ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИНХРОННОГО ПЛАВАНИЯСтр 1 из 13Следующая ⇒
История развития человеческого общества свидетельствует, что ранние поселения чаще всего возникали на берегах рек, озер и других крупных и мелких водоемов. С развитием общественных взаимоотношений и возникновением городов-государств они становятся местом проведения культовых и других религиозных обрядовых празднеств. В период рабовладельческого строя широкое развитие, особенно в Древней Греции и Древнем Риме получают различные празднества и спортивные игры, причем часто в программу игр вводятся массовые выступления не только на суше, но и в воде. Так, в Древнем Риме на Остийском озере ежегодно в мае проводились массовые игры и развлечения, получившие название «Майюмы». В программу этих игр включались и выступления на воде. Вот что пишет о подобном выступлении древнеримский поэт Марциал: «Юноши и девушки плавали в виде тритонов и нимф, составляя из тел красивые хороводы на воде». Прошли столетия... Отношение к фигурному плаванию не оставалось неизменным. Наряду с показательными массовыми выступлениями, в XIX и в начале XX века делаются робкие попытки продемонстрировать некоторые зачатки своеобразных программных номеров, включающих акробатические начала, с исполнением упражнений под счет, а затем и под музыкальное сопровождение. Например, ряд пловцов Англии, а также австралийская спортсменка Аннет Келерман впервые выполняли в воде акробатические упражнения. В 30-е годы XX столетия фигурное плавание получает распространение в Бельгии, Голландии, Германии, Канаде и других странах. В это же время во Франции создается «водный балет»: девушки демонстрировали в воде ритмичные движения под звуки свистка. В 1934 году на международной промышленной ярмарке в Чикаго группа студентов одного из колледжей демонстрировала показательные выступления на воде. Акробатические упражнения, танцы и различные инсценировки на воде становятся настолько популярными, что в 1939—1940 гг. о выступлениях английских пловчих Элеоноры Холм и Эстер Вильяме был снят кинофильм, который во многом способствовал дальнейшей популяризации «водного балета». После второй мировой войны интерес к балету на воде возрастает. В 1952 году состоялся первый чемпионат Франции, в котором приняли участие пять парижских клубов. Некоторые из участников этих выступлений впоследствии перешли в профессионалы. Интересно, что на этих соревнованиях впервые программа выполнялась под музыку. Синхронное плавание (а именно так оно стало называться) приобретает официальное международное признание в 1952 году, когда после XV Олимпийских игр в Хельсинки при Международной федерации плавания (ФИНА) был создан комитет синхронного плавания, под эгидой которого организуются и проводятся показательные выступления, международные соревнования, встречи специалистов. В 1958 году в Амстердаме состоялись первые международные соревнования по синхронному плаванию, в которых приняли участие спортсменки девяти стран Европы. Примерно в то же время синхронное плавание официально признается в ГДР и наряду с плаванием, водным поло и прыжками в воду становится самостоятельной дисциплиной. В последующие годы проводятся международные встречи по синхронному плаванию в Ростоке, Зальцбурге, Амстердаме. На американском континенте синхронное плавание получает достаточное распространение в Канаде, Мексике, на Кубе, а в США оно становится настолько популярным, что этим видом спорта начинают увлекаться даже мужчины. К концу семидесятых годов этим видом спорта занимаются примерно в двадцати странах мира. Свидетельством его международного признания может служить, например, тот факт, что соревнования по синхронному плаванию были включены в программу первого чемпионата мира по плаванию, водному поло и прыжкам в воду, который состоялся в сентябре 1973 года в Белграде. Национальные федерации 14 стран уже за два года до этого чемпионата подали заявки на участие в соревнованиях 84 спортсменок, что поставило синхронное плавание по количеству участниц на второе место после спортивного плавания. Первой чемпионкой мира стала 20-летняя американская студентка Тереза Андерсен. Набрав в общем итоге 118,460 балла (73,460 в обязательной программе и 45,00 в произвольной), она победила с большим преимуществом. Второе место заняла Д. Кериер (Канада) — 111,034 балла, а третье —японка Д. Хасуми (104,330). На этих соревнованиях во всех трех видах программы — индивидуальное (одиночное) синхронное плавание, парные и групповые выступления — первенствовали спортсменки США, за ними — представительницы Канады и Японии. Второй чемпионат мира по водным видам спорта состоялся в июне 1975 года в Кали (Колумбия). 66 спортсменок оспаривали награды в синхронном плавании. Места в командном зачете распределились точно так же, как и на первом чемпионате: сильнейшими оказались американские водные фигуристки, вторыми — канадки, третьими — японки. На III чемпионате мира по 'водным видам спорта (синхронному плаванию) (Западный Берлин, август 1978 года) награды оспаривала 91 участница из 14 стран. По сравнению с предыдущими чемпионатами заметно повысилось исполнительское мастерство спортсменок, проявившееся в возросшей сложности и темпе исполнения композиций. Победительницей в одиночном разряде с результатом 187,849 балла стала X. Валдербург — 19-летняя студентка из Канады, начавшая заниматься синхронным плаванием в 11-летнем возрасте. Ровесница чемпионки мира американка П. Трайен заняла второе место (181,499 балла). Бронзовую медаль завоевала 23-летняя представительница Японии Я. Уне-заки (179, 659 балла). В соревнованиях по синхронному плаванию не нервом чемпионате мира среди участниц были представи- тельницы десяти европейских стран, а на втором чемпионате— шести, на третьем — девяти стран Европы. После дебюта на первых чемпионатах мира синхронное плавание было впервые включено и в программу чемпионата Европы, который состоялся в