нам моменты насыщенной жизни и удовлетворения, дает ощущения гордости и личной индивидуальности, вместе с тем большинство из нас стремится ее избежать. С одной стороны, согласно последним опросам, проведенным в Америке, 84% мужчин и 77% женщин сказали, что не бросили бы работать, даже если бы унаследовали много денег, позволяющих им не работать. С другой стороны, согласно некоторым исследованиям, проведенным с помощью метода Выборочного Изучения Опыта, выяснилось, что когда люди получают сигнал на работе, они чаще, чем в другое время суток, выбирают утверждение «Я хотел бы заниматься сейчас чем-нибудь другим». Другой пример такого противоречивого отношения к работе представлен в книге двух знаменитых немецких социологов, которые с помощью тех же самых данных исследований развили противоположные утверждения. С одной стороны, они утверждают среди всего прочего, что немцы не любят работу и те, кто ее не любит больше, в целом чувствуют себя более счастливыми. Согласно второму утверждению, немцы не любят свою работу только потому, что средства массовой информации «пудрят им мозги» идеологией, а те, кто любит свою работу, тот ведет более насыщенную жизнь. На самом деле оба заключения основываются на конкретных фактах.

Поскольку работа занимает такое большое количество нашего времени и оказывает такое серьезное влияние на наше сознание, очень важно понять ее противоречия, если мы хотим улучшить качество нашей жизни. Первым шагом в этом направлении должно стать краткое обозрение того, как изменялась работа в разные исторические эпохи и как по-разному к ней относились люди. Все это до сих пор оказывает влияние на наше отношение к работе и на наше восприятие работы.

 

Работа в том виде, в котором мы знаем ее сейчас, появилась совсем недавно. Ее не существовало до великой революции в сельском хозяйстве, которая положила начало интенсивному сельскому хозяйству около двенадцати тысячелетий назад. В течение миллионов лет эволюции каждый мужчина и каждая женщина работали, чтобы обеспечить себя и свое потомство. Не существовало такого понятия, как работа на кого-то еще; для людей, занимавшихся охотой и собирательством, работа была неотъемлемой частью их жизни.

В классических западных цивилизациях Греции и Рима общепринятое отношение к работе отражалось в трудах философов и состояло в том, что работы следует избегать во что бы то ни стало. Праздность считалась добродетелью. По мнению Аристотеля, счастливым мог быть только человек, которому не надо было работать. Римские философы также утверждали, что «занятие ручным трудом отвратительно и недостойно свободного человека, занятие ремеслом отвратительно, как, впрочем, и занятие торговлей». Идеал заключался в том, чтобы завоевать или купить участок плодородной земли и затем нанять слуг, которые бы руководили обработкой земли с помощью рабов и наемных рабочих. В Римской Империи около 20 процентов взрослого мужского населения не работало, поскольку в этом не было необходимости. Ничем не занимаясь, они считали, что ведут превосходную жизнь. Во времена республики это убеждение стало подкрепляться некоторыми делами: представители правящего класса добровольно занимались военной и административной службой, чтобы помочь стране и развить свой личный потенциал. Но спустя века праздности, верхушка общества перестала участвовать в общественной жизни и стала тратить свое свободное время на то, чтобы жить в роскоши и развлекаться.

Для большинства людей в Европе работа стала резко меняться около пятисот лет назад. Следующее резкое изменение произошло двести лет назад, но и в наше время работа продолжает быстро меняется. До 13 века почти вся работа выполнялась силами человека или животных. Только несколько примитивных машин таких, как, например, водяные мельницы, позволяли облегчить тяжесть работы. Затем постепенно начали использоваться ветряные мельницы с различными приспособлениями, которые помогали молоть зерно, поднимать ведра с водой, раздувать печи, в которых ковали железо. Развитие парового двигателя и появление впоследствии электричества еще более революционизировало то, как мы используем свои ресурсы и зарабатываем себе на жизнь.

