Задание по психологии (пед. практика)Стр 1 из 3Следующая ⇒
ВНИМАНИЕ: перед тем, как начать наблюдения и работу с учениками, обязательно прочитать файл «распознавание суицида».
Вопросы? вКонтакте: «Михальский Алексей» или email: amikhalsky@mail.ru 8-915-198-38-78
Тема задания: психологический портрет ученика (психологическая характеристика личности учащегося). По мнению большинства ведущих отечественных психологов (Рубинштейн С.Л., Божович Л.И., Щербаков А.И., Платонов К.К.), изучение личности школьника следует проводить в естественных условиях обучения и воспитания. Основой такого изучения должны быть материалы психологического наблюдения за поведением, конкретной деятельностью и поступками ученика в учебной работе, в коллективе и вне школы. Возможность регулярно осуществлять такое наблюдение имеется только у учителя (в отличие от психолога). Поэтому необходимым компонентом педагогического мастерства учителя является умение разбираться в индивидуальных особенностях учеников, «видеть» психологическую подоплеку их поступков. Настоящее задание имеет цель: научить студентов отслеживать индивидуально-психологические особенности учащихся, грамотно их интерпретировать и учитывать при проведении учебной и воспитательной работы. В течение всего периода практики студент проводит наблюдение за одним из учеников класса с целью изучения личности последнего. Результаты наблюдения фиксируются. Предлагаемый план изучения школьника надо рассматривать в качестве ориентировочного. План может по отдельным своим частям изменяться в зависимости от конкретных обстоятельств. Так, если характеристика составляется на слабоуспевающего ученика, то, естественно, всё связанное с данным фактом должно быть предметом особого внимания студента. Основным методом изучения школьников является систематическое наблюдение за их действиями и поступками на уроках, при выполнении трудных заданий, школьных поручений и т.д. Но метод наблюдения сам по себе, взятый изолировано от других методов и приёмов изучения, не всегда позволяет установить причину того или иного поступка. Поэтому наблюдение необходимо сочетать с опросом и беседой. Беседу можно вести не только с изучаемым школьником, но и с одноклассниками, особенно друзьями, с которыми он проводит значительную часть времени в школе и на улице. Много ценных сведений можно почерпнуть из бесед с родителями и старшими членами семьи. Также можно использовать метод изучения продуктов деятельности и диагностические методики (тесты). Характеристика должна содержать конкретные сведения о поступках и поведении ученика.
Описание: итоговый отчет «Психологический портрет ученика» должен включать данные об ученике: ФИО, класс, школа, дата рождения, краткая характеристика семьи, наличие проблем в учебной деятельности, психологический портрет по пунктам с приложением данных наблюдения, беседы и диагностических методик, психологические рекомендации. Общий объем отчета — не менее 3 стр. + приложения.
Пункты (структура) описания психологического портрета: Изложены ниже, по 2 вариантам. Можно взять любой вариант схемы описания, который покажется ближе.
Методы, используемые в задании: · наблюдение (через наблюдение выясняем: темперамент, характер, способности, интеллект, эмоциональность, уровень самоконтроля) · беседа (в процессе беседы выясняем: способности, мотивация (внутренняя или внешняя и тп), направленность, интеллект, волевые качества, умение общаться, увлечения, интересы) · диагностика (самооценка). Подрбная информация о методах – см. отдельный файл.
Немного теории: 1 - Темперамент – благодаря темпераменту, присущему людям от рождения одни – быстры, подвижны, склонны к эмоциональным реакциям, другие – медлительны и спокойны. Темперамент – это фундамент нашей личности, основанный на нервной системе и зависит от строения тела человека, обмена веществ в организме. Черты темперамента не поддаются изменению, так как они чаще всего передаются по наследству. Нужно в первую очередь понять его особенности, чтобы определится с родом деятельности человека. К каждому типу темперамента нужно найти свой подход: Сангвиники – обладают сильной нервной системой, уравновешенны и подвижны, хотя возбуждение у них легко сменяется торможением и наоборот. Такие люди всегда обещают, что сделают, но не всегда исполняют обещанное, поэтому их нужно постоянно проверять и контролировать. Его плюсы - отзывчивость, общительность, жизнерадостность, минусы - легкомыслие, поверхностность, ненадежность. Холерик – обладает неуравновешенной нервной системой, где преобладает чувство возбуждения над чувствами торможения. Они всё время должны быть заняты делом, потому что он свою активность направить на коллектив и разложит его из нутри. Его плюсы – энергетичность, целеустремленность, продвижность, минусы – вспыльчивость, агрессивность, конфликтность. Флегматик – с сильным, уравновешенным, но инертным, неподвижным типом нервной системы. Он не может работать на скорость и быстроту, их главное не подгонять, он рассчитывает свои силы и время и сдаст свое дело в любом случает. Его плюсы – устойчивость, постоянство, надежность, терпеливость, активность, минусы – медлительность, безразличие, порой даже сухость. Меланхолик – со слабым, неуравновешенным типом нервной системы. На таких людей нельзя кричать, давить, давать резкие указания, так как они очень чувствительны и ранимы. Их плюсы – доброжелательность, сочувствие, мягкость, человечность, минусы – мнительность, ранимость, замкнутость и очень низкая работоспособность. В работе холерику легче с сангвиником, сангвинику с меланхоликом, меланхолику с флегматиком.