Швеции в августе 1977 года. Желающих посмотреть на выступления 52 участниц из восьми стран оказалось так много, что трибуны 25-метрового бассейна в небольшом городке Нэсшё, где проводились соревнования, были переполнены. Чемпионкой Европы стала англичанка Ж. Кокс. РАЗВИТИЕ ФИГУРНОГО ПЛАВАНИЯ В СССР Становление и развитие фигурного (синхронного) плавания в нашей стране неотделимо от спортивного плавания. В 1918 году, когда молодое Советское государство вело напряженную борьбу с иностранной интервенцией и внутренней контрреволюцией, организуется Всевобуч— система всеобщего военного обучения, в программе физической подготовки населения которого большое внимание уделялось плаванию. В разных городах страны организуются спортивные клубы и общества, проводятся массовые заплывы. После окончания гражданской войны улучшаются условия для развития физической культуры и спорта. На стадионах проводятся массовые показательные выступления, а на реках — массовые заплывы, в которых участвуют многие сотни людей. Все это служило прекрасным агитационным средством для привлечения широких масс к занятиям плаванием. К 1925 году более чем в ста профсоюзных коллективах культивировали спортивное плавание. В большинстве своем занятия проводились на открытых водоемах, или, как тогда говорили, — «на вольной воде». С огромным интересом приходили зрители на открытие новых спортивных баз, водных станций. И всякий раз подобные мероприятия превращались в праздники на воде, которые, помимо спортивной части, включали в себя и показательные выступления прыгунов в воду, «комические прыжки», образование простых геометрических фигур на поверхности воды и т. д. Подобные развлекательные номера в программах спортивных праздников на воде всегда воспринимались с интересом, что, в свою очередь, стимулировало дальнейшее развитие творческой выдумки организаторов этих выступлений. Построения на воде становились сложнее, появлялись перестроения, несложные хороводы. Такие выступления, которые вначале преследовали цель внести разнообразие в программу спортивных праздников на воде, уже отдаленно напоминали художественное, фигурное, или синхронное, плавание. В предвоенные годы в нашей стране значительно повысился уровень учебно-спортивной работы по плаванию, что способствовало значительному повышению спортивных результатов советских пловцов. . В грозные годы Великой Отечественной войны плавание как одно из важнейших средств военно-физической подготовки приобретает преимущественно военно-прикладную направленность. После разгрома фашистской Германии партия и правительство создали все условия для развития массового физкультурного движения, на основе которого можно было бы вначале достичь, а затем и превысить довоенный уровень развития физической культуры и спорта, в том числе и плавания. В 1949 году в нашей стране уже около 900 тысяч человек занимались плавательным спортом. Советские пловцы принимают участие в различных международных соревнованиях. В это время во Львове организуется секция фигурного плавания, которой руководит Б. И. Оноприенко. Тренер и спортсменки в своей работе сделали определенный шаг вперед: выступления проводились по сценарию, на основе оригинальных или заимствованных сюжетов на современные и классические темы. Однако лишь в 1956 году фигурное плавание становится известным уже более широкому кругу людей. Группы фигурного плавания организуются в Москве в бассейне Центрального стадиона им. В. И. Ленина и во Дворце водного спорта. В 1957 году подобная секция организуется в Киеве. В течение 1957—1960 гг. водные фигуристки участвовали в показательных выступлениях во время Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве и в других спортивных праздниках. В 1961 году состоялся первый чемпионат Москвы по художественному плаванию. Это была своего рода проба сил. И хотя организация и проведение соревнования были связаны с большими трудностями (отсутствие единых взглядов на программу соревнований, критериев оценок и т. д.), все же следует считать, что этот чемпионат послужил импульсом для пробуждения интереса общественности к новому виду спорта. На пути развития фигурного плавания имелось много объективных препятствий: не было специалистов, полностью отсутствовала какия-либо методическая и специальная литература и др. Все это тормозило превращение художественного плавания в спортивную дисциплину. И те немногие группы, которые возникали стихийно в некоторых городах нашей страны, не имея методических материалов и вообще какой-либо информации об этом виде спорта, прекращали свое существование. В 1969 году создается федерация художественного плавания города Москвы. В последующие годы чаще стали проводиться чемпионаты столицы, матчевые встречи команд Москвы и Ленинграда, показательные выступления на открытии новых спортивных комплексов, на спортивных праздниках в различных городах и т. д. В 1974 году в Москве существовали уже три секции художественного плавания, в которых занималось около 200 человек. Выступления спортсменок на чемпионате Москвы в этом году проводились в соответствии с правилами, утвержденными комитетом синхронного плавания при ФИНА. Хотя популяризация фигурного плавания, как отмечалось выше, во многом тормозится отсутствием литературы и ограниченным кругом специалистов этого вида спорта, однако в настоящее время в нашей стране многое делается для его дальнейшего развития. Организуются секции, проводятся соревнования и показательные выступления. Нормативы по художественному плаванию впервые включены в программу Единой всесоюзной спортивной классификации. Весной 1977 года Федерация плавания СССР образовала всесоюзную комиссию по художественному плаванию, которую возглавила народная артистка СССР, лауреат Ленинской премии Майя Плисецкая. В программу институтов физической культуры для тех, кто специализируется в плавании, включено изучение и синхронного плавания. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|