Здавалка
Главная | Обратная связь

Генезис нарушения письма



Для понимания причин специфических ошибок письма у уча­щихся с ринолалией обратимся к анализу расстройств звукопроизношения.

Анатомические дефекты органов речи (различного рода расще­лины нёба, верхней губы, конусообразное или плоское нёбо, анома­лии развития зубочелюстной системы: тортоаномалия, неправильное соотношение зубных рядов, прогения, прогнатия, боковой открытый прикус, передний открытый прикус и т. п.) приводят к компенсатор­ному перемещению артикуляционных зон, к поискам удобного арти­куляционного участка, в результате чего образуются неправильные способы овладения звуками.

Так, при произнесении гласных отмечается недиффе­ренцированная артикуляция с затушёвыванием противопоставления звуков по признаку высоты, ряда и огублённости.

Гласный а артикулируется при почти закрытом рте с некото­рым подниманием спинки языка и оттягиванием его кончика назад. Произнесение гласных заднего ряда верхнего и среднего подъёма у. о характеризуется излишним подъемом спинки языка и недостаточной лабиализацией, что сближает эти два звука в произношении. Гласный переднего ряда среднего подъёма э произносится с чрез­мерным поднятием спинки и корня языка и оттягиванием его кон­чика назад, в результате э получает звучание, близкое к звуку ы. При произнесении гласного переднего ряда верхнего подъёма и кон­чик языка оттягивается назад, что сближает этот гласный в произ­ношении со звуком ы.

Все гласные звуки, произносятся с носовым оттенком: менее ринофонически звучит а, наиболее назализованными в произношении оказываются и, у.

Весьма распространены дефекты произношения согласных зву­ков. Свистящие с, з артикулируются с чрезмерным подниманием корня и спинки языка и оттягиванием кончика его назад. Для них характерен шипящий сигматизм. Акустически они воспринимаются как не­что среднее между звуками с—ш, з—ж. Довольно часто отмечается боковое и мягкое произношение, нередко мягкое произношение сви­стящих звуков сочетается с боковым. Наблюдается замена звука з ис­кажённым звуком с. Свистящие звуки оказываются наиболее назали­зованными в произношении, что отражается на их внятности.

Характерным недостатком произношения шипящих ш, ж яв­ляется смягчение и сближение их со свистящими с, з. Звуки ш и ж артикулируются с подниманием средней части спинки языка, опус­канием и оттягиванием его кончика назад, что и обусловливает их мягкое произношение. Нередко наблюдается боковое произношение, замена звуков ш, ж искажёнными с, з. Согласный щ в основном за­меняется звуками т и с или звуком щ. Произнесение аффрикат ц и ч характеризуется расщеплением их на составляющие части, тенденци­ей к сближению звука ч со звуками щ, ц или полным отождествлени­ем с последним.

Затруднённость тонких движений задней части спинки языка приводит к тому, что звуки к, г у учащихся с ринолалией отсутствуют, заменяются фрикативным х или искажёнными г, д. Наблюдается ог­лушение звука г. Звуки т, д смягчаются и сближаются со звуками к, г. В случае дефектного произнесения они артикулируются с подни­манием средней части спинки языка и оттягиванием кончика его назад, в результате чего получаются звуки, близкие к звукам к, г. При пато­логическом состоянии полости носа и носоглотки, а также при тяже­лой форме назальности звуки т и д заменяются носовым звуком н. Наблюдается также замена звука д искажённым звуком г.

Наиболее распространёнными дефектами произношения со­гласного р являются задненёбное, боковое, одноударное произно­шение, замена р звуком л. Звук л произносится чаще всего смягчён­но, при тяжёлой форме назальности заменяется звуком н, нередко наблюдается боковое произношение, замена звуком в.

При произнесении звука м обнаруживается тенденция к сбли­жению его со звуком н или полное отождествление с последним. В большинстве случаев звуки мин производятся учащимися с некото­рым подниманием спинки языка и оттягиванием кончика его назад. Губы при произнесении звука м малоподвижны, почти не принима­ют участия в звукообразовании. Значительное сходство звучания но­совых звуков, а также стирание артикуляционных различий между ними затрудняет их дифференциацию на слух, что, в свою очередь, препятствует формированию каждой из этих фонем как самостоя­тельного образования. Нередко наблюдаются замены носовых м и н парными согласными б, д, что обусловлено не только дефектами нёбно-глоточного замыкания, но и патологическим состоянием полости

носа и носоглотки.