В результате этих технологических открытий работа стала рассматриваться не просто как физическое усилие, которое может лучше выполнить вол или лошадь, а как квалифицированная деятельность, проявление изобретательности и творчества человека. Во время пребывания у власти Калвина [4]настало время серьезно подойти к «этике работы». И именно по той же причине позже Карл Маркс перевернул классическое определение работы и заявил, что только с помощью производственной деятельности человек можем реализовать свой потенциал. Его позиция не противоречила идее противоположного утверждения Аристотеля о том, что только досуг делает людей свободными. Просто в 19 веке работа, видимо, стала предоставлять людям больше творческого выбора, чем праздность.

После Второй Мировой Войны в течение нескольких десятилетий изобилия в Америке, большинство работ, возможно, были скучными и не обременительными, однако они обеспечивали приличный доход и достаточную уверенность в завтрашнем дне. Было много разговоров о том, что наступит новая эра, в которой работы существовать не будет или, по крайней мере, она будет сведена к функции надзора, и занимать только несколько часов в неделю. Не трудно увидеть, насколько утопичны были эти прогнозы. Работа в США вновь приобретает негативную репутацию, поскольку в результате глобальной конкуренции малооплачиваемое население Азии и Южной Америки выходит на рынок труда. Все больше становится угроза распада системы социального обеспечения, и люди все чаще вынуждены работать в условиях произвола на работе, не имея каких-либо гарантий на будущее. Таким образом, даже сейчас, на исходе ХХ столетия, нас преследует двойственность отношения к работе. Мы знаем, что работа – это один из наиболее важных элементов нашей жизни, и, тем не менее, делая ее, мы предпочли бы ее не делать.

 

 

Как у нас появляется такое противоречивое отношение к работе? И как в наши дни молодые люди приобретают навыки, необходимые для выполнения производственной работы взрослых? Эти вопросы ни в коем случае не банальны. С каждым поколением понятие работы становится все более расплывчатым, и молодым людям все труднее узнать, какой работой им предстоит заниматься, когда они вырастут, и как к ней подготовиться.

В прошлом и до некоторой степени в настоящем на примере охотничьих и рыболовных сообществ Аляски или Меланезии мы видим, что раньше происходило во всем мире. Дети с самого раннего возраста принимали участие в работе взрослых и постепенно по мере взросления начинали выполнять их работу, не упуская ни одного действия в этой цепи. Мальчику-эскимосу в возрасте двух лет давали игрушечный лук, и он сразу же начинал учиться стрелять. К четырем годам он мог уже подстрелить куропатку, к шести – кролика и так далее, пока он не подстрелит оленя и тюленя. Сестра этого мальчика проходила похожее обучение, помогая женщинам своей семьи делать запасы на зиму, готовить, шить и нянчить младших сестер и братьев. Никто не задавался вопросом, что он будет делать, когда вырастет – выбора не было, существовала только одна дорога к взрослой и рабочей жизни.

Когда около 10 тысячелетий назад в результате сельскохозяйственной революции возникли города и стали появляться специализированные виды работ, поле выбора перед молодыми людьми расширилось. Тем не менее большинство из них делало то, что делали их родители, т.е в основном занимались сельским хозяйством. Ситуация изменилась лишь несколько веков назад. Только в 16 и 17 веках множество молодых людей стало приезжать из деревень в города, чтобы попытать счастья в условиях расцветающей экономики города. По некоторым оценкам, около 80 процентов девушек покидало деревни в разных частях Европы в возрасте 12 лет, в то время как юноши уезжали из дома, будучи на 2 года старше. Большинство работ, которое ожидало их в Лондоне и Париже, относилось, как мы бы сказали, к сфере обслуживания. Это были работы уборщиц, кучеров, грузчиков или прачек.

Сейчас ситуация очень изменилась. Недавно был проведен опрос нескольких тысяч американских подростков, которым был задан вопрос, какой работой они собираются заниматься, когда вырастут. Результаты опроса представлены в таблице №3. Они свидетельствуют о том, что у подростков нереально высокие ожидания по поводу своей профессиональной деятельности: 15 процентов из них собирается стать врачами или юристами, что почти в 15 раз больше пропорции врачей и юристов в структуре трудовых ресурсов согласно Переписи населения 1990 года. Большинство из 244 подростков, которые собираются стать профессиональными спортсменами, также будут разочаровано, так как они переоценивают свои шансы в 500 раз. Дети афроамериканцев, живущие в центральных районах страны, мечтают о профессиональной карьере так же, как и их сверстники, живущие в богатых прибрежных районах, несмотря на то, что процент безработицы афроамериканцев в некоторых городах составляет почти 50 процентов.

