Задание для студентов
Разработать конкретную программу исследовательской работы. Работа в группах.
8. Тематика и планы семинарских, практических, лабораторных занятий
Тема 1. Методология как область научного знания.
План: 1. Общие представления о методологии науки. Уровни методологии. 2. Методологические кризисы в психологии. Типы рациональности. 3. Критерии научности. Концептуальный язык психологии.
Литература: 1. Гусельцева М.С. Методологические кризисы и типы рациональности в психологии / Вопр. психологии. 2006. №1. С.3-15. 2. Корнилова Т. В. Смирнов С. Д. Методологические основы психологии. – СПб.: Питер, 2006. 3. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 4. Лубовский Д.В. Введение в методологические основы психологии. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2005. – 224 с. 5. Хомская Е.Д. О методологических проблемах современной психологии // Вопросы психологии. 1997. № 5. С. 104-114. 6. Шаров А.С. О-граниченный человек: значимость, активность, рефлексия: Монография. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2000. - 358 с. 7. Юревич А.В. Психология и методология. – М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2005. – 312 с.
Тема 2. Методы психолого-педагогических исследований.
План: 1. Методы и их характеристика. Методологические проблемы психодиагностики. 2. Классификация методов исследования 3. Методы и методики. Разработка конкретной методики исследования.
Литература: 1. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. М., 1987. 2. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер, 1998. 3. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы. - М., 2002. – 381 с. 4. Готтсданкер. Р. Основы психологического эксперимента. – М.: Изд-во МГУ, 1982. 5. Загвязинский В.И., Атаханов Р.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований. – М.: Издательский центр "Академия", 2001 – 208 с. 6. Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. – СПб., 2004. – 268 с. 7. Шаров А.С. Жизненные кризисы в развитии личности: Учебное пособие. – Омск: Издательство ОмГТУ, 2005. – 166 с.
Тема 3-4. Организация научного исследования.
План: 1. Техника и процедура научного исследования. 2. Этапы исследования. 3. Алгоритмизированная процедура научного исследования. 4. Обсуждение проблем конкретного психологического исследования.
Литература: 1. Волков Б.С., Волкова Н.В., Губанов А.В. Методология и методы психологического исследования. – М.: Академический Проект; Фонд "Мир", 2005. – 352 с. 2. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. – СПб.: Питер, 2002. 3. Зароченцев К.Д., Худяков А.И. Экспериментальная психология. Учебник. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2005. – 208 с. 4. Иващенко Ф.И. Практикум по методологии психологического исследования. – Мн., 2003. 5. Никандров В.В. Экспериментальная психология. - СПб.: Речь, 2007. – 512 с. 2003. 6. Тютюнник В.И. Основы психологических исследований. - М., 2002. – 208 с.
Тема 5-6. Подготовка исследования
План: 1. Выбор темы собственного исследования. 2. Постановка цели, задач. 3. Подбор методов и методик. 4. Выбор и обоснование эмпирической базы исследования.
Литература: 1. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер, 1998. 2. Константинов В.В. Экспериментальная психология. Курс для практического психолога. – СПб.: Питер, 2006. – 272 с. 3. Корнилова Т. В. Экспериментальная психология. М.: Аспект пресс, 2005. 4. Куликов Л.В. Психологическое исследование. - СПб., 1995. 5. Макаревич Р.А. Экспериментальная психология: теоретические основы, лабораторный практикум. - Минск, 2000. 6. Психодиагностика: теория и практика / Общая редакция Н.Ф. Талызиной. М., 1986.
Тема 7. Обработка и оформление результатов исследования.
План: 1. Статистические методы и обработка эмпирических данных. 2. Оформление результатов исследования. 3. Интерпретация и обобщение результатов исследования. 4. Написание тезисов по результатам исследования.
Литература: 1. Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. - М., 1976. 2. Константинов В.В. Экспериментальная психология. Курс для практического психолога. – СПб.: Питер, 2006. – 272 с. 3. Куликов Л.В. Психологическое исследование. - СПб., 1995. 4. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. – СПб: Речь, 2006. – 392 с. 5. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб: Речь, 2004. – 350 с.
