Здавалка
Главная | Обратная связь

Задание для студентов



Разработать конкретную программу исследовательской работы. Работа в группах.

 

8. Тематика и планы семинарских, практических, лабораторных занятий

 

Тема 1. Методология как область научного знания.

 

План:

1. Общие представления о методологии науки. Уровни методологии.

2. Методологические кризисы в психологии. Типы рациональности.

3. Критерии научности. Концептуальный язык психологии.

 

Литература:

1. Гусельцева М.С. Методологические кризисы и типы рациональности в психологии / Вопр. психологии. 2006. №1. С.3-15.

2. Корнилова Т. В. Смирнов С. Д. Методологические основы психологии. – СПб.: Питер, 2006.

3. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.

4. Лубовский Д.В. Введение в методологические основы психологии. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2005. – 224 с.

5. Хомская Е.Д. О методологических проблемах современной психологии // Вопросы психологии. 1997. № 5. С. 104-114.

6. Шаров А.С. О-граниченный человек: значимость, активность, рефлексия: Монография. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2000. - 358 с.

7. Юревич А.В. Психология и методология. – М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2005. – 312 с.

 

Тема 2. Методы психолого-педагогических исследований.

 

План:

1. Методы и их характеристика. Методологические проблемы психодиагностики.

2. Классификация методов исследования

3. Методы и методики. Разработка конкретной методики исследования.

 

Литература:

1. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. М., 1987.

2. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер, 1998.

3. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы. - М., 2002. – 381 с.

4. Готтсданкер. Р. Основы психологического эксперимента. – М.: Изд-во МГУ, 1982.

5. Загвязинский В.И., Атаханов Р.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований. – М.: Издательский центр "Академия", 2001 – 208 с.

6. Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. – СПб., 2004. – 268 с.

7. Шаров А.С. Жизненные кризисы в развитии личности: Учебное пособие. – Омск: Издательство ОмГТУ, 2005. – 166 с.

 

Тема 3-4. Организация научного исследования.

 

План:

1. Техника и процедура научного исследования.

2. Этапы исследования.

3. Алгоритмизированная процедура научного исследования.

4. Обсуждение проблем конкретного психологического исследования.

 

Литература:

1. Волков Б.С., Волкова Н.В., Губанов А.В. Методология и методы психологического исследования. – М.: Академический Проект; Фонд "Мир", 2005. – 352 с.

2. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2002.

3. Зароченцев К.Д., Худяков А.И. Экспериментальная психология. Учебник. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2005. – 208 с.

4. Иващенко Ф.И. Практикум по методологии психологического исследования. – Мн., 2003.

5. Никандров В.В. Экспериментальная психология. - СПб.: Речь, 2007. – 512 с. 2003.

6. Тютюнник В.И. Основы психологических исследований. - М., 2002. – 208 с.

 

Тема 5-6. Подготовка исследования

 

План:

1. Выбор темы собственного исследования.

2. Постановка цели, задач.

3. Подбор методов и методик.

4. Выбор и обоснование эмпирической базы исследования.

 

Литература:

1. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер, 1998.

2. Константинов В.В. Экспериментальная психология. Курс для практического психолога. – СПб.: Питер, 2006. – 272 с.

3. Корнилова Т. В. Экспериментальная психология. М.: Аспект пресс, 2005.

4. Куликов Л.В. Психологическое исследование. - СПб., 1995.

5. Макаревич Р.А. Экспериментальная психология: теоретические основы, лабораторный практикум. - Минск, 2000.

6. Психодиагностика: теория и практика / Общая редакция Н.Ф. Талызиной. М., 1986.

 

Тема 7. Обработка и оформление результатов исследования.

 

План:

1. Статистические методы и обработка эмпирических данных.

2. Оформление результатов исследования.

3. Интерпретация и обобщение результатов исследования.

4. Написание тезисов по результатам исследования.

 

Литература:

1. Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. - М., 1976.

2. Константинов В.В. Экспериментальная психология. Курс для практического психолога. – СПб.: Питер, 2006. – 272 с.

3. Куликов Л.В. Психологическое исследование. - СПб., 1995.

4. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. – СПб: Речь, 2006. – 392 с.

5. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб: Речь, 2004. – 350 с.

 

Тема 8. Организация опытно-экспериментальной работы в учреждениях образования

 

План:

1. Психолого-педагогическая концепция и исследовательский проект

2. Этапы опытно-экспериментальной работы в образовательных учреждениях

3. Организация и этапы составления программы.

4. Деловая игра по составлению программы опытно-экспериментальной работы в образовательном учреждении.