Таким образом, недостатки произношения у учащихся с ринолалией выражаются в отсутствии звуков, их искажении, различного рода заменах, а также в сближении артикуляционных укладов глас­ных (у—о, а—о, ы—u и др.) и согласных звуков (с—ш, з—ж, ч—щ, чц, т—к, д—г, т—х, р—л, м—н, твёрдых и мягких и т.д.). Это связано с ограниченной подвижностью губ, челюсти, с патологическим состоянием носа и носоглотки, с неправильным развитием и функциониро­ванием языка в результате его усиленной работы (главным образом корня и боков) для проталкивания пиши и в силу создавшейся при­вычки закрывать им расщелину нёба (корень языка утолщён, запада­ет назад, к глотке, задняя часть спинки имеет тенденцию поднимать­ся кверху, кончик оттянут от нижних резцов и не принимает участия в артикуляции).

Нарушение функции мягкого нёба и,значит, неполноценность нёбно-глоточного затвора, а также последующее понижение давления воздуха в ротовой полости и утечка его через носовую полость (77— 80%) ведут к стиранию противопоставленности звуков по признаку «ротовой — носовой», к затушёвыванию различий в артикуляции их не только по месту, но и по способу образования (фрикативный — смычный — аффриката — дрожащий). Недифференцированная арти­куляция гласных и согласных звуков, а также недостаточное звучание голосового аккомпанемента обусловливают дефекты произношения, выражающиеся в смешениях звуков, нестойком пользовании ими в речи, большой вариативности их употребления. Замены и смешения звуков наблюдаются между определёнными фонетическими группа­ми. Таковы взаимные смешения и замены носовых звуков (м—н, н—м), носовых и ротовых (м—б, н—д, н—г, н—л, л—н), свистящих и ши­пящих (с—ш, з—ж, ч—с, ш—с), смешения и замены внутри группы свистящих (с—ц, ц—с) и шипящих (ш—ч,ш—щ, ч—щ, ч—ш), р и я, звонких и глухих (л—б, т—д, к—г, ш—ж, с—з, ф—в), твёрдых и мяг­ких, звуков т, д и к, г, х (т—к, г—х, к—т, д—г, к—д, д—т).

Наряду с перечисленными недостатками произношения у детей отмечается специфическая окраска гласных и согласных звуков — щёлкающий призвук, храп, свист, придыхание, гортанность, т.е. страдает не только артикуляция, но и развитие просодических элементов речи.

Неумение воспроизвести артикуляционно фонологические про­тивопоставления в языке, а также недостаточное звучание голосового аккомпанемента препятствуют чёткому различению звуков не только в устной речи, но и на письме.

Отсутствие достаточно развитых кинестетических ощущений ли­шает учащихся возможности опереться на артикуляционные разли­чия при уточнении звукового состава слова, что и обусловливает за­мены букв. В устной речи в большинстве случаев наблюдается недо­статочное различение попарно противопоставленных фонем. Это же явление обнаруживается и при заменах букв. Однако встречаются смешения, отражающие и более сложные фонематические связи, что приводит к грубым искажениям устной и особенно письменной речи. Например, вместо слова «дорога» дети могут написать дорода, дорона, дорока, дорота; вместо слова «щенка» — ченка, сенка, хенка, тенка.

Таким образом, замены букв, соответствующих определённым гласным и согласный звукам, отражают, прежде всего, несформированность фонем, недостаточную способность различения их, что обусловлено неполноценностью кинестетического (артикуляционно­го) анализа.

Чтобы правильно написать слово, недостаточно выделить и уточ­нить его звуковую характеристику, необходимо также чётко разгра­ничивать звуки по их кинестетическим основам, по месту и способуобразования. У наших испытуемых оказалась нарушенной одна из пси­хологических предпосылок письма — проговаривание записываемого слова, помогающее не только конкретизировать звуковой состав сло­ва, но и превратить слышимые в данный момент звуковые варианты и чёткие речевые звуки — в фонемы.

Возникновение нарушений письма у учащихся с врождённым расщеплением губы и нёба можно представить схематично (рис. 1).

Дефекты в анатомии органов речи

Нарушение развития и функционирования органов речи (языка, губ, челюсти, мягкого нёба и т.д.)







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.