Тема 8. Организация опытно-экспериментальной работы в учреждениях образования
План: 1. Психолого-педагогическая концепция и исследовательский проект 2. Этапы опытно-экспериментальной работы в образовательных учреждениях 3. Организация и этапы составления программы. 4. Деловая игра по составлению программы опытно-экспериментальной работы в образовательном учреждении.
Литература: 1. Корнилова Т. В. Смирнов С. Д. Методологические основы психологии. – СПб.: Питер, 2006. 2. Константинов В.В. Экспериментальная психология. Курс для практического психолога. – СПб.: Питер, 2006. – 272 с. 3. Поташник, М.М. Организация опытно-экспериментальной работы в школе: – М.: Класс-сервис, 2004. 4. Романова Л. Ю. Методика организации исследовательских проектов. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2008. 5. Савельев, Д.С. ПИЭР – программа поисковой исследовательской и экспериментальной работы / Д.С. Савельев, В.Н. Вершинин
9. Контрольно-измерительные материалы (тестовые задания, вопросы к зачетам, экзаменам и др.). Вопросы к зачету по дисциплине
1. Общие представления о методологии науки. Определение методологии. Уровни методологии. 2. Теория, метод и методика, их взаимосвязь. 3. Культивирование методологии (достоинства и недостатки). 4. Структура методологического знания. Виды и формы рефлексии научного знания. 5. Наука как объект анализа. Функции науки: описание, объяснение, предвидение, понимание. 6. Эпистемология науки. Обоснование норм, принципов и методов научного знания. 7. Современная методология науки об интуитивном характере научных открытий. Научные революции. 8. Личностное знание и творческое воображение. Обыденное знание. 9. Критерии научного знания: систематизированность, обоснованность (доказательность), непротиворечивость, соответствие эмпирическим данным, возможность описывать и предсказывать явления. Специфика эмпирического и теоретического уровня научных знаний. 10. Научное знание как построение вероятных гипотез. Критерии научности: идея истины замещается идее правдоподобности гипотез и теоретических конструкций; внутренние достоинства (согласованность, убедительность, продуктивность, эвристичность, степень вероятности). 11. Структура и специфика психологических теорий. Критерии оценки научных теорий. Научный факт. Факт и концептуальные рамки осмысления. 12. Классическая и постклассическая парадигма науки. Психологические и методологические кризисы. 13. Типы рациональности. Идеалы научного познания (исследования). 14. Концептуальный язык психологии и педагогики. 15. Классификация методов исследования. 16. Теоретические и эмпирические методы исследования. 17. Методы интерпретации и описания. 18. Общая характеристика методов психолого-педагогических исследований. Метод и методика исследования. 19. Признаки научного исследования. 20. Наблюдение. 21. Опрос и его виды: беседа, интервью, анкета. 22. Эксперимент и его виды. Модели эксперимента. 23. Психосемантические методы. 24. Проективные методы. 25. Метод анализа результатов деятельности. 26. Процедура и технология использования различных методов психолого-педагогического исследования. 27. Тесты. Исследование и диагностика. Предмет психодиагностики. Методологические проблемы психодиагностики. 28. Требования к надежности, валидности, репрезентативности, и чувствительности применяемых методик. 29. Методы статистической обработки данных. 30. Проблема измерения. Общая характеристика шкал. 31. Шкала оценок. Обработка эмпирических данных. 32. Этапы опытно-экспериментальной работы в образовательных учреждениях. 33. Психолого-педагогическая концепция и исследовательский проект. 34. Организация составления программы. Этапы составления. Условия психолого-педагогического исследования. 35. Правила, требования и процедура проведения экспериментального психологического исследования. 36. Техника и процедура научного исследования. 37. Логическая процедура социально-психологического исследования. 38. Обработка, анализ и интерпретация результатов исследования. 39. Общепринятая структура и оформление результатов исследования. Общие правила оформления научной работы. 40. Взаимосвязь методологии, теории и результатов исследования. Учет возрастных, гендерных и индивидуальных особенностей. Обобщение и выводы. 41. Составление заключения и практических рекомендаций на основе исследовательских данных.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|