Здавалка
Главная | Обратная связь

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИНХРОННОГО ПЛАВАНИЯ



История развития человеческого общества свидетель­ствует, что ранние поселения чаще всего возникали на берегах рек, озер и других крупных и мелких водоемов. С развитием общественных взаимоотношений и возник­новением городов-государств они становятся местом про­ведения культовых и других религиозных обрядовых празднеств.

В период рабовладельческого строя широкое разви­тие, особенно в Древней Греции и Древнем Риме полу­чают различные празднества и спортивные игры, причем часто в программу игр вводятся массовые выступления не только на суше, но и в воде. Так, в Древнем Риме на Остийском озере ежегодно в мае проводились массовые игры и развлечения, получившие название «Майюмы». В программу этих игр включались и выступления на во­де. Вот что пишет о подобном выступлении древнерим­ский поэт Марциал: «Юноши и девушки плавали в виде тритонов и нимф, составляя из тел красивые хороводы на воде».

Прошли столетия... Отношение к фигурному плава­нию не оставалось неизменным. Наряду с показательны­ми массовыми выступлениями, в XIX и в начале XX века делаются робкие попытки продемонстрировать некото­рые зачатки своеобразных программных номеров, вклю­чающих акробатические начала, с исполнением упраж­нений под счет, а затем и под музыкальное сопровожде­ние. Например, ряд пловцов Англии, а также австралий­ская спортсменка Аннет Келерман впервые выполняли в воде акробатические упражнения.

В 30-е годы XX столетия фигурное плавание получа­ет распространение в Бельгии, Голландии, Германии, Канаде и других странах. В это же время во Франции создается «водный балет»: девушки демонстрировали в воде ритмичные движения под звуки свистка.


В 1934 году на международной промышленной ярмар­ке в Чикаго группа студентов одного из колледжей де­монстрировала показательные выступления на воде.

Акробатические упражнения, танцы и различные ин­сценировки на воде становятся настолько популярными, что в 1939—1940 гг. о выступлениях английских пловчих Элеоноры Холм и Эстер Вильяме был снят кинофильм, который во многом способствовал дальнейшей популя­ризации «водного балета».

После второй мировой войны интерес к балету на во­де возрастает. В 1952 году состоялся первый чемпионат Франции, в котором приняли участие пять парижских клубов. Некоторые из участников этих выступлений впоследствии перешли в профессионалы. Интересно, что на этих соревнованиях впервые программа выполнялась под музыку.

Синхронное плавание (а именно так оно стало назы­ваться) приобретает официальное международное при­знание в 1952 году, когда после XV Олимпийских игр в Хельсинки при Международной федерации плавания (ФИНА) был создан комитет синхронного плавания, под эгидой которого организуются и проводятся показатель­ные выступления, международные соревнования, встречи специалистов. В 1958 году в Амстердаме состоялись пер­вые международные соревнования по синхронному пла­ванию, в которых приняли участие спортсменки девяти стран Европы.

Примерно в то же время синхронное плавание офи­циально признается в ГДР и наряду с плаванием, вод­ным поло и прыжками в воду становится самостоятель­ной дисциплиной.

В последующие годы проводятся международные встречи по синхронному плаванию в Ростоке, Зальцбур­ге, Амстердаме.

На американском континенте синхронное плавание получает достаточное распространение в Канаде, Мек­сике, на Кубе, а в США оно становится настолько попу­лярным, что этим видом спорта начинают увлекаться даже мужчины. К концу семидесятых годов этим видом спорта занимаются примерно в двадцати странах мира. Свидетельством его международного признания может служить, например, тот факт, что соревнования по син­хронному плаванию были включены в программу первого


чемпионата мира по плаванию, водному поло и прыж­кам в воду, который состоялся в сентябре 1973 года в Белграде.

Национальные федерации 14 стран уже за два года до этого чемпионата подали заявки на участие в сорев­нованиях 84 спортсменок, что поставило синхронное пла­вание по количеству участниц на второе место после спортивного плавания. Первой чемпионкой мира стала 20-летняя американская студентка Тереза Андерсен. На­брав в общем итоге 118,460 балла (73,460 в обязательной программе и 45,00 в произвольной), она победила с боль­шим преимуществом. Второе место заняла Д. Кериер (Канада) — 111,034 балла, а третье —японка Д. Хасуми (104,330).

На этих соревнованиях во всех трех видах програм­мы — индивидуальное (одиночное) синхронное плавание, парные и групповые выступления — первенствовали спортсменки США, за ними — представительницы Кана­ды и Японии.

Второй чемпионат мира по водным видам спорта со­стоялся в июне 1975 года в Кали (Колумбия). 66 спорт­сменок оспаривали награды в синхронном плавании. Мес­та в командном зачете распределились точно так же, как и на первом чемпионате: сильнейшими оказались американские водные фигуристки, вторыми — канадки, третьими — японки.

На III чемпионате мира по 'водным видам спорта (синхронному плаванию) (Западный Берлин, август 1978 года) награды оспаривала 91 участница из 14 стран. По сравнению с предыдущими чемпионатами заметно повысилось исполнительское мастерство спортсменок, проявившееся в возросшей сложности и темпе исполне­ния композиций.

Победительницей в одиночном разряде с результатом 187,849 балла стала X. Валдербург — 19-летняя студент­ка из Канады, начавшая заниматься синхронным плава­нием в 11-летнем возрасте.

Ровесница чемпионки мира американка П. Трайен заняла второе место (181,499 балла). Бронзовую медаль завоевала 23-летняя представительница Японии Я. Уне-заки (179, 659 балла).

В соревнованиях по синхронному плаванию не нер­вом чемпионате мира среди участниц были представи-


тельницы десяти европейских стран, а на втором чемпио­нате— шести, на третьем — девяти стран Европы.