2 – Характер – в характере человека выражаются его существенные особенности. Черты характера – это свойства личность, устойчивые особенности поведение человека. Структуру характера делят на 4 группы, которые выражают отношение личности к определенной деятельности: К труду – трудолюбие, добросовестность, настойчивость, ответственность, инициативность, противоположность этому – лень, безответственность, пассивность, склонность к рутиной работе; К коллективу и к обществу в целом – общительность, отзывчивость, уважение, противоположность – замкнутость, призрение, грубость, бездушие. К самому себе – самокритичность, гордость, чувство собственного достоинства и в чем то скромность, противоположное этому – сомнение, эгоизм, заносчивость, обидчивость. К вещам – аккуратность, бережливость, щедрость, противоположное – скупость. Формируется характер благодаря морально волевым качествам личности, на данном этапе выделяют 4 типа характера: Демонстративный личности очень сильно выражают свои эмоции и переживают их. Они могут лгать, не понимая этого, хотя не способны притворятся и пытаются постоянно убедить окружающих. Они очень артистичные натуры, которые умеют играть своими чувствами на публике. Благодаря своей артистичности имеют положительные черты – очень хорошо понимают другого человека, они могут стать писателями, актерами и социальными работниками. Принимают свои решения стремительно и импульсивно, ничего не обдумывая. Педантичный характер – противоположность демонстративному типу. Их негативные черты – нерешительность и постоянное чувство страха за свою жизнь, могут выразить положительные качества такие как, пунктуальность, аккуратность, ответственность, рассудительность. Долго колеблются при принятии решения и тщательно обдумывают свои действия. Застревающий тип – долго задерживают свои чувства гнев, ярость, страх и так же долго и ярко переживают свои достижения. Отличаются обидчивостью и злопамятностью. Они могут простить обиду, но никогда не забудут её. Возбудимый тип – постоянно недовольны, раздражительны. Не умеют управлять собой, что часто приводит к конфликтам.
Способности – измеряются путем решения определенных задач. Они подразделяются на два вида: Общие формируются развитием интеллекта. К ним относятся трудолюбие и работоспособность., внимательность, собранность, гибкость ума адаптация и умение ориентироваться в трудных жизненных ситуациях. Специальные способности – это развитие к определенному типу деятельности.
Направленность – это куда именно направлена деятельность человека, бывает направленность на себя, на задачу (на учебу) и на общение. Тут важно определить потребности в определенной направленности мотивов человека. Внутренняя мотивация или внешняя?
Интеллектуальность – это ядро интеллекта – обеспечивающий реализацию способности человека оценивать ситуацию, принимать решения в соответствии со своим поведением. Структура интеллекта зависит от возраста, образования и индивидуальных особенностей.
Эмоциональность – делятся на ум, волю и эмоции. Ум и воля подчиняются нам, а эмоции возникают помимо нашей воли и желаний. Мы можем скрывать эмоции и выплескивать их на ружу, но благодаря этому они не ослабевают. Управлять эмоциями необходимо, они делятся на: Аффект – возникающий в результате сильного потрясения, захватывает человека целиком и управляет его мыслями и действиями. Собственно эмоции – возникает на свершившееся, предполагаемые и вспоминаемые события, отражаются в субъективной оценки. Чувства – устойчивое эмоциональное состояние, отношение к конкретным событием и людям. Настроение – длительное эмоциональное состояние, отражает установку принятие или непринятие мира, связанно с темпераментом. Стресс- реакция организма на неожидаемую, напряженную обстановку. Может возникнуть на холод, боль, унижение.
Умение общаться – это прежде всего процесс взаимодействия людей. Общение может быть вербальным – в разных формах и невербальным – мимикой, жестами. Делятся на виды - диалог, массовое, групповое, анонимное; каналы – зрительный, слуховой, при помощи прикосновений – тактильный и с помощью ощущения своего тела – соматосенсорный.
Самооценка – человек оценивает свои способности, поступки и возможности. Она может быть заниженной, завышенной либо адекватной, что бывает достаточно редко.
Рекомендуемые ссылки:
http://lomonholding.ru/articles/detail/?catalogue_id=12&item_id=2900
http://osp.kgsu.ru/nikol/praktic.pdf
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|