 

Литература:

1. Корнилова Т. В. Смирнов С. Д. Методологические основы психологии. – СПб.: Питер, 2006.

2. Константинов В.В. Экспериментальная психология. Курс для практического психолога. – СПб.: Питер, 2006. – 272 с.

3. Поташник, М.М. Организация опытно-экспериментальной работы в школе: – М.: Класс-сервис, 2004.

4. Романова Л. Ю. Методика организации исследовательских проектов. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2008.

5. Савельев, Д.С. ПИЭР – программа поисковой исследовательской и экспериментальной работы / Д.С. Савельев, В.Н. Вершинин
// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2008. - №5. – с.34 – 48

 

9. Контрольно-измерительные материалы (тестовые задания, вопросы к зачетам, экзаменам и др.).

Вопросы к зачету по дисциплине

 

1. Общие представления о методологии науки. Определение методологии. Уровни методологии.

2. Теория, метод и методика, их взаимосвязь.

3. Культивирование методологии (достоинства и недостатки).

4. Структура методологического знания. Виды и формы рефлексии научного знания.

5. Наука как объект анализа. Функции науки: описание, объяснение, предвидение, понимание.

6. Эпистемология науки. Обоснование норм, принципов и методов научного знания.

7. Современная методология науки об интуитивном характере научных открытий. Научные революции.

8. Личностное знание и творческое воображение. Обыденное знание.

9. Критерии научного знания: систематизированность, обоснованность (доказательность), непротиворечивость, соответствие эмпирическим данным, возможность описывать и предсказывать явления. Специфика эмпирического и теоретического уровня научных знаний.

10. Научное знание как построение вероятных гипотез. Критерии научности: идея истины замещается идее правдоподобности гипотез и теоретических конструкций; внутренние достоинства (согласованность, убедительность, продуктивность, эвристичность, степень вероятности).

11. Структура и специфика психологических теорий. Критерии оценки научных теорий. Научный факт. Факт и концептуальные рамки осмысления.

12. Классическая и постклассическая парадигма науки. Психологические и методологические кризисы.

13. Типы рациональности. Идеалы научного познания (исследования).

14. Концептуальный язык психологии и педагогики.

15. Классификация методов исследования.

16. Теоретические и эмпирические методы исследования.

17. Методы интерпретации и описания.

18. Общая характеристика методов психолого-педагогических исследований. Метод и методика исследования.

19. Признаки научного исследования.

20. Наблюдение.

21. Опрос и его виды: беседа, интервью, анкета.

22. Эксперимент и его виды. Модели эксперимента.

23. Психосемантические методы.

24. Проективные методы.

25. Метод анализа результатов деятельности.

26. Процедура и технология использования различных методов психолого-педагогического исследования.

27. Тесты. Исследование и диагностика. Предмет психодиагностики. Методологические проблемы психодиагностики.

28. Требования к надежности, валидности, репрезентативности, и чувствительности применяемых методик.

29. Методы статистической обработки данных.

30. Проблема измерения. Общая характеристика шкал.

31. Шкала оценок. Обработка эмпирических данных.

32. Этапы опытно-экспериментальной работы в образовательных учреждениях.

33. Психолого-педагогическая концепция и исследовательский проект.

34. Организация составления программы. Этапы составления. Условия психолого-педагогического исследования.

35. Правила, требования и процедура проведения экспериментального психологического исследования.

36. Техника и процедура научного исследования.

37. Логическая процедура социально-психологического исследования.

38. Обработка, анализ и интерпретация результатов исследования.

39. Общепринятая структура и оформление результатов исследования. Общие правила оформления научной работы.

40. Взаимосвязь методологии, теории и результатов исследования. Учет возрастных, гендерных и индивидуальных особенностей. Обобщение и выводы.

41. Составление заключения и практических рекомендаций на основе исследовательских данных.

  1. Формулировка темы исследования, интерпретация основных понятий
  2. Проблема, объект и предмет исследования.
  3. Определение цели исследования
  4. Формулировка задач исследования
  5. Предварительный системный анализ объекта и предмета исследования
  6. Характеристика гипотез исследования.
  7. Определение эмпирических объектов исследования (выборка)
  8. Подбор или разработка методик исследования
  9. Пилотажное исследование
  10. Сбор первичной информации
  11. Логическая и количественная обработка собранных данных
  12. Модели эксперимента.
  13. Взаимосвязь методологии, теории и результатов исследования. Интерпретация результатов исследования.
  14. Составление заключения и практических рекомендаций на основе исследовательских данных.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.