Здавалка
Главная | Обратная связь

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ СИНХРОННОГО ПЛАВАНИЯ



Обучение в синхронном плавании подчинено общим законам изакономерностям формирования двигатель­ного навыка, т. е. создания комплекса условных рефлек­сов, которые следуют в определенном порядке в сложной системе целостного движения.

Формирование двигательного навыка — сложный про­цесс и для его создания необходимо определенное время. Известный советский физиолог профессор А. Н. Крестов­ников считает, что образование двигательного навыка происходит по типу сложных условных рефлексов. У это­го процесса есть три основные фазы.


В первой фазе происходит изучение отдельных эле­ментов упражнения и объединение их в одно целостное движение. Это — так называемый этап начального раз­учивания двигательного действия. Этот этап характери­зуется наличием лишних ненужных движений, излишним напряжением мышц-антагонистов, искажением нормаль­ного темпа и ритма движений.

На этом этапе обучения достигается выполнение дей­ствия хотя бы в его грубой форме, для чего создаются общие представления о будущем навыке, сложные двига­тельные действия расчленяются на его составляющие, разучиваются вчерне фазы и элементы навыка, определя­ются общий ритм и темп выполнения и, по мере изучения, предупреждаются и устраняются наиболее грубые ошиб­ки, приводящие к значительному искажению разучивае­мого действия.

Вторая фаза характеризуется устранением сущест­венных отклонений в технике выполнения. Действия спортсмена становятся более экономичными, без излиш­него напряжения.

В этой фазе происходит ограничение процессов воз­буждения и наступает специализация условно-рефлектор­ных связей.

Эта фаза образования двигательного стереотипа мо­жет соответствовать этапу углубленного разучивания действия. Основы техники, заложенные на первом этапе, начинают систематизироваться, происходит более дета­лизированное усвоение. Систематизация движений спо­собствует образованию в центральной нервной системе последовательности процессов торможения и возбужде­ния, что обеспечивает структуру движений с определен­ным ритмом и темпом. А это, в свою очередь, приводит к частичному образованию двигательного навыка.

Метод целостного упражнения на этом этапе являет­ся основным.

В третьей фазе происходит совершенствование дви­гательного навыка в процессе длительной и рациональ­ной спортивной тренировки. Повышаются функциональ­ные возможности организма, закрепляется приобретен­ный навык, действия спортсмена доводятся до высокой степени совершенства и автоматизма. Проводятся меро­приятия, направленные на увеличение подвижности проч­но сформировавшегося динамического стереотипа, что


необходимо для гибкого приспособления к изменяю­щимся условиям выполнения конкретного двигательного акта.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

Успешность обучения в синхронном плавании во мно­гом зависит от соблюдения дидактических принципов советской педагогики: сознательности, активности, на­глядности, систематичности, доступности, прочности.

Принцип сознательностипредусматривает построение процесса обучения, при котором учащиеся ясно пред­ставляют его задачи и конечную цель.

Осваивая новые упражнения или фигуры, они не должны механически копировать увиденное движение или элемент, исполненные другими спортсменами, а твор­чески, сознательно подойти к его изучению, учитывая при этом свои возможности и перспективы, а также воз­можные неудачи.

Принцип активноститесно связан с принципом созна­тельности, потому что только на основе сознательности может проявляться настоящая активность. Учащимся не­обходимо давать широкие возможности для самостоя­тельной творческой деятельности.

Следует иметь в виду личную заинтересованность уча­щегося в своей деятельности. Нужно, чтобы спортсмен самостоятельно, без какого-либо принуждения со сторо­ны преподавателя, а только под его руководством, актив­но стремился приобрести знания, умения и навыки в из­бранном виде деятельности.

Занятия, проходящие эмоционально, интересно для учащихся, способствуют повышению их активности, уст­ранению неуверенности в себе и страха перед новыми элементами или действиями в необычной среде.

Активность учащихся лучше всего проявляется в фор­ме групповых занятий. В этом случае каждый член ко­манды будет рассматривать свои действия в целом, в том числе успехи и неудачи всей группы. Однако и здесь должен соблюдаться индивидуальный подход к каждому спортсмену.

Принцип наглядности.Использование этого принципа в первоначальном обучении особенно важно, так как создание правильного представления о новой форме,


о новой фигуре возможно только с помощью показа. Показ фигуры, сопровождаемый четким доступным разъ­яснением, способствует быстрейшему пониманию сути того или иного движения или упражнения и воспроизве­дению его с наименьшим количеством ошибок.

Создание представления о будущем действии дости­гается не только живым показом и емким образным разъ­яснением, но также использованием различных наглядных пособий, в частности рисунков, таблиц, схем, фотографий, кинокольцовок, видеомагнитофонных записей и т. д.

