Здавалка
Главная | Обратная связь

Анализ конкретных наблюдений



Рассмотрим примеры нарушения письма у учащихся с врож­дённым расщеплением губы и нёба.

НАБЛЮДЕНИЕ 4

Вова Ш., 10 лет, ученик третьего класса. В школе-интернате обучает­ся первый год. В области твёрдого и мягкого неба виден послеоперационный рубец. На границе мягкого и твёрдого нёба обнаружен сквозной дефект. Кры­лья носа уплощены. При фонации мягкое нёбо малоподвижно, небно-глоточное замыкание отсутствует, что оказывает кардинальное влияние на звук голоса, на его резонанс. Объём движений языка недостаточен: кончик языка в спокойном состоянии оттянут назад, средняя и задняя части спинки языка подняты, корень утолщён. Подвижность губ ограничена, слух и зрение — в пределах нормы. Мальчик робок, застенчив, стесняется своего дефекта.

При обследовании произношения выявляются следующие дефекты гласные звуки произносит с сильным носовым выдохом, наиболее назализованы при этом гласные и, у. Звуки ш, ж, щ — нижние, образуются с некото­рым подниманием средней части спинки языка, опусканием и оттягиванием кончика его назад. При этом наблюдается тенденция к сближению артикуляционных укладов данных звуков со звуками с, э, что обусловливает их взаимозамещение в речи. Так, Вова говорит жа горами вместо «за гора­ми», пезали вместо «бежали».

Недостатком произнесения аффрикаты ч является сближение её со звуком щ. Уклад речевых органов при произнесении данного звука почти совпадает с артикуляцией звука щ, так как при произнесении звука ч отсут­ствует момент смыкания спинки языка с небом. Стирание артикуляционных различий при произнесении звуков щ и ч ведёт к их взаимному смешению. В свободной речи звук ч мальчик произносит как щ (например, щайка вместо «чайка», пщёлка вместо «пчёлка», пешенье — «печенье», лещик — «лётчик», щчето — «чисто») и, наоборот, звук щ заменяет смазанным, нечётким звуком ч (например: чепто вместо «щепка», чегол — «щегол», тречича — «трещина», овочи — «овощи»). Нередко в потоке речи вместо звука ч Вова употребляет звуки с, т.

Артикуляция звуков т, д смещена в область корня языка. При их произнесении кончик языка опушен, оттянут от нижних резцов, задняя и средняя части спинки языка подняты, напряжены, сближены с нёбом. В та­кой артикуляционной позиции произнесение звуков гид сближается с произ­несением звуков к и г, что ведёт к смешению их в восприятии. Так, Вова вместо звука г произносит т, д (например, борный вместо «горный», долови — «голова», дрязь — «грязь») и, наоборот, вместо звука д употребляет г (напри­мер, грова вместо «дрова», гург — «друг», галеко — «далеко», гело — «дело»). Звук к в свободной речи мальчик чаще всего опускает или заменяет звуком т (например: онфета вместо «конфета», «урот — «урок», поупта — «покупка»). Вместо звука х он произносит к, т (окотник — «охотник», екать — «ехать», протлодно — «прохладно»).

Из приведённых примеров видно, что у Вовы Ш. один и тот же звук имеет несколько заменителей. Он может сказать гомик, комит, томик вместо «домик». У мальчика проявляется тенденция к употреблению носовых звуков вместо ротовых (например: онин вместо «один», нонь — «ночь»), глухие в его речи уподобляются звонким и т.п. Все согласные звуки в произношении наза­лизованы.

Недостаточная дифференцированность движений органов речи не даёт возможности мальчику опереться на артикуляционное различие указанных звуков, что ведёт к смешению их в восприятии, к значительным затрудне­ниям в звуковом анализе. Данные затруднения усугубляются отклонениями в области резонансно-акустического компонента речи.

Несколько экспериментальных фактов проиллюстрируют это утверж­дение. Вове Ш. предложено отобрать картинки с изображением предметов, в названии которых присутствует звук ч. В качестве таковых он выбрал кар­тинки, изображающие черепаху, чайник, ящик, сумку, щётку, самолёт, ключ; звук щ — щенка, щипцы, овощи, кирпич, ключи, спички; звук д — диван, тумбочку, стол, гамак, книгу. Задание на определение первого звука в слове Вова выполнил так: «клумба» — д, «цветок» — с, ц, т, «бежали»— л, «дорога» — к, г, «густо» — д, т.

Проверка умения различать на слух звуки в слогах также обнаружи­вает недостаточное их различение. Так, наряду с правильными ответами вместо произнесённого ча Вова указывает на слог ща, вместо да — га, вместо ка та. Невсегда мальчик может правильно определить количество слогов и звуков в словах. Особенно большие затруднения он испытывает в случаях стечения согласных, а также при выделении звуков, близких по способу и месту образования.