 

 

 

Недостаток реализма в отношении будущей работы частично вызван быстрыми изменениями характера работы взрослых, однако он также связан с тем, что у молодых людей нет возможностей получить серьезную работу и практиковать модель работы взрослых. В противоположность общепринятому мнению, богатые подростки, учась в средней школе, работают чаще, чем более бедные студенты, хотя они и не вынуждены это делать. Дети, выросшие в богатых и благополучных семьях, чаще занимаются производительной деятельностью дома, по соседству или в своем районе. Здесь вы можете встретить 15-летних подростков, собирающихся стать архитекторами, которые научились делать чертежи в архитектурной фирме, помогли спроектировать пристройку к соседнему дому и поработали в строительной компании – хотя в целом такие возможности выпадают редко. В одной средней школе небольшого городка самым популярным неформальным советником по трудоустройству был школьный охранник, который пристраивал бойких молодых людей в шайки бандитов, а симпатичных девушек направлял в так называемые модельные агентства.

Результаты опросов с помощью метода Выборочного Изучения Опыта свидетельствуют о том, что молодые люди довольно рано усваивают двойственное отношение к работе, свойственное взрослым. К 10 – 11 годам они усваивают общепринятые взгляды в обществе в целом. Когда шестиклассников спрашивают, что из того, что они делают, больше напоминает им «работу», а что «игру» (или «и то, и другое» или «ни то, ни другое»), почти все отвечают, что уроки – это работа, а занятия спортом – это игра. Интересно, что когда свои занятия подростки называют работой, они, как правило, говорят, что они важны для их будущего, требуют большой концентрации внимания и повышают их самооценку. И все же они менее счастливы и мотивированны, когда то, что они делают, напоминает им работу. С другой стороны, когда они делают что-то, что напоминает им игру, они оценивают эти занятия как менее важные и требующие меньшей концентрации внимания, но при этом они чувствуют себя счастливыми и мотивированными. Другими словами, к 10-11 годам дети четко осознают различие между необходимой, но неприятной работой и приятной, но бесполезной игрой. По мере того как дети учатся в средней школе дальше, они все более ясно осознают это различие.

Когда те же самые подростки постепенно начинают работать, они испытывают те же самые чувства на своей работе. В США 9 из 10 подростков работает в процессе учебы в средней школе. Эта пропорция намного больше, чем в таких технологически развитых странах, как Япония и Германия, где существует меньше возможностей для работы неполный рабочий день и где родители предпочитают, чтобы их дети как можно больше учились, а не занимались тем, что не имеет отношения к их будущей карьере. В США 57% учащихся десятых классов и 86% учащихся двенадцатых классов работают на оплачиваемой работе. Обычно они работают в ресторанах быстрого питания, секретарями, менеджерами по продажам или сидят с маленькими детьми. Когда подростки получают деньги за свою работу, их самооценка повышается. Они видят, что то, что они делают, важно и требует большой концентрации внимания. Однако они менее счастливы, чем обычно (хотя и не так несчастны, как в школе), и они не получают удовольствия от своей работы. Другими словами, молодые люди усваивают двойственное отношение к работе со своих первых шагов в карьере.

Однако необходимость работы – это не самое плохое, что испытывают подростки. Самое плохое ощущение, по их мнению, наступает тогда, когда то, что они делают, не является ни работой, ни игрой. Когда это происходит – обычно при выполнении хозяйственной деятельности, во время пассивного отдыха и во время общения – их самооценка снижается до минимального уровня, они не считают свое занятие важным, а ощущение счастья и мотивированности тоже снижаются ниже среднего уровня. И, тем не менее, ситуация «ни работы, ни игры» занимает у подростков в среднем 35 процентов их дня. Особенно это касается детей, чьи родители малообразованны. Они чувствуют, что половина их дня или даже больше представляет собой такую ситуацию. Если человек вырос с ощущением, что то, что он делал, было и не важно и не интересно, вряд ли, он почувствует большой смысл существования в будущем.

