Здавалка
Главная | Обратная связь

ТЕХНИКА СИНХРОННОГО ПЛАВАНИЯ



Синхронное плавание в известной мере сродни худо­жественной гимнастике, фигурному катанию на коньках и, еще более, балету на льду (как уже отмечалось, его не случайно называют «балетом на воде»).

В классическом балете и в балете на льду движения танцоров являются специфическими и значительно отли­чаются от движений при обычной ходьбе, беге или беге на коньках. Своеобразие фигурного катания и балета на льду обеспечивается условиями места выполнения упраж­нений: лед ускоряет движения спортсменов, делает танец более динамичным. Вода же замедляет скорость, а вы­полнение движений в трехмерном пространстве, погру­жения и всплытия, вращения и перевороты с использо­ванием в качестве опоры только водной среды выдвигают новые требования к технике перемещения, к способам контакта с партнерами и др. Поэтому в синхронном пла­вании способы передвижения в воде и техника плавания будут несколько иными, чем в спортивном плавании.

При освоении техники синхронного плавания необхо­димо изучить новые позиции в воде, движения руками и ногами, перемещения вокруг различных осей тела. Кро­ме того, техническая подготовка водных фигуристок должна включать в себя отличное владение четырьмя спортивными способами плавания, умение синхронизиро­вать свои действия с товарищами по команде, ориенти­роваться под водой и т. д. Руки в синхронном плавании служат не только для создания силы тяги (продвигаю­щих усилий) вперед, но и для раскрытия темы произве­дения и художественного образа.

Синхронное плавание относится к технически слож­ным видам спорта, и поэтому движения руками в нем значительно отличаются от спортивного плавания боль­шим разнообразием и арсеналом положений. В синхрон­ном плавании руки при движении могут быть прямыми, согнутыми в различных положениях и в различных на­правлениях. Ими можно работать поочередно или одно­временно.

Во всех вариантах перемещений в воде и при удер­жании необходимой позиции важными являются движе­ния руками «восьмеркой». Они выполняются почти у бе-Дёр, быстро и энергично (рис. 1).


С помощью этого сохраняют верти­кальное или горизонтальное положе­ние на месте. Например, для удержа­ния горизонтального положения ладо­нями выполняют восьмеркообразные поддерживающие движения у бедер. В вертикальном положении для под­держания необходимой высоты руки могут работать или у поверхности во­ды, или у бедер, перемещаясь сверху вниз восьмеркообразными движения­ми, или же по поверхности воды спра­ва налево и слева направо.

Во время продвижения ногами или головой вперед в положении на спине или на груди также возможна ра­бота одними ладонями в непосредственной близости от тазобедренных суставов. Такая же восьмеркообразная работа руками или только ладонями применяется и в различных позициях с вытянутыми вверх руками.

Во время выполнения вращательных движений во­круг продольной оси тела как в горизонтальной, так и вертикальной плоскостях руки выполняют вращательные движения вокруг туловища в противоположном направ­лении.

Если, например, для создания вращения тела слева направо левая рука идет вокруг туловища спереди назад, то другая рука движется сзади в противоположном на­правлении.

Следует отметить, что такие движения руками дают возможность перемещаться во всех направлениях с же­лаемой скоростью и являются основными во время вы­полнения большинства фигур на поверхности воды.

При гребковых движениях для осуществления всевоз­можных перемещений ладонь, как правило, принимает такую же форму, как в спортивном плавании. Однако при выполнении композиции для развития и выражения темы пальцы могут быть расставлены в стороны, сжаты в кулак и т. д.

Движения ногами в синхронном плавании не только обеспечивают передвижение спортсменки. Во всех упраж­нениях и фигурах ноги служат для удержания тела в различных статических позах и являются необходимым элементом, играющим большую роль в зрелищном вое-


приятии композиции. При этом первостепенное значение имеют такие качества, как растянутость связок — умение вытянуть пальцы ног, большая гибкость и подвижность в голеностопных и тазобедренных суставах. Поэтому чрезвычайно важным является рациональный подбор упражнений, направленных на развитие гибкости и под­вижности различных суставных групп (упражнения в за­ле, у балетного станка, акробатические упражнения, упражнения в воде).

В основном положении на спине или на груди ноги могут занимать различные позиции. Например, обе но­ги — прямые и находятся на поверхности воды (рис. 2, а); одна нога — прямая, другая — в той или иной степени согнута в коленном суставе. В этом случае стопа согну­той ноги располагается у лодыжки выпрямленной ноги, у середины голени или у коленного сустава на середине бедра (рис. 2, б); нога перпендикулярна поверхности воды (рис. 2, в).

В положении на спине нога, согнутая в колене, мо­жет быть не только перпендикулярной к поверхности воды, но также располагаться в горизонтальной плос­кости.

В основу синхронного плавания положены хорошо из­вестные, хотя и несколько видоизмененные способы спортивного плавания. Только совершенная техника спо­собов передвижения в воде (учитывая их специфичность в синхронном плавании) обеспечивает спортсменке успешное выполнение индивидуальных комбинаций слож­ных фигур, согласование своих действий с партнерами в групповом плавании или показательных выступлениях. Именно необходимостью хорошо ориентироваться в во­де, видеть партнеров и согласовывать с ними свои дви­жения, а также слышать музыку, вызваны изменения в способах плавания по сравнению со спортивными. Это


приводит к необходимости плавать с поднятой над по­верхностью воды головой.

В кроле, например, подготовительные и гребковые движения руками бывают весьма разнообразными. Над водой руки проносят вперед через стороны или через верх. Они могут быть совершенно прямыми или чрезмер­но согнутыми, с очень высоким расположением локтевого сустава над водой. Голова приподнята над водой, тело слегка прогнуто в пояснице, ноги, как правило, бесшум­но работают под водой. Исключение составляют те слу­чаи, когда энергичная работа ногами является необ­ходимым компонентом самого упражнения и связа­на со сценарием или вызвана режиссерской необходи­мостью.

При плавании на спине гребковые движения руками совершают одновременно или поочередно. Как и при кроле на груди, они могут быть весьма разнообразными: руки проносятся прямыми или согнутыми в локтевых суставах, над водой или под водой, прямо перед собой или через стороны и т. д.

В брассе выполняется короткий гребок руками — до линии плеч или длинный — до бедер. Гребок может быть через стороны или под себя. Гребковые движения нога­ми возможны с узким вариантом разведения ног во вре­мя толчка при непрерывной работе для обеспечения большей плавности продвижения.

Существуют различные варианты- движения руками и при плавании баттерфляем. Они могут сильно сгибать­ся в локтевых суставах или проноситься по воздуху пря­мыми, входить в воду на ширине плеч, значительно шире или уже и т. д. Ноги могут или бесшумно работать под водой, или выполнять бурные и эффективные удары по поверхности воды. Возможно плавание с имитацией дви­жений дельфина при продвижении без погружения голо­вы и плечевого пояса под воду.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.