Нечёткость представлений о звуковом составе слова находит выраже­ние и в грубых нарушениях письма (рис. 5а).

Как видим, 15 ошибок из 34 допущенных приходятся на специфичес­кие замены букв. Вова допускает замены букв, соответствующих звонким и глухим звукам (п—б, г—д), шипящим (щ—ч), шипящим и свистящим (ч—с, з—ж, ж—з). При этом букву ч в письме он заменяет буквой с и буквой н; букву х — буквой к; вместо г пишет д и наоборот — букву д заменяет буквой г. Наблюдаются взаимозамещения букв з—г—с. Характерны ошибки в упот­реблений гласных.

С тяжёлым расстройством артикуляции и недоразвитием фонематиче­ского слуха связаны ошибочные добавления и опускания отдельных букв, слогов. Так, не дифференцируя звуки з—г—д, Вова пишет согдрели вместо «созрели», не различая т—д—г, пишет огодороде вместо «огороде».

Кроме случаев, непосредственно связанных с дефектами произноше­ния, у Вовы отмечаются ошибки в согласовании, в употреблении предлогов, а также погрешности орфографического характера. О наличии ошибок дан­ного типа свидетельствует и приведённый диктант (рис. 56).

Чтение Вовы Ш. медленное, послоговое, со специфическими замена­ми букв. Нередко по слогам слово прочитывает правильно, а при слитном повторении вместо этого слова произносит другое. Таким образом, отклоне­ния в фонематическом развитии мальчика и. следовательно, в овладении пись­мом оказались вторичным проявлением основного дефекта артикуляции.

Затруднения в овладении звуковым составом слова у учащихся с врождённым расщеплением губы и нёба ярко выражены и в оформ­лении речи. Устная и письменная речь нередко сопровождается «по­исковыми ситуациями». Приведём примеры, характеризующие зат­руднения учащихся в оформлении звукового состава слова.

НАБЛЮДЕНИЕ 5

Витя А.. 9 лет, дублирует первый класс. При обследовании артикуляционного аппарата обнаруживается врождённая несквозная частичная расщелина нёба, аденоидные вегетации II степени, гипертрофия нижних носо­вых раковин, глубокий нёбный свод. Слух и зрение в пределах нормы. Маль­чик застенчив, переживает свой дефект.

Исследование двигательной функции артикуляционного аппарат) свидетельствует об ограниченной подвижности кончика и корня языка, верхней губы, нижний челюсти. Голос приглушенный, со значительным изме­нением тембра.

В устной речи наблюдается боковой сигматизм шипящих и свистящих звуков. Шипящие звуки Витя произносит на нижней артикуляции, что сближает их в произношении со свистящими. Звук р отсутствует, звуки к, г, : горловые, в свободной речи к и г мальчик чаще всего опускает. Следствие

нарушения резонансно-акустического компонента речи, недифференцированности движений губ, челюсти, языка — ошибки, заключающиеся в сме­шении гласных, а также звонких и глухих, твердых и мягких звуков. Данное явление ярко отражено в заменах букв. В письме Витя заменяет буквы, соот­ветствующие звонким и глухим звукам, твёрдым и мягким, шипящим и сви­стящим, р и j, неправильно употребляет гласные. Пытаясь уточнить звуковой состав слов, мальчик часто во время проговаривания прибегает к закрыва­нию крыльев носа, просит повторить диктуемые слова, напряжённо всматри­вается в лицо экспериментатора. Поиски звукового состава слова отражены и в оформлении письменных работ.

Таким образом, недостаточное овладение чёткой кинестетической схе­мой приводит к значительным затруднениям в уточнении фонематического состава слова, что находит отражение в многочисленных заменах букв, в «поис­ковой ситуации».

Недостаточной расчлененностью звукового состава слова вызваны и такие ошибки, как сокращение стечений согласных в начале и середине сло­ва; пропуск букв, соответствующих гласным и согласным звукам; вставка лишних букв, уподобление.

НАБЛЮДЕНИЕ 6

Слава А., 9 лет, ученик первого класса. Наблюдается неподготовлен­ность мальчика к школьному обучению, особенно к усвоению грамоты.

Состояние артикуляционного аппарата: врождённая двусторонняя сквозная расщелина неба, верхняя губа после хейлопластики (пластика вер­хней губы), движения се ограничены, имеется ложная прогения и недоразви­тие фронтального отдела верхней челюсти. У мальчика отмечаются аденоид­ные разращения II степени, гипертрофия носовых раковин, искривление но­совой перегородки. Слух и зрение в пределах нормы.

