Динамика коэффициента замещения
Источники: рассчитано по: Российский статистический ежегодник. 2008: Стат. сб. / Росстат. М., 2008; Материалы Министерства экономического развития «Основные итоги социально-экономического развития в 2009 году», «Исходные условия для формирования вариантов развития экономики на период до 2012 года» к проекту Федерального закона «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов».
Фактическое дотирование расходов на выплату текущих пенсий началось в 2005 г. (см. табл. 3). Тогда были повышены ставки отчислений на накопительную часть пенсии до 4% и снижены ставка ЕСН до 26% и отчисления в Пенсионный фонд – с 28 до 20%. При этом регрессивная шкала не была адекватно проиндексирована. Дотирование выплаты текущих пенсий происходит по двум направлениям: – прямые дотации на покрытие дефицита Пенсионного фонда из федерального бюджета, использование остатков средств фонда, накопленных до начала пенсионной реформы; – дотирование за счет других доходов федерального бюджета, выплаты базовой части пенсии путем покрытия разницы между расходами на эту выплату и поступлениями от ЕСН в федеральный бюджет.
При принятии законодательства о пенсионной реформе предполагалось, что часть единого социального налога, а именно 14 из 28%, поступает в федеральный бюджет для выплаты базовой части пенсии, которая на момент принятия законопроекта была равна 450 руб. и полностью, вплоть до 2005 г., покрывалась этими поступлениями. С 2005 г. в связи с монетизацией льгот была резко увеличена базовая часть пенсии, после чего она стала расти более высокими темпами, чем страховая. В том же году отчисления в федеральный бюджет от заработной платы уменьшились с 14 до 6% вследствие снижения ставки ЕСН. Поэтому с 2005 г. расходы по выплате базовой части пенсии не покрывались поступлениями от ЕСН. Однако, поскольку ее выплата по закону относится к полномочиям федерального бюджета, то из него в полном объеме перечисляются соответствующие средства в Пенсионный фонд в форме межбюджетных трансфертов.
Таблица 3 Дотирование выплаты текущих пенсий из федерального бюджета(млрд руб.)
Источники: рассчитано по данным соответствующих федеральных законов.
В 2008 г. дотирование из федерального бюджета на покрытие дефицита Пенсионного фонда стало впервые осуществляться в больших масштабах на выплату страховой части пенсии. В 2009 г. дотирование выплаты текущих пенсий из федерального бюджетадостигло 987,6 млрд руб. С 2010 г. в связи с изменением пенсионного и налогового законодательства все взносы сразу поступают в Пенсионный фонд. Также было устранено деление на базовую и страховую части пенсии, поэтому дотирование Пенсионного фонда приобрело явный характер и стало одноканальным. В 2010 г. оно может составить 1670 млрд руб.[12] В текущем году «двойное беремя» будет полностью покрыто из других доходов федерального бюджета, и коэффициент замещения может возрасти до 30–32%. Однако с 2011 г. «двойное бремя» намечено финансировать за счет повышения ставки социальных взносов в Пенсионный фонд с 20 до 26%, то есть путем увеличения налоговой нагрузки. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|