ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАСтр 1 из 6Следующая ⇒
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное Образовательное учреждение высшего образования «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина» (ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина») Институт педагогики и психологии ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА По направлению подготовки 44.03.01 (050100.62) Педагогическое образование
Профиль Начальное образование
Форма обучения очная
Сыктывкар, 2015 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа государственного экзамена составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 44.03.01 (050100.62) Педагогическое образование, профиль Начальное образование с учетом современных требований к профессиональной компетентности учителя начальных классов представленных в профессиональном стандарте педагога. Выпускник по направлению подготовки 44.03.01 (050100.62) Педагогическое образование должен быть подготовлен к выполнению следующих видов профессиональной деятельности, обозначенных в ФГОС ВПО и профессиональном стандарте учителя начальных классов: педагогическая; культурно-просветительская. Согласно профессиональному стандарту педагога педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования предусматривает следующие трудовые действия, к выполнению которых готов выпускник: · проектировать образовательный процесс на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом особенностей социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной; · формировать у детей социальную позицию обучающихся на всем протяжении обучения в начальной школе; · формировать метапредметные компетенции, умение учиться и универсальных учебных действий до уровня, необходимого для освоения образовательных программ основного общего образования; · объективно оценивать успехи и возможности обучающихся с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразия динамики развития; · осуществлять организацию учебного процесса с учетом своеобразия социальной ситуации развития первоклассника; · корректировать учебную деятельность исходя из данных мониторинга образовательных результатов с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста (в том числе в силу различий в возрасте, условий дошкольного обучения и воспитания), а также своеобразия динамики развития мальчиков и девочек · проводить в четвертом классе начальной школы (во взаимодействии с психологом) мероприятия по профилактике возможных трудностей адаптации детей к учебно-воспитательному процессу в основной школе. Содержание педагогических дисциплин предполагает формирование у каждого выпускника определенного уровня профессиональной компетентности, проявляющейся как единство потребностно-мотивационной, информационной и операционно-технологической сфер личности и включающей такие компоненты, как: - рефлексивная культура, позволяющая осознавать свою педагогическую позицию, систему ценностей, обосновывать существующие системы педагогической деятельности и способы решения педагогических задач на основе общекультурных и профессиональных знаний - владение способами получения, обработки и использования информации, связанной с профессиональной деятельностью; умение интегрировать знания из разных областей при решении профессиональных задач (психологии, физиологии, педагогики, частных методик, специальных дисциплин и т.д.) - творческий подход к решению профессиональных задач теоретического и практического характера - исследовательская культура, диагностические умения - коммуникативная культура Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК) обозначенными в ФГОС высшего профессионального образования: осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1); способностью использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2); владением основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3); способностью к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-5); в области педагогической деятельности: способностью разрабатывать и реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1); способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся (ПК-2); готовностью применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-3); способностью осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-4); способностью использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5); готовностью к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами (ПК-6); способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности (ПК-7); готовностью к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК- 8); в области культурно-просветительской деятельности: способностью разрабатывать и реализовывать, с учетом отечественного и зарубежного опыта, культурно-просветительские программы (ПК- 9); готовностью выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды (ПК-10); в области научно-исследовательской деятельности: способностью использовать в учебно-воспитательной деятельности основные методы научного исследования (ПК-13).
Содержание программы государственного экзамена охватывает два раздела: Раздел 1. Теоретические основы обучения и воспитания учащихся начальных классов. Раздел 2. Анализ и решение педагогических задач в процессе преподавания дисциплин в начальной школе и организации воспитательного процесса. Каждый билет включает вопрос из раздела 1 и связанную с ним педагогическую задачу из раздела 2.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|