Здавалка
Главная | Обратная связь

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное

Образовательное учреждение высшего образования

«Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина»

(ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина»)

Институт педагогики и психологии

ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

По направлению подготовки

44.03.01 (050100.62) Педагогическое образование

 

 

Профиль

Начальное образование

 

 

Форма обучения

очная

 

 

Сыктывкар, 2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа государственного экзамена составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 44.03.01 (050100.62) Педагогическое образование, профиль Начальное образование с учетом современных требований к профессиональной компетентности учителя начальных классов представленных в профессиональном стандарте педагога.

Выпускник по направлению подготовки 44.03.01 (050100.62) Педагогическое образование должен быть подготовлен к выполнению следующих видов профессиональной деятельности, обозначенных в ФГОС ВПО и профессиональном стандарте учителя начальных классов: педагогическая; культурно-просветительская.

Согласно профессиональному стандарту педагога педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования предусматривает следующие трудовые действия, к выполнению которых готов выпускник:

· проектировать образовательный процесс на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом особенностей социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной;

· формировать у детей социальную позицию обучающихся на всем протяжении обучения в начальной школе;

· формировать метапредметные компетенции, умение учиться и универсальных учебных действий до уровня, необходимого для освоения образовательных программ основного общего образования;

· объективно оценивать успехи и возможности обучающихся с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразия динамики развития;

· осуществлять организацию учебного процесса с учетом своеобразия социальной ситуации развития первоклассника;

· корректировать учебную деятельность исходя из данных мониторинга образовательных результатов с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста (в том числе в силу различий в возрасте, условий дошкольного обучения и воспитания), а также своеобразия динамики развития мальчиков и девочек

· проводить в четвертом классе начальной школы (во взаимодействии с психологом) мероприятия по профилактике возможных трудностей адаптации детей к учебно-воспитательному процессу в основной школе.

Содержание педагогических дисциплин предполагает формирование у каждого выпускника определенного уровня профессиональной компетентности, проявляющейся как единство потребностно-мотивационной, информационной и операционно-технологической сфер личности и включающей такие компоненты, как:

- рефлексивная культура, позволяющая осознавать свою педагогическую позицию, систему ценностей, обосновывать существующие системы педагогической деятельности и способы решения педагогических задач на основе общекультурных и профессиональных знаний

- владение способами получения, обработки и использования информации, связанной с профессиональной деятельностью; умение интегрировать знания из разных областей при решении профессиональных задач (психологии, физиологии, педагогики, частных методик, специальных дисциплин и т.д.)

- творческий подход к решению профессиональных задач теоретического и практического характера

- исследовательская культура, диагностические умения

- коммуникативная культура

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК) обозначенными в ФГОС высшего профессионального образования:

осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

способностью использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

владением основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

способностью к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-5);

в области педагогической деятельности:

способностью разрабатывать и реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся (ПК-2);

готовностью применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-3);

способностью осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-4);

способностью использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

готовностью к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами (ПК-6);

способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности (ПК-7);

готовностью к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК- 8);

в области культурно-просветительской деятельности:

способностью разрабатывать и реализовывать, с учетом отечественного и зарубежного опыта, культурно-просветительские программы (ПК- 9);

готовностью выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды (ПК-10);

в области научно-исследовательской деятельности:

способностью использовать в учебно-воспитательной деятельности основные методы научного исследования (ПК-13).

 

Содержание программы государственного экзамена охватывает два раздела:

Раздел 1. Теоретические основы обучения и воспитания учащихся начальных классов.

Раздел 2. Анализ и решение педагогических задач в процессе преподавания дисциплин в начальной школе и организации воспитательного процесса.

Каждый билет включает вопрос из раздела 1 и связанную с ним педагогическую задачу из раздела 2.

 


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.