Контактная информация: место нахождения кафедры (Богенбай батыра 151, корпус-2, 2-этаж, правое крыло), телефоны(2926986, 2920085).
Сведения о преподавателях: список, степени и должности, приоритетные научные интересы, достижения и др.
| Ф.И.О.
| степень
| Звание
| должность
| Научное направление
|
1.
| Нурмаганбетова М.О.
| к.т.н.
| профессор
| Зав.каф.
| Математическое моделирование
|
2.
| Адибаев Б.М.
| к.ф.-м.н.
| профессор
| Профессор
| Молекулярная физика
|
3.
| Абирова М.А.
| доцент
|
| Доцент
| Методика преп.
|
4.
| Байдуллаева Г.Е.
| к.ф.-м.н.
|
| Доцент
| Теплофизика
|
5.
| Алмабаева Н.М.
|
|
| Ст.преп.
| Методика преп.
|
6.
| Оразакынов К.Б.
|
|
| Ст.преп.
| Методика преп.
|
7.
| Нуртаева Г.К.
|
|
| Ст. преп.
| Методика преп.
|
8.
| Бопанова А.О.
|
|
| Преп.
| Методика преп.
|
9.
| Умирбекова З.К.
|
|
| Преп.
| Методика преп.
|
Контактная информация: место нахождения кафедры (Богенбай батыра 151, корпус-2, 2-этаж, правое крыло), телефоны(2926986, 2920085).
Знать:
· физико-химические особенности строения мембранных структур и механизмы их функционирования;
· биофизические механизмы транспорта веществ через мембрану, механизмы электрогенеза;
· физические особенности взаимодействия света с биологическими структурами;
· биофизические закономерности работы сердечно-сосудистой системы, мышечной и дыхательной систем;
· основы метрологического обеспечения исследований;
· основные группы медицинских приборов и аппаратов, применяемых для исследования биологических систем.
Уметь:
· проводить регистрацию ЭЭГ, РГ, ЭКГ в стандартных отведениях;
· производить регистрацию физических параметров, обрабатывать результаты измерений с использованием вычислительных средств;
· измерять концентрацию веществ с использованием фотометрических приборов.
Пререквизиты дисциплины– основы по физике, биологии, химии, математике.
Постреквизиты дисциплины – физиология, молекулярная биология и генетика, биохимия, патологическая физиология, профильные дисциплины.
Краткое содержание
Биофизика клеточных мембран. Биофизика электровозбудимых тканей. Квантовая биофизика. Биофизика тканей и органов. Реологические свойства крови. Реография различных органов и тканей. Методы исследования кровообращения. Биофизика мышечного сокращения. Классификация медицинских приборов и аппаратов. Формы энергии, которые преобразуются в измерительном преобразователе. Технические средства для изучения механических, электрических проявлений жизнедеятельности организма. Основные технические средства медицинской интроскопии. Терапевтическая электронно-медицинская аппаратура.
2. Тематический план лекций.
№
| Темы
| Форма проведения
| Часы
|
1.
| Биологические мембраны. Структура, свойства и пути их изучения. Транспорт веществ.
| Чтение лекций в форме презентации
|
|
2.
| Активный транспорт. Понятие электровозбудимости. Потенциалы покоя
| Чтение лекций в форме презентации
|
|
3.
| Потенциал действия нервного волокна и других возбудимых тканей. Молекулярные механизмы.
| Чтение лекций в форме презентации
|
|
4.
| Гемодинамические закономерности движения крови по сосудам. Реологические свойства крови.
| Чтение лекций в форме презентации
|
|
5.
| Закономерности поглощения света биологическими системами. Люминесценция биологических систем.
| Чтение лекций в форме презентации
|
|
| Всего часов:
| | 5 ч.
|
Тематический план практических занятий.