После дебюта на первых чемпионатах мира синхрон­ное плавание было впервые включено и в программу чемпионата Европы, который состоялся в Швеции в ав­густе 1977 года. Желающих посмотреть на выступления 52 участниц из восьми стран оказалось так много, что трибуны 25-метрового бассейна в небольшом городке Нэсшё, где проводились соревнования, были переполне­ны. Чемпионкой Европы стала англичанка Ж. Кокс.

РАЗВИТИЕ ФИГУРНОГО ПЛАВАНИЯ В СССР

Становление и развитие фигурного (синхронного) плавания в нашей стране неотделимо от спортивного плавания. В 1918 году, когда молодое Советское государ­ство вело напряженную борьбу с иностранной интервен­цией и внутренней контрреволюцией, организуется Всев­обуч— система всеобщего военного обучения, в програм­ме физической подготовки населения которого большое внимание уделялось плаванию. В разных городах стра­ны организуются спортивные клубы и общества, прово­дятся массовые заплывы.

После окончания гражданской войны улучшаются условия для развития физической культуры и спорта. На стадионах проводятся массовые показательные вы­ступления, а на реках — массовые заплывы, в которых участвуют многие сотни людей. Все это служило пре­красным агитационным средством для привлечения ши­роких масс к занятиям плаванием.

К 1925 году более чем в ста профсоюзных коллекти­вах культивировали спортивное плавание. В большинст­ве своем занятия проводились на открытых водоемах, или, как тогда говорили, — «на вольной воде». С огром­ным интересом приходили зрители на открытие новых спортивных баз, водных станций. И всякий раз подобные мероприятия превращались в праздники на воде, кото­рые, помимо спортивной части, включали в себя и пока­зательные выступления прыгунов в воду, «комические прыжки», образование простых геометрических фигур на поверхности воды и т. д. Подобные развлекательные номера в программах спортивных праздников на воде


всегда воспринимались с интересом, что, в свою очередь, стимулировало дальнейшее развитие творческой выдум­ки организаторов этих выступлений. Построения на воде становились сложнее, появлялись перестроения, неслож­ные хороводы. Такие выступления, которые вначале пре­следовали цель внести разнообразие в программу спор­тивных праздников на воде, уже отдаленно напоминали художественное, фигурное, или синхронное, плавание.

В предвоенные годы в нашей стране значительно по­высился уровень учебно-спортивной работы по плава­нию, что способствовало значительному повышению спортивных результатов советских пловцов.

. В грозные годы Великой Отечественной войны пла­вание как одно из важнейших средств военно-физиче­ской подготовки приобретает преимущественно военно-прикладную направленность.

После разгрома фашистской Германии партия и пра­вительство создали все условия для развития массового физкультурного движения, на основе которого можно было бы вначале достичь, а затем и превысить довоен­ный уровень развития физической культуры и спорта, в том числе и плавания. В 1949 году в нашей стране уже около 900 тысяч человек занимались плавательным спор­том. Советские пловцы принимают участие в различных международных соревнованиях.

В это время во Львове организуется секция фигурного плавания, которой руководит Б. И. Оноприенко. Тренер и спортсменки в своей работе сделали определенный шаг вперед: выступления проводились по сценарию, на основе оригинальных или заимствованных сюжетов на совре­менные и классические темы. Однако лишь в 1956 году фигурное плавание становится известным уже более ши­рокому кругу людей. Группы фигурного плавания орга­низуются в Москве в бассейне Центрального стадиона им. В. И. Ленина и во Дворце водного спорта. В 1957 го­ду подобная секция организуется в Киеве. В течение 1957—1960 гг. водные фигуристки участвовали в показа­тельных выступлениях во время Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве и в других спортивных праздниках.

В 1961 году состоялся первый чемпионат Москвы по художественному плаванию. Это была своего рода про­ба сил. И хотя организация и проведение соревнования


были связаны с большими трудностями (отсутствие еди­ных взглядов на программу соревнований, критериев оце­нок и т. д.), все же следует считать, что этот чемпионат послужил импульсом для пробуждения интереса общест­венности к новому виду спорта.

На пути развития фигурного плавания имелось много объективных препятствий: не было специалистов, пол­ностью отсутствовала какия-либо методическая и специ­альная литература и др. Все это тормозило превращение художественного плавания в спортивную дисциплину. И те немногие группы, которые возникали стихийно в некоторых городах нашей страны, не имея методиче­ских материалов и вообще какой-либо информации об этом виде спорта, прекращали свое существование.

В 1969 году создается федерация художественного плавания города Москвы. В последующие годы чаще стали проводиться чемпионаты столицы, матчевые встречи команд Москвы и Ленинграда, показательные выступле­ния на открытии новых спортивных комплексов, на спор­тивных праздниках в различных городах и т. д. В 1974 го­ду в Москве существовали уже три секции художествен­ного плавания, в которых занималось около 200 человек. Выступления спортсменок на чемпионате Москвы в этом году проводились в соответствии с правилами, утверж­денными комитетом синхронного плавания при ФИНА.

Хотя популяризация фигурного плавания, как отме­чалось выше, во многом тормозится отсутствием литера­туры и ограниченным кругом специалистов этого вида спорта, однако в настоящее время в нашей стране мно­гое делается для его дальнейшего развития. Организу­ются секции, проводятся соревнования и показательные выступления. Нормативы по художественному плаванию впервые включены в программу Единой всесоюзной спор­тивной классификации. Весной 1977 года Федерация плавания СССР образовала всесоюзную комиссию по художественному плаванию, которую возглавила народ­ная артистка СССР, лауреат Ленинской премии Майя Плисецкая.

В программу институтов физической культуры для тех, кто специализируется в плавании, включено изуче­ние и синхронного плавания.








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.