Принцип систематичности.Вся информация о новом упражнении или действии должна подаваться последо­вательно и непрерывно, в соответствии с четко продуман­ной и обоснованной системой, строго соблюдая изложе­ние материала от простого — к сложному, от известно­го — к неизвестному, от легких действий — к более труд­ным. Это значит, что учащиеся обучаются вначале вспомогательным, а потом основным упражнениям, при постоянном возрастании нагрузок и с использованием новых и разнообразных упражнений. Кроме того, необхо­димо следить за непрерывностью процесса обучения. В случае нарушения регулярности создаются затрудне­ния для своевременного закрепления и упрочнения функ­циональных изменений, происшедших в организме.

Принцип доступности.Следует постоянно заботиться, чтобы содержание материала и методы его изложения всегда соответствовали возможностям обучающихся на данном этапе (т. е. задания должны быть доступными).

Но это вовсе не значит, что задания обязательно бу­дут чрезмерно легкими. Выполнение задач должно соот­ветствовать подготовленности учащихся и быть связано с проявлением определенных усилий. Если упражнения будут легкими, интерес к ним может пропасть. Следует чередовать в каждом уроке легкие и более сложные, но посильные упражнения, разнообразить материал для того, чтобы учащиеся видели результаты своего труда и всегда стремились узнавать что-то новое.

Принцип прочности. Всоответствии с этим принци­пом приобретенные знания, умения и навыки должны быть прочно усвоены учащимися. Этому способствует многократное повторение новых упражнений в различ­ных условиях работы. При повторении упражнений в тех­нику исполнения вносятся различные поправки и уточне-


ния — для того чтобы в последующих попытках можно было выполнить эти упражнения значительно лучше.

Двигательные навыки совершенствуются в более сложных условиях выполнения и доводятся до высокой степени совершенства. Оставляется и закрепляется толь­ко самое необходимое, проверенное и имеющее практи­ческую ценность и целесообразность. При повторном вы­полнении упражнений для их закрепления следует всегда обращать внимание на правильное чередование и после­довательность работы и отдыха.

Когда мы говорим о принципе прочности усвоения но­вого материала, следует иметь в виду, что изучению но­вого элемента или фигуры обязательно предшествуют различные вспомогательные и подготовительные упраж­нения. Закрепление навыков не должно быть самоцелью. Напротив, прочное закрепление подводящих подготови­тельных и имитационных упражнений может только на­нести вред. Спортсмен в своей подготовке должен ис­пользовать все основные средства обучения, к которым относятся общеразвивающие, подготовительные и имита­ционные упражнения.

Началу занятий синхронным плаванием должна пред­шествовать общая плавательная подготовка: уверенное владение четырьмя спортивными способами плавания в модификации, обусловленной спецификой синхронного плавания. Изменения эти описаны в разделе «Техника синхронного плавания», и овладение ими не связано с ломкой существующего стереотипа плавательных дви­жений.

Процесс обучения в синхронном плавании начинается с овладения специфичными основами технической под­готовки: основными плавательными позициями; движе­ниями рук в этих положениях; передвижениями в различ­ных позициях головой или ногами вперед, измененной техникой спортивного плавания; выполнением вращений, поворотов и оборотов; ныряниями; основными фигурами синхронного плавания.

ОСНОВНЫЕ ПОЗИЦИИ

К основным позициям в синхронном плавании отно­сятся положения тела на груди, на спине, на боку. Их выполнение рассмотрено в разделе «Техника синхронно* го плавания».


                           
   
   
 
 
   
   
   
     
 
 
 
 


Изучение любого элемента или упражнения, как отме­чалось выше, начинается с объяснения и показа. Основ­ную позицию тела показывают вначале на суше — в по­ложении лежа на мате или на скамейке, затем — в воде, на мелком месте. Сначала с помощью партнера добива­ются четкого исполнения, после чего можно переходить на глубокую воду и выполнять упражнения самостоя­тельно.

Движения руками

После уверенного выполнения основных позиций те­ла можно переходить к изучению работы руками в этих

положениях.

Движения руками могут быть поддерживающими сверху—вниз, восьмеркообразными у бедра или вытяну­тыми вверх. Вначале эти несложные движения ладонями и предплечьями рекомендуется выполнять на мелком месте, добиваясь, чтобы гребки были естественными, не отражались на зрелищном восприятии выполняемой фи­гуры, но в то же время были достаточно эффективными для всевозможных перемещений пловцов.

Эффективная работа руками в основных позициях является гарантией непринужденного маневрирования спортсменки во время выполнения индивидуальных упражнений или при групповых выступлениях.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.