Здавалка
Главная | Обратная связь

РОЛЬ АРТИКУЛЯЦИИ В ПРОЦЕССАХ ПИСЬМА



Репина З.Л.

К 26 Нарушения письма у школьников с ринолалией: Учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. / Урал. гос. пед. унт. Екатеринбург, 1999. 90 с.

ISBN 5-7186-0:30-8

Раскрываются особенности овладения навыками письма школьниками, имеющими врождённую расщелину губы и нёба. Речь детей с нарушенной артикуляцией развивается в условиях, когда нормальное речеобразование невозможно, что приводит к вторичному недоразвитию фонематических процессов, подготавливающих усвоение грамоты. Приводится научно обоснованная методика устранения нарушений письма у детей с данной аномалией развития.

Пособие предназначено для студентов и преподавателей факультетом специального образования, а также для логопедов и учителей специальных школ.

 

ISBN 5 – 7186 - 0350 - 2 ББК Ч 430

© Репина З.А


ВВЕДЕНИЕ

Нарушения письма у детей изучаются давно, но до настоящего времени этот вопрос остаётся одной из актуальных проблем логопедии. Своевременное выявление нарушений письма, точное определе­ние их патогенеза в каждом отдельном случае, отграничение дисграфий от ошибок письма иного характера чрезвычайно важно для пост­роения системы логопедической работы. Особую значимость пробле­ма приобретает в практике обучения детей, имеющих врождённую расщелину губы и нёба.

В нашем учебном пособии рассматривается вопрос о связи меж­ду недоразвитием устной речи у детей с ринолалией и нарушениями в усвоении ими письма. Около 50% школьников, имеющих врождённую расщелину губы и нёба, испытывают значительные затруднения в ов­ладении грамотой и правописанием. Распространённость подобных от­клонений во многом объясняется неудовлетворительным состоянием практики их преодоления и тех теоретических представлений, на ко­торых она базируется. Настоящая работа является результатом иссле­дования, проведённого в процессе обучения детей с врождённым расщеплением губы и нёба в свердловской школе-интернате № 58.

В изучении закономерностей возникновения нарушений пись­ма мы опирались на принцип системного подхода к рассмотрению речевой патологии. Системный анализ речевой деятельности, подчи­нённый принципу развития, помог нам раскрыть связи, существую­щие между функцией речедвигательного анализатора и слуховым вос­приятием, между произносительной деятельностью и формировани­ем фонематических представлений, между устной и письменной ре­чью. Анализ аномалий, проведённый с учётом законов развития, по­зволил также оценить роль основного дефекта артикуляции в станов­лении речи ребёнка, отделить первичные недостатки от проявляю­щихся следствий.

 

Глава I

РОЛЬ АРТИКУЛЯЦИИ В ПРОЦЕССАХ ПИСЬМА

В современной психологии процесс письма рассматривается как особый вид речевой деятельности (А. Р. Лурия. Р. Е. Левина. Р.М. Боскис. Л.С. Цветкова и др.), который включает в себя ряд психологических компонентов. Одной из психологических предпосылок фонетически правильного письма является уточнение звукового состава записываемого слова через проговаривание. Кроме того, с помощью проговаривания человек превращает слышимые в данный момент звуковые варианты в чёткие обобщенные речевые звуки — фонемы. Произнося слово, он анализирует его артикуляторный состав. Значит, чтобы правильно написать слово, школьник должен не только обладать тонким дифференцированным слухом, но и воспри­нимай» его элементы кинестетически, т. е. владеть четкой артикуля­цией. В случае грубого нарушения произношения ребёнок начинает испытывать значительные затруднения в обучении письму.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.