 

 

Отношение к работе, которое мы усвоили в ранней юности, влияет на то, как мы относимся к ней все последующие годы. На работе мы обычно использует свой ум и свое тело в полной степени. В результате мы чувствуем, что то, что мы делает, является важным, и поэтому ощущаем удовлетворение от работы. Тем не менее, наша мотивация ниже, чем дома. То же самое можно сказать и о нашем настроении. Несмотря на огромные различия в заработной плате, престиже и степени свободы, руководители лишь в незначительной мере чувствуют себя более активными и креативными на своей работе, в то время как служащие и рабочие конвейера не чувствуют себя более несчастными или неудовлетворенными.

Однако мужчины и женщины обычно по-разному воспринимают работу вне дома. Традиционно самоуважение и самоопределение мужчины основывалось на его способности получить в окружающем мире ресурсы, необходимые для содержания его самого и его семьи. Является ли удовлетворение, получаемое мужчиной от выполнения необходимой работы, частично запрограммированным генетически или оно полностью унаследовано нами из нашей культуры, не так важно. Факт заключается в том, что практически повсеместно считается, что если мужчина не может обеспечить свою семью, в какой-то степени он является неудачником. С другой стороны, самооценка женщины традиционно строилась на ее способности создать подходящую материальную и эмоциональную обстановку для воспитания детей и удобства взрослых членов семьи. Несмотря на все наше образование и стремление уйти от этих стереотипов, они глубоко в нас сидят. Мальчики-подростки все еще мечтают стать полицейскими, пожарными и инженерами, а девочки хотят стать домохозяйками, медсестрами и учителями, хотя в настоящее время девочки также хотят стать профессионалами, например, врачами и юристами, даже в большей пропорции, чем мальчики.

В результате различной роли работы в жизни мужчин и женщин, у них складывается разное к ней отношение. Не принимая во внимание то сравнительно небольшое количество женщин, которые связывают свое самоопределение в первую очередь с карьерой, большинство женщин, работающих в офисах, сфере обслуживания и даже на управленческих постах, обычно рассматривают свою работу скорее как то, что они хотят делать, а не то, что они вынуждены делать. Для многих женщин работа – более добровольное занятие; она больше напоминает игру, которую они могут начать или окончить в любой момент. Многие женщины чувствуют, что что бы ни случилось на работе, это не так важно – и, таким парадоксальным образом, они получают большее удовольствие от своей работы. Даже если дела на работе идут плохо и их отстранили от работы, это не так затрагивает их самооценку. В отличие от мужчин их представление о самих себе зависит, главным образом, от того, что происходит дома. Забота о нуждающемся родителе или ребенке, у которого неприятности в школе, оказывает намного большее влияние на сознание женщины, чем то, что происходит на работе.

В результате этого, и особенно в сравнении с работой по дому женщины обычно более позитивно оценивают занятость на работе, чем мужчины. Например, в результате исследования пар, в которых оба партнера работали, с помощью метода Выборочного Изучения Опыта, Рид Ларсон выяснила, что женщины испытывают более позитивные эмоции, когда они выполняют канцелярскую работу, работают на компьютере, ведут продажи, проводят собрания, работают по телефону, читают материалы по работе и т.д. Единственной деятельностью, связанной с работой, которую женщины оценили менее позитивно, чем мужчины, является работа над проектами, принесенными с работы домой. Несомненно, причина заключается в том, что женщины должны выполнять обязанности по дому помимо рабочего задания.