Речь приглушённая, смазанная, значительно изменен тембр голоса, что обусловлено не только наличием расщелины, но и аденоидными вегетациями. гипертрофическим ринитом. Дыхание недостаточно глубокое, резко снижена жизненная ёмкость легких. Спирометрические данные указывают на значительную утечку воздуха через нос. Выдыхаемая струя воздуха слабая.

Обследование состояния звукопроизношения выявило грубые недо­статки.

При произнесении свистящих с, з наблюдается боковой сигматизм. В свободной речи нередко звуки з и с мальчик заменяет звуком х: хтол вместо «стол», хтена — «стена», оха — «коза», перёха — «берёза».

Шипящие ш, ж, щ произносит на нижней артикуляции с некоторым подниманием средней части спинки языка, опусканием и оттягиванием кон­чика его назад. Нижнее произношение данных звуков сочетается с боковым. При такой артикуляционной позиции произнесение звуков ш, щ, ж почти совпадает с произнесением звуков с, з, что не позволяет Славе опереться на артикуляционные различия ввосприятии этих звуков и ведёт к смешению их: зёлтая вместо «жёлтая», зызнь — «жизнь», тиски — «шишки», сенок — щенок.

Аффрикаты ц и ч в произношении недифференцированы. Недостат­ком произнесения звука и является расщепление его на составляющие части.

В свободной речи звук ц мальчик заменяет звуками с, т или произносит его как cm: сена вместо «цена», тветок — «цветок», заяст — «заяц», сепь — «цепь».

Недостаток произнесения звука ч выражается во взаимозамещеним дан­ного звука и звука щ. Отсутствие момента смыкания спинки языка с нёбом (у ребёнка тяжелая форма расщепления нёба) при произнесении звука ч вызы­вает стирание противопоставленности звуков по признаку «фрикативный — аффрикат», что ведёт к их смешению. По этой причине нередко Слива гово­рит овочи вместо «овощи» или, наоборот, ущеник вместо «ученик». Нередко в потоке речи употребляет вместо смазанного, нечёткого ч звук с': девосья вме­сто «девочка», зусит — «журчит». Звук р отсутствует, л заменяется звуком в: вапа вместо «лапа», вопата — «лопата».

Следствием неполного звучания голосового аккомпанемента, а также недостаточной дифференцированности движений губ и языка являются ошиб­ки на смешение гласных: агольки вместо «угольки», сетит — «сидит», яешки — «орешки»; звонких и глухих: пабочка вместо «бабочка», теди — «дети»; твёрдых и мягких звуков.

Дефекты фонетического оформления речи выражаются не только в смешениях, заменах звуков, но и в пропуске стечений согласных, выпадении безударного начала или конечной части слова, добавлении слогов, отдельных звуков: щука — «шутка», пока — «парта», тольнити — «школьники», иненер — «инженер», хиоост — «хитрость», ход — «вход», пусти — «отпусти», свежи отух — «свежий воздух».

Таким образом, недостаточное познание кинестетических свойств зву­ков речи приводит к смешению их в восприятии и тем самым создает небла­гоприятные условия для овладения звуковым составом слова, о чём свиде­тельствуют и письменные работы мальчика. Несформированность представлений о звуковом составе слова ярко отражена не только в заменах букв, но и в «поисковой ситуации», что проявляется в многочисленных по­вторениях и исправлениях отдельных элементов слова.

Приведённые примеры наглядно показывают затруднения, свя­занные с пониженной способностью различать звуки речи, диффе­ренцировать их константные фонематические свойства, что, в свою очередь, обусловлено нерасчленённостью их в произношении.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Проанализируйте причины возникновения нарушений письма у уча­щихся с врождённым расщеплением губы и нёба.

2. Разграничьте первичные дефекты речи и их проявления.

3. Раскройте связь между произносительной деятельностью (в том числе при наличии дефектов артикуляционного аппарата) и формированием фоне­матических представлений.

4. Какой из этапов звукового анализа наиболее труден для учащихся с
врожденным расщеплением губы и нёба?

5. Проанализируйте письменные работы (рис. 5, б) и выделите ошиб­ки, характерные для письма учащихся с врождённым расщеплением губы и нёба.

6. Объясните, чем вызвано большое количество ошибок, связанных с употреблением гласных, в письме учащихся с ринолалией.

7. Выделите характерные ошибочные замены букв, соответствующих согласным звукам. Объясните, чем они обусловлены.

8. Соотнесите недостатки устной и письменной речи учащихся. Соот­ветствуют ли ошибки письма дефектному произношению учащихся?

9. Объясните появление в письме учащихся грубых замен буки д—е—к—т.

10.Объясните, чем вызваны в письме учащихся с ринолалией пропус­ки, добавления, уподобления, перестановки букв.

 

Глава III







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.