№
| Темы
| Форма проведения
| Часы
|
1.
| Современые направления биофизики и методы обработки медико
биологических исследований.
| Тестирование, устный опрос. Решение
Задачи
| Решение
задачи
|
2.
| Современные методы изучения структуры и функций биологических мембран.
| Тестирование, устный опрос. Решение
Задачи
|
|
3.
| Транспорт веществ через биологические мембраны. Пассивный транспорт. Транспорт ионов. Активный транспорт.
| Тестирование, устный опрос. Решение
Задачи
|
|
4.
| Биоэлектрические потенциалы. Потенциал покоя.
| Тестирование, устный опрос. Решение
Задачи
|
|
| Потенциал действия. Распространение нервного импульса вдоль возбудимого волокна.
| Тестирование, устный опрос. Решение
задачи
|
|
6.
| Физические основы электрокардиографии. Регистрация ЭКГ и принципы анализа.
| Тестирование, устный опрос. Выполнение лаборторных работ.
|
|
| Электроэнцефалография. Основные ритмы ЭЭГ. Регистрация ЭЭГ и принципы анализа.
| Устный опрос.
Тестирование. Решение
задачи
|
|
8.
| Рубежный контроль по разделу №1
| Тестирование, устный опрос.
|
|
9.
| Принципы преобразования биологических (неэлектрических) сигналов в электрические. Конструкции датчиков и электродов, их основные характеристики.
| Тестирование, устный опрос. Выполнение лаборторных работ.
|
|
10.
| Терапевтическая техника, основанная на применении ВЧ, СВЧ и УВЧ токов. Терапевтическая техника, основанная на применении постоянного тока.
| Тестирование, устный опрос. Выполнение лаборторных работ.
|
|
11.
| Физические основы гемодинамики. Закономерности движения крови в артериальном и венозном русле.
| Тестирование, устный опрос. Выполнение лаборторных работ.
|
|
12.
| Методы исследования кровообращения. Интегральная и регионарная реография.
| Тестирование, устный опрос. Решение
задачи
|
|
13.
| Фотоэлектрические преобразователи. Методы исследования биологических объектов по спектральному анализу.
| Тестирование, устный опрос. Выполнение лаборторных работ
|
|
14.
| Специальные приемы микроскопии биологических объектов.
| Тестирование, устный опрос. Выполнение лаборторных работ
|
|
| Рубежный контроль №2
| Тестирование, устный опрос.
|
|
| Всего часов:
| | 25 ч.
|
Тематический СРСП
№
| Темы
| Форма проведения
| Часы
|
1.
| Физические основы взаимодействия звука и биологических тканей. Применение ультразвуковых исследований в медицине.
| Обсуждение по вопросам темы.
Презентация.
Решение задач.
Тестирование.
|
|
| Биомеханика внешнего дыхания. Приборы для измерения функции внешнего дыхания.
| Обсуждение по вопросам темы.
Решение задач.
Тестировние.
|
|
| Транспорт веществ через биологические мембраны.
| Обсуждение по вопросам темы. Решение ситуационных задач
|
|
| Модель скользящих нитей. Биомеханика мышцы. Уравнение Хилла. Моделирование мышечного сокращения. Электромеханическое сопряжение.
| Обсуждение по вопросам темы.
Презентация.
Решение задач.
Тестирование.
|
|
| Формальное описание ионных токов в модели Ходжкина – Хаксли. Независимость работы отдельных каналов.
| Обсуждение по вопросам темы. Презентация.
|
|
| Потенциал действия кардиомиоцитов. Проведение потенциалов действия по тканям сердца.
| Обсуждение по вопросам темы. Презентация.
|
|
| Принципы работы приборов, регистрирующих биопотенциалы.
| Обсуждение по вопросам темы. Демонстрация.
|
|
| Медицинские приборы терапевтического назначения.
| Обсуждение по вопросам темы. Демонстрация.
|
|
| Капиллярные явления, их значения в биологии и медицине. Газовая эмболия
| Обсуждение по вопросам темы. Решение задач.