Двойная нагрузка обязанностей по дому и карьеры может стать тяжелым испытанием для самооценки женщины. Анна Уэллс провела исследование матерей маленьких детей, которые работали полный рабочий день, неполный рабочий день или несколько часов в неделю. Она обнаружила, что самой высокой самооценкой обладали женщины, которые работали меньше всего, а самой низкой – женщины, которые работали больше всего. И это несмотря на то, что всем женщинам больше нравится работать на оплачиваемой работе, чем дома. И снова этот факт свидетельствует о двояком смысле самооценки. Женщины, обладающие профессией, работающие полный рабочий день и имеющие семью, могут иметь более низкую самооценку не потому, что они делают меньше, а потому что они, возможно, ожидают от себя больше, чем могут осуществить.

Эти проблемы выявляют, насколько спорным является различие между оплачиваемой работой и домашней работой, которую традиционно выполняют женщины для своих семей. Как заметили Элис Боулдинг и другие социальные экономисты, хозяйственная деятельность, возможно, не является производственной, однако если бы она оплачивалась как услуги, ее стоимость была бы приблизительно равна ВВП. Издержки на воспитание матерями своих детей, заботу о больных, приготовление пищи, уборку и так далее в условиях рынка могли бы удвоить наши национальные затраты на оплату труда и, возможно, мы вынуждены были бы перейти к более гуманной экономике. В то время как домашняя работа поддерживает самооценку замужней женщины, она не оказывает особенного позитивного влияния на ее эмоциональное состояние. Готовя пищу, совершая покупки, вывозя на машине семью на прогулки, женщина испытывает средние эмоции. Самые же отрицательные эмоции в течение дня женщине приносят уборка дома, мытье посуды, стирка, починка вещей в доме и подсчет семейного бюджета.

У работы есть серьезные недостатки, однако ее отсутствие намного хуже. Философы Древнего мира имели много аргументов в пользу праздности, но они имели в виду праздность землевладельца, у которого много слуг и рабов. Когда же праздность вынужденная и не подкреплена приличной суммой дохода, она приводит к резкому снижению самооценки и общей апатии. Психолог Джон Хейуорт из Университета Манчестера продемонстрировал, что молодым людям без работы очень трудно найти удовлетворение в жизни, даже если им платят достаточно щедрое пособие по безработице. Рональд Ингельхарт собрал исследования 170 000 рабочих в 16 странах и выяснил, что 83% служащих офисов, 77% рабочих физического труда и только 61% безработных считают, что удовлетворены своей жизнью. Библейская идея о том, что человек был создан для того, чтобы наслаждаться щедростью творения, а не за тем, чтобы работать, похоже, не соответствует фактам. Если у человека нет цели и задач, которые обычно ставит перед нами работа, ему необходимо обладать необыкновенной самодисциплиной, чтобы поддерживать концентрацию сознания на достаточно интенсивном уровне, для того чтобы его жизнь имела смысл.

 

 

На первый взгляд, открытие, сделанное в результате исследований с помощью метода Выборочного Изучения Опыта, кажется неожиданным: если мы обратим внимание на то, в каких ситуациях взрослые обычно испытывают вдохновение, то мы обнаружим, что чаще это происходит на работе, чем в свободное время. По мнению опрошенных людей, моменты, когда перед ними стоят сложные задачи, решение которых требует от них применения профессиональных навыков, чаще происходят на работе, чем дома. При этом они сопровождаются концентрацией внимания, творчеством и чувством удовлетворения. Но если над этим задуматься, это открытие не такое уж неожиданное. Мы часто не замечаем, что работа больше напоминает игру, чем все другие дела, которыми мы занимаемся в течение дня. В работе обычно присутствуют четкие цели и правила ее выполнения. В работе мы знаем результат: либо мы сами видим, что хорошо сделали свою работу, либо об этом свидетельствует объем продаж, либо нашу работу оценивает начальник. Работа обычно способствует концентрации внимания и не дает нам отвлекаться; она также позволяет нам в разной степени контролировать ситуацию и – по крайней мере, в идеальном случае – сложность работы соответствуют профессионализму работника. Таким образом, работе присуща структура вдохновляющих видов деятельности, приносящих нам внутреннее удовлетворение, таких как игры, спорт, музыка и искусство. В сравнении с ними в большинстве других занятий в жизни эти элементы отсутствуют. Когда люди проводят время дома с семьей или одни, у них часто нет четкой цели, они не видят результатов своей деятельности, они рассеяны и чувствуют, что их способности не используются в полной мере. В результате им становится скучно, или, что случается реже, они начинают беспокоиться.

