Характеристика нарушений письма
Для учащихся с врождённым расщеплением губы и неба характерны главным образом замены букв, отражающие недоразвитие фонематической системы языка. 1. Наиболее специфичными являются замены букв, соответствующих ротовым и носовым звукам: п—н, л—н, д—н, т—н, м—б, б—м; взаимозамещения букв, соответствующих носовым звукам: м—н, н—м. Например, купила вместо «купила», весенье — «веселье», светный — «светлый», на тонах — «на токах», дад — «над», дени — «дети», Моря — «Боря». Данные ошибки свидетельствуют о влиянии носового оттенка речи на процесс фонемообразования. 2. Большое количество замен букв относится к гласным звукам. Школьники ошибаются не только в случаях с безударными гласными: заречала, сарушала вместо «зарычала», ячыриса — «ящерица», лишают — «летают», но и когда гласная находится под ударением, например вместо букв у и а употребляют о: Доня вместо «Дуня», у Морки — «у Мурки», в коклу — «в куклу», вроч — «врач», клают — «клюют» и т.п. 3. Нередко допускаются замены гласных, обозначающих мягкость предшествующих согласных: на бруках вместо «на брюках», клоны — «клёны», опат — «опять» и т.п. 4. С недостаточным различением твёрдых и мягких звуков связаны ошибки употребления букв ы и и: пионери вместо «пионеры», риба — «рыба» и т.п. 5. Данным ошибкам часто сопутствует неправильное употребление мягкого знака: exam вместо «ехать», трещат — «трещать», болшой — «большой», листя — «листья», в баньке плавали рибы — «в банке плавали рыбы» и т.п. 6. Значительное число специфических замен букв касается звонких и глухих звуков, например: хотили вместо «ходили», толпит — «долбят», пелка — «белка», дрыщат — «трещат», дядлы — «дятлы», боную — «полную», блескались — «плескались», картовель — «картофель». 7. Наблюдаются различные варианты ошибок данного типа: в одних случаях замены звонких глухими, в других — глухих звонкими, в третьих — двусторонние замены букв, например: Надаша вместо «Наташа», етет — «едет», грук — «крюк», корка — «горка», в лезу — «в лесу», кризот — «грызёт». 8. Распространены взаимозамещения букв, соответствующих свистящим звукам: лисиса — «лисица», птысы — «птицы», заяс — «заяц», экскурция — «экскурсия»; замены букв, соответствующих свистящим и шипящим звукам: сенка вместо «щенка», берёжа — «берёза», носницы — «ножницы», лезит — «лежит», кузнесикй — «кузнечики», девоцка — «девочка» и т.п. 9. Довольно большую группу составляют ошибки, отражающие расщепление аффрикат: тапля вместо «цапля», тижи — «чижи», сверток — «сверчок», тепь — «цепь», светы — «цветы» и т.п. 10. Неправильное употребление согласных характеризуется также: · взаимозамещениями букв, соответствующих звукам т, д, к, г, х: крешат вместо «трещат», ручеёт — «ручеёк», кормик — «кормит», ёлочта — «ёлочка», донит — «гонит», долдожданный — «долгожданный», неподода — «непогода», авдуст — «август», хоренья — «коренья»; · смешениями букв, соответствующих звукам б, в, д, ф, т, п: бьёт гнездо вместо «вьёт гнездо», дот — «вот», беревья — «деревья»,долпит — «долбит», выбегали — «выбегали», десетка — «беседка»; · заменами буквой х букв, соответствующих свистящим и шипящим звукам: хвехая вместо «свежая», побежала — «побежала», хуравлыная — «журавлиная», дорохной — «дорожный», похёл — «пошёл», херно — «зерно»; · смешениями букв, соответствующих звукам л и в, л и я, л и j: нащупав — «нащупал», собирая — «собирала», увидея — «увядела», стрейка — «стрелка»; · взаимозамещениями букв, соответствующих звукам рил: класная вместо «красная», плодали — «продали», приклепил — «прикрепил», грина — «глина», грянул — «глянул». 11. Помимо фонематических замен букв в диктантах наблюдаются и такие ошибки, как сокращение стечений согласных (пицы вместо «птицы», девока — «девочка»), опускание букв (устах вместо «в кустах», сеёжки — «серёжки»), вставка лишних букв (синтца вместо ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|