Тестирование.
|
|
| Фотохимические превращения ДНК. Люминесцентные метки и зонды и их применение в биологии и медицине.
| Обсуждение по вопросам темы. Презентация
|
|
| Фотореактивация и фотозащита. Действие ультрафиолетового света на биологические мембраны.
| Обсуждение по вопросам темы. Презентация
|
|
12.
| Основные технические средства медицинской интроскопии.
| Обсуждение по вопросам темы. Презентация
|
|
| Механизмы действия высокоинтенсивного лазерного излучения на биологические ткани.
| Обсуждение по вопросам темы.
Презентация.
|
|
14.
| Влияние электрических и магнитных полей на живой организм. Использование ЯМР и ЭПР в медицинских исследованиях.
| Обсуждение по вопросам темы. Презентация
|
|
| Изучение дозиметров ионизирующего излучения.
| Обсуждение по вопросам темы. Тестирование. Решение задач.
|
|
| Всего часов:
| | 30 ч.
|
Тематический план СРС.
№
| Темы
| Форма проведения
| Часы
|
1.
| Механизм проницаемости биологических мембран. Строение и функции ионных каналов и переносчиков. Механизмы электрогенеза.
| Тестовое задание
|
|
2.
| Методы исследования электрической активности различных органов. Электрическая активность сердца, центральной нервной системы, мышц.
| Подготовка презентации
|
|
3.
| Структурная схема съема, передачи и регистрации медико-биологической информации. Источники погрешностей при регистрации медицинских показателей. (Тестовое задание)
| Тестовое задание
|
|
| Первичные стадии фотобиологических процессов. Спектры фотобиологического действия.
| Защита рефератов
|
|
| Фотохимические реакции в белках, липидах и нуклеиновых кислотах.
| Защита рефератов
|
|
6.
| Рентгеновское излучение и его применение в медицине.
| Подготовка презентации
|
|
| Всего часов:
| | 30 ч.
|
Всего: 6 СРС. Все темы СРС входят в вопросы рубежного и итогового контроля. Студент в течение обучения дисциплины должен сдать на проверку преподавателю только 2 СРС.
Литература:
Основная:
1. Самойлов В.О. Медицинская биофизика. СПб.: СпецЛит, 2004. –496 с.
2. Антонов В.Ф., Черныш А.М., В.И. Пасечник и др. Биофизика. М., Владос, 2000.
3. Физиология человека. В 3 томах. Пер. с англ. / Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. – М.: Мир, 2004.
4. Ремизов А.Н. Медицинская и биологическая физика.- М.,Высшая школа, 2003.-608 с.
5. Владимиров Ю.А., Рощупкин, Д.И., Потапенко А.Я., Деев А.И. Биофизика, М., Медицина, 1999.
6. Рубин А.Е. Биофизика. Т1, Т2 М.: Университет «Книжный дом» 2000,2004.
Дополнительная:
1. В.А.Тиманюк, Е.Н.Животова. Биофизика. М., 2004 г. – 703 стр.
2. А.Н.Ремизов, А.Г.Максина, А.Я.Потапенко. Медицинская и биологическая физика, М."Высшая школа".2004 г. – 560 стр.
3. М.Е.Блохина, И.А.Эссаулова, Г.В.Мансурова. Руководство для лабораторных работ по медицинской и биологической физике. М. Дрофа.2002. – 285 стр.
4. В.Ф.Антонов, А.М.Черныш, В.И.Пасечник и др. Практикум по биофизике, М. Владос, 2001 г. - 350 стр.
5. Н.И.Губанов, А.А.Утепбергенов. Медицинская биофизика. М., 1978 г . – 335 стр.
Методы обучения и преподавания:
· Лекции: обзорные
· Практические занятия:семинары, решение ситуационных задач, выполнение лабораторных работ, деловые игры, дебаты, разбор и обсуждение контрольных вопросов
· Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя:работа в группах, дискуссии, разбор и обсуждение случаев, семинар, решение ситуационных и типовых задач, обсуждение результатов выполнения индивидуальных и групповых заданий.