Поэтому неудивительно, что мы испытываем на работе более позитивные чувства, чем могли это предположить. Тем не менее, если бы у нас была возможность, мы предпочли бы работать меньше. Почему это так? Похоже, что существуют две основные причины. Первая заключается в объективных условиях труда. На самом деле с незапамятных времен те, кто платил другим людям за их труд, никогда не были особенно заинтересованы в том, как чувствуют себя их работники. Необходимы сверхчеловеческие внутренние ресурсы, чтобы суметь почувствовать вдохновение, роя траншею под землей в шахте в Южной Африке или срезая сахарный тростник на плантации под палящим солнцем. Даже в наше просвещенное время, когда мы придаем такое значение «человеческим ресурсам», руководители очень часто не интересуются тем, как чувствуют себя на работе их сотрудники. Поэтому неудивительно, что многие люди говорят, что работа не приносит им чувство внутреннего удовлетворения, и только тогда, когда они выходят с завода, они начинают наслаждаться жизнью – даже если выясняется, что это на самом деле не так.

Вторая причина является дополнением к первой. Однако она менее связана с современной реальностью, а является следствием исторически сложившейся негативной репутации работы, которую мы усваиваем посредством нашей культуры и в процессе взросления. Бесспорно, что два с половиной столетия назад во времена Промышленной Революции заводские рабочие работали в нечеловеческих условиях. Свободное время было таким редким явлением, что оно стало цениться, как драгоценность. Рабочие верили, что если бы у них было больше свободного времени, они автоматически стали бы счастливее. Профсоюзы героически боролись за сокращение рабочего дня, и их победа стала одним из наиболее светлых достижений в истории человечества. К сожалению, хотя свободное время, возможно, и является необходимым условием для счастья, однако само по себе оно счастья не гарантирует. Научиться использовать его с пользой для себя, оказывается, более трудно, чем можно было бы предположить. Тем более не всегда оказывается, что чем больше мы имеем какого-то блага, тем лучше; как это происходит с другими вещами, то, что хорошо в маленьких дозах, может оказаться губительным в больших. Вот почему в середине ХХ столетия психиатры и социологи начали бить тревогу о том, что слишком большое количество свободного времени угрожает стать общественной катастрофой.

Обе эти причины – объективные условия труда и субъективное отношение к работе, усвоенное нами, – мешают многим людям признать, даже перед самими собой, что работа может приносить удовольствие. Но если мы отбросим предрассудки культуры и постараемся преобразовать свою работу таким образом, чтобы она стала значимой именно для нас, то даже самая обыкновенная работа может обогатить, а не обеднить нашу жизнь.

Конечно, легче всего заметить внутреннее удовлетворение от работы в профессиях, являющихся очень индивидуализированными, в которых человек сам ставит перед собой цели и определяет сложность своих задач. Представители таких продуктивных и творческих профессий, как художники, предприниматели, государственные деятели и ученые, относятся к своей работе так, как это делали наши предки-охотники – она является неотъемлемой частью их жизни. Взяв около сотни интервью у Нобелевских лауреатов и представителей творческих профессий, добившихся успеха в других областях, я часто слышал подобную фразу: «Я могу сказать, что работал каждую минуту своей жизни. И с той же уверенностью я могу сказать, что не работал ни одного дня». Историк Джон Хоуп Франклин более точно выразил это сочетание работы и праздности следующими словами: «Я всегда мог подписаться под выражением «Слава Богу, сегодня пятница», потому что для меня пятница означала, что я могу работать два следующих дня, не прерываясь».

