Здавалка
Главная | Обратная связь

Лекция № 3-4. Организация опытно-экспериментальной работы в учреждениях образования



План:

1. Алгоритмизированная процедура научного исследования.

2. Этапы опытно-экспериментальной работы в образовательных учреждениях.

3. Правила, требования и процедура проведения экспериментального психологического исследования.

4. Обработка, анализ и интерпретация результатов исследования.

1. Логическая процедура научного исследования предполагает семь этапов.

I. Разработка программы исследования: А). Формулировка проблемы, определение объекта и предмета исследования. Проблема - это противоречие между потребностью, необходимостью что - то сделать, что- то достичь, знать и незнанием путей, средств, способов, приемов реализации этой необходимости. Объект - это все то, что содержит явно или нет противоречие, порождает проблему. Предмет - это те или иные значимые свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат изучению. Б). Определение цели и задач исследования. Цель ориентирует исследователя на анализ проблемы в двух направлениях: - теоретическом (изучить литературу по данной проблеме), - практическом (подбор методики исследования). Можно выделить 3 типа задач: - теоретические задачи (изучить литературу), - исследовательские задачи (их бывает 2-3), - задачи практического плана (разработка психокоррекционной программы). В). Интерпретация основных понятий. Бывает двух родов: - теоретическая (реферирование источников по проблеме исследования: кто как понимал данное понятие), - эмпирическая (изучение данного понятия). Г). Предварительный системный анализ объекта исследования. Предполагает выделение элементов, уровней, взаимосвязей, условий и т. д. Д). Выдвижение рабочих гипотез. Гипотеза - это обоснованное научное предположение. Гипотезы бывают: первичные и вторичные; основные и гипотезы следствия; описательные и объяснительные.

II. Определение эмпирических объектов исследования (определение выборки). В социологии существуют формулы для определения размера выборки.

III. Разработка методики данного психологического исследования.

IV. Проба методики ( пилотаж), ее доработка, проверка надежности.

V. Сбор первичной информации (пилотажное исследование).

VI. Логическая и количественная обработка собранных данных.

VII.Интерпретация результатов, выводы, отчеты.

2. Этапы опытно-экспериментальной работы в образовательных учреждениях. Психолого-педагогическая концепция и исследовательский проект. Исследовательская программа. Организация составления программы. Этапы составления. Условия психолого-педагогического исследования.

3. Правила, требования и процедура проведения экспериментального психологического исследования. Техника и процедура научного исследования. Логическая процедура социально-психологического исследования. Понятие о логике исследования. Проблема, объект и предмет исследования. Цель, задачи и гипотеза исследования. Мониторинг процесса и результатов исследования. Интерпретация основных понятий.

4. Обработка, анализ и интерпретация результатов исследования. Первичная обработка эмпирических данных. Основные понятия (показатель, параметр, признак). Нормирование данных. Составление сводных таблиц. Преобразование формы информации. Проверка эмпирических данных. Общие подходы к изложению результатов исследования. Общепринятая структура и оформление результатов исследования. Общие правила оформления научной работы. Табличные и графические формы представления данных. Интерпретация результатов исследования. Взаимосвязь методологии, теории и результатов исследования. Учет возрастных, гендерных и индивидуальных особенностей. Обобщение и выводы. Составление заключения и практических рекомендаций на основе исследовательских данных. Важнейшие выводы, к которым пришел автор. Теоретическая и практическая значимость результатов. Возможность внедрения результатов работы.

 

Литература

1. Бодалев, А.А. Общая психодиагностика / Бодалев А.А., Столин В.В. /. - СПб.: Речь, 2006.

2. Борытко, Н.М. Методология и методы психолого- педагогических исследований / Н.М., Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова. - М.: AcademiA, 2009.

3. Давыдов, В.П. Методология и методика психолого-педагогического исследования / В.П. Давыдов, П.И. Образцов, А.И. Уман. - М.: Логос, 2006.

4. Дорфман, Л. Я. Методологические основы эмпирической психологии: от понимания к технологии / Л. Я. Дорфман. - М.: Смысл, 2005.

5. Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология / В. Н. Дружинин. - СПб.: Питер , 2007.

6. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогических исследований / В.И. Загвязинский. Р.А. Атаханов. - М.: AcademiA, 2008.

7. Корнилова, Т. В. Методологические основы психологии / Т. В. Корнилова С. Д. Смирнов. - СПб.: Питер , 2007.

8. Шаров, А.С. Жизненные кризисы в развитии личности: Учебное пособие / А.С. Шаров. - Омск: Издательство ОмГТУ, 2005. – 166 с.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.