· Самостоятельная работа студентов: индивидуальная работа с литературой, в интернете, решение ситуационных задач, подготовка презентации, решение тестовых заданий, подготовка и защита рефератов, эссе.
Критерии и правила оценки знаний:
Текущий контроль t
– оценка уровня сформированности компетенций
t= (Z+N+K+P+S)/n , где n – количество заданий по всем компетенциям
Z: z1+z2+…+zn - Оценки за знания (тестирование, устный опрос)
N: n1+n2+…+nn - Оценки за навыки (решение задачи, лаборторная работа)
K: k1+k2+…+kn - Оценки за коммуникативные(обмен мнениями по основным вопросам темы )
P: p1+p2+…+pn - Оценки за правовые компетенций (соблюдение правила техника безопасности при работе с приборами, последствия ионизирующих излучения и т.д.)
S: s1+ s2+…+sn - Оценки за СРС (индивидуальная работа с литературой, в интернете, решение ситуационных задач; подготовка презентации, решение тестовых заданий, подготовка и защита рефератов, эссе.
Каждая компетенция оценивается по 100-бальной шкале
| | |
I.
| Знания
Знания оценивается по двум параметрам (устный опрос и тестовые задания)
Устный опрос
| Максимально 100 балла
|
1.
| правильный и полный ответ при устном опросе и обсуждении темы
| 90-100 баллов
|
2.
| правильный, но неполный ответ при устном опросе и обсуждении темы
| 75-89 баллов
|
3.
| неполный ответ с некоторыми неточностями
| 50-74 балла
|
4.
| Нет ответа
| 0-49 баллов
|
| Тестирование
| максимально 100 балла
|
| 88-100 %
| 90-100 балла
|
| 75-87 %
| 75-89 балла
|
| 50-74 %
| 50-74 балла
|
| меньше 50 %
| 0-49 балл
|
II.
| Практические навыки
Решение задач и выполнение лабораторной работы
| Максимально 100 баллов
|
1.
| правильное решение всех задач, правильно выполненная и оформленная лабораторная работа
| 90-100 баллов
|
2.
| решение не менее 70 % задач и правильно выполненная, оформленная с незначительными неточностями лабораторная работа
| 75-89 баллов
|
3.
| решение не менее 50 % задач и правильно выполненная лабораторная работа с незаконченными выводами и графиком
| 50-74 баллов
|
4.
| решение менее 50 % задач и невыполненная лабораторная работа
| Максимально 100 балла
| |
II.
| Правовая компетенция
1. Полное знание способов обеспечение техники безопасности при работе с приборами - 90-100 б.
2. Недостаточные знания о необходимости обеспечения техники безопасности при работе с приборами – 75-89 балл
3. Недостаточные соблюдение ответственности при работе с приборами - 50-74 балл
4. Не соблюдение ответственности при работе с приборами - 0-49 балл
IV. Коммуникативные навыки
1.Правильное объяснение в доступной форме
специальных (профессиональных) терминов, понятий (в беседе со студентами)
2. Недостаточное изложение в доступной форме
специальных (профессиональных) терминов, понятий
3. Неполное объяснение схемы приборов, наложения электродов, снятие и анализ ЭКГ
4. Неправильные изложения, наложения электродов, определение скорости движения ленты, снятие и анализ ЭКГ
|
Максимально 100 баллов
90- 100 баллов
75- 89 баллов
50-74 баллов
0-49 баллов
|
| Рубежный контроль
| Максимально 100 баллов
|
а)
| Тестирование
| Максимально 100 баллов
|
1.
| 88-100 %
| 90-100 баллов
|
2.
| 75-87 %
| 75-89 баллов
|
3.
| 50-74 %
| 50-74 баллов
|
4.