Для таких людей поток является неотъемлемой частью их профессиональной деятельности. Несмотря на то, что работа на грани знаний, доступных человеку, сопровождается трудностями и внутренним смятением, радость от расширения пределов нашего сознания в новые сферы является наиболее очевидной составляющей их жизни, даже в том возрасте, когда другие люди обычно уходят на пенсию. Изобретатель Джейкоб Рабинов, обладающий почти 200 патентами, зарегистрированными на его имя, так описывает свою работу в возрасте 83 лет: «Вы должны хотеть выдвинуть свою идею, потому что Вам это интересно…Люди, похожие на меня, любят делать это. Это забавно натолкнуться на какую-нибудь идею, и если она никому не нужна, меня это не волнует. Мне просто интересно обнаружить что-то странное и необычное».

Эд Эснер, заслуживший славу, сыграв в телевизионном сериале «Лоу Грант», тем не менее, искал приложения своих актерских способностей в возрасте 63 лет: «Я жажду…трещать по швам, я жажду погони». Лайнус Полинг, лауреат двух Нобелевских премий, в интервью, которое он дал в возрасте 89 лет, сказал: «Я не помню, чтобы я когда-нибудь сидел и задавался вопросом, ну и что мне сейчас делать? Я просто шел вперед, делая то, что мне нравилось». Знаменитый психолог Дональд Кэмпбелл советовал молодым ученым: «Не занимайтесь наукой, если вас интересуют деньги. Не занимайтесь наукой, если она не будет приносить вам удовольствия, даже если вы не станете знаменитыми. Принимайте славу с благодарностью, если вы ее добьетесь, но любите только свою работу». Поэт Марк Стрэнд, бывший лауреат США, так описывает вдохновение в своей профессии: «вы погружены в работу, вы теряете ощущение времени, вы полностью зачарованы, вы полностью охвачены тем, что вы делаете…когда вы над чем-либо работаете и вы работаете хорошо, вы чувствуете, что нельзя сказать иначе, чем вы сказали».

Конечно, таким людям посчастливилось оказаться на вершине славных профессий. Однако также легко встретить много знаменитых и успешных людей, которые ненавидят свою работу, и в то же время существуют бизнесмены, сантехники, фермеры и даже рабочие конвейера, которые любят свою работу и описывают ее в лирических тонах. Как работа влияет на повышение качества нашей жизни, определяют не внешние обстоятельства. Это зависит от того, как человек работает, и какой опыт он способен извлечь из выполнения стоящих перед ним задач.

Какое бы удовлетворение не приносила работа, она одна не способна сделать нашу жизнь полной. Многие творческие личности, у которых мы брали интервью, говорили, что их семья была для них важнее, чем карьера – даже если на самом деле их привычки опровергали это заявление. В основном все они состояли в стабильном и эмоционально благополучном браке. Когда их спрашивали, какими своими достижениями они гордятся, самым распространенным ответом был ответ, схожий со словами физика Фримана Дайсона: «Я думаю, то, что я вырастил и воспитал шестерых детей, и все они, по-моему, стали интересными людьми. Я думаю, что этим я действительно горжусь больше всего». Джон Рид, президент компании Citicorp, утверждал, что лучшим временем стал для него год, когда он ушел из бизнеса, чтобы посвятить его воспитанию своих детей: «Воспитание детей – это более благодарное занятие с точки зрения получения удовлетворения, чем зарабатывание денег для компании». И все эти люди заполняют имеющееся у них свободное время интересными делами. Например, выступают с бесплатными концертами, коллекционируют редкие морские карты, учатся готовить, пишут кулинарные книги или добровольно едут учить детей в развивающихся странах.

Таким образом, любовь и преданность своему призванию не имеет отношения к такому отрицательному понятию, как «трудоголик». Этот термин можно с правом применить к человеку, который настолько погружен в свою работу, что для него не существует других целей и обязанностей. Трудоголик рискует тем, что видит только задачи, относящиеся к работе, и приобретает только навыки, необходимые для выполнения своей работы; он неспособен испытывать вдохновение в другой деятельности. Такой человек упускает много возможностей, которые обогащают нашу жизнь, и часто к концу жизни он чувствует себя несчастным, поскольку после всепоглощающей страсти к работе, у него не остается ничего, чем бы он мог заняться. К счастью, существует много примеров людей, которые, несмотря на свою преданность работе, ведут более многогранную жизнь.

 

 

ПЯТАЯ ГЛАВА







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.