| Меньше 50 %
| 0-49 баллов
|
б)
| Выполнение задания
| Максимально 100 баллов
|
| правильный и полный ответ при устном опросе и обсуждении темы
| 90-100 баллов
|
| правильный, но неполный ответ при устном опросе и обсуждении темы
| 75-89 баллов
|
| неполный ответ с некоторыми неточностями
| 50-74 балла
|
| Нет ответа
| 0-49 баллов
|
| V. Внеаудиторная самостоятельная работа
| Максимально 100 баллов
|
| Полное выполнение всех требований соответствующей формы СРС
|
- 90-100
|
| Допущены незначительные ошибки, неточное выполнение задания
|
- 75-89
|
| Допущены значительные ошибки, неполное выполнение заданий
|
- 50-74
|
| Допущены принципиальные ошибки, невыполнение заданий, несоответствие критериям СРС
|
- 10 – 49
|
| Отсутствие СРС
| - 0
|
Текущий контроль: тестирование, устный опрос, решение ситуационных задач, оформления результатов измерений и т.д.
Рубежный контроль: коллоквиум проводится в форме тестирования и устного опроса по билетам
Рейтинг допуска в итоговой оценке студента составляет не менее 60 %, определяется по формуле
Rд= (t+r1+r2)/3 × 0,6
где t– текущий контроль
r1 - первый рубежный контроль,
r2– второй рубежный контроль
Итоговый контроль
Интегрированный экзамен состоит из двух этапов :
1) тестирование,
2) устный (по билетам.)
Тестирование проводится на компьютерах в Центре Тестирования. Устный опрос по дисциплине проводится на кафедре. Итоговая оценка складывается из рейтинга допуска и оценки итогового контроля.
Итоговая оценка складывается из рейтинга допуска и оценки итогового контроля:
I = R х 0,6 + E х 0,4,
где
I– итоговая оценка
R– оценка рейтинга допуска
E – оценка итогового контроля (экзамен по дисциплине)
Итоговый рейтинг состоит из 60% рейтинга допуска в которых входят оценки по 5 –ти компетенциям (знания, практические навыки, коммуникативные навыки, правовая компетенция , срс) и 40% рейтинг итогового контроля (экзамен по дисциплине)
Итоговая оценка включает оценки текущей успеваемости (рейтинга допуска) и итогового контроля (экзаменационной оценки). Доля оценки текущей успеваемости – рейтинга допуска составляет 60% из итоговой оценки. Оценка итогового контроля составляет не менее 40% оценки по дисциплине.
Результирующая оценка кафедры (рейтинг допуска) составляет 60% итоговой оценки, а 40% приходится на оценку за I этап (тестирование) и II этап экзамена (по билетам) в одинаковом соотношении (50%:50%).
ПРИМЕЧАНИЕ: в случае сдачи коллоквиума на неудовлетворительную оценку необходимо пересдать его снова в обязательном порядке во время консультации преподавателя.
В случае получения на экзамене 0 баллов, студент остается на повторное изучение дисциплины (т.е. летний семестр).
В экзаменационную ведомость выставляется итоговая оценка по дисциплине в цифровом и буквенном эквиваленте баллов согласно приведенной ниже таблице.
Выставление итоговой оценки
Оценка по буквенной системе
| Цифровой эквивалент баллов
| Процентное содержание %
| Оценка по традиционной системе
|
А
| 4,0
| 95-100
|
ОТЛИЧНО
|
А-
| 3,67
| 90-94
|
В+
| 3,33
| 85-89
|
ХОРОШО
|
В
| 3,0
| 80-84
|
В-
| 2,67
| 75-79
|
С+
| 2,33
| 70-74
|
УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО
|
С
| 2,0
| 65-69
|
С-
| 1,67
| 60-64
|
D+
| 1,33
| 55-59
|
D
| 1,0
| 50-54
|
F
|
| 0-49
| НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО
|
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.