Здавалка
Главная | Обратная связь

Передвижения в различных позициях головой или ногами вперед



Для обучения вариантам передвижения в основных позициях головой или ногами вперед в тренировке можно использовать следующие исходные положения.

1. На спине ногами вперед: а) руки работают у бедер или вверху пропеллером; б) продвижение вперед с по­гружением под воду и последующим всплыванием; в) продвижение вперед в положении «с согнутым коле­ном»; г) продвижение вперед в положении «угол вверх».

2. На груди, ногами вперед. Руки выполняют движе­ния у бедер или в вытянутом вверх положении.

3. На груди. Движения ногами кролем, дельфином; руки — брассом.


4. Проплывать кролем. Перевернуться на спину и плыть: ноги — кролем, руки ■— у бедер.

Видоизмененные способы передвижения в воде изло­жены в разделе «Техника синхронного плавания».

Вращения и обороты

Вращения и обороты выполняются вокруг продольной и поперечной осей тела. Вращения вокруг продольной оси (т. е. в тех случаях, когда спортсмен находится в вер­тикальном положении) следует изучать в зале подгото­вительных упражнений из различных исходных положе­ний: в полете, оттолкнувшись от пола; во время прыжка с небольшой высоты на маты и т. д.

Во время выполнения вращений вокруг продольной оси движения руками играют важную роль. Поэтому в зале подготовительных упражнений этому элементу необходимо уделять достаточное внимание.

Аналогичным образом обстоит дело при изучении вра­щений вокруг поперечной оси — так называемых оборо­тов (сальто).

Подготовительные или подводящие упражнения мож­но выполнять на полу во время упражнения с лонжей, удерживаемой тренером или партнерами, а также с по­мощью партнеров.

В воде различные вращения выполняются сначала на мелком месте с помощью партнера, а затем — на глу­боком.

Для изучения и овладения оборотами в воде реко­мендуются следующие упражнения.


1. Из положения на груди — кувырок вперед (рис. 86).

2. Исходное положение — на спине: а) кувырок на-


зад; б) круг прогнувшись; в) круг вперед прогнувшись; г) кувырок назад из плотной группировки (рис. 87).

3. Исходное положение — на груди, руки вверх. Вр'а-щение в горизонтальном положении вокруг продольной оси тела, со сменой направления вращения (рис. 88).

4. Из вертикального положения — винты и вращения на 180°, 360° и т. д.

Ныряния

Перемещения в воде, всевозможные вращения и обо­роты почти всегда связаны с погружением под воду — так называемыми ныряниями. К изучению их приступа­ют после освоения вращений и оборотов.

Ныряния вначале выполняются со стартового блока. Постепенно задачи усложняются. Вначале следует про­плыть под водой 10—15 м, варьируя работу ногами и ру­ками. Например, руки могут работать брассом, выпол­няя длинный гребок до бедер или укороченные гребки ладонями и предплечьями, а ногами производятся дви-


жения или брассом, или как в кроле, или как при плава­нии на боку. Возможны различные сочетания движений: руки — брасс, ноги — кроль, дельфин, плавание на боку. Постепенно расстояние можно увеличивать до 25 м для уверенного и надежного ориентирования под водой.

Далее переходят к плаванию под водой в различных направлениях для совершенствования ориентирования; погружениями под воду из различных исходных положе-ний и поз с поверхности воды головой или ногами вниз; продвижение ногами вперед в положении на спине с по­гружением под воду на 30—40 см и, не прекращая дви* жения вперед, с последующим всплыванием на поверх­ность воды.

ОСНОВНЫЕ ФИГУРЫ СИНХРОННОГО ПЛАВАНИЯ

После изучения основ технической подготовки пе­реходят к разучиванию некоторых простых фигур, овла­дение которыми будет способствовать освоению фи­гур в каждой из четырех групп международной класси­фикации.

Ознакомление с новой фигурой и ее разучивание пред­ставляют собой единый, непрерывный процесс, который условно можно разделить на следующие этапы:

а) объяснение и показ нового элемента или фигуры и объяснение правил и методических особенностей вьь полнения; б) расчленение фигуры или целостного дейст­вия на простые фазы или отдельные элементы; в) устра­нение ошибок с помощью тренера или партнеров; г) сое­динение отдельных элементов или простых фаз фигуры в единое упражнение; д) многократное выполнение фи­гуры для закрепления приобретенного навыка.

Разучивание отдельных фаз фигуры и соединение их в целостное упражнение сначала происходит в зале — в различных исходных положениях, с помощью разно­образных поддерживающих и страхующих средств.

После самостоятельного выполнения этих элементов в такой же последовательности изучается на мелкой воде. Ошибки устраняются с помощью партнеров или тренера, находящегося в воде или на бортике бассейна.

На глубокой воде фигуристка также выполняет упражнение вначале с помощью тренера, находящегося на бортике бассейна.


Представленные ниже фигуры включают в себя эле* менты техники, присущие большинству фигур из различ­ных классов сложности и могут служить основой для последующего более детального овладения курсом син­хронного плавания.

101. Угол вверх одной ногой. К — 1,5. Эта фигура яв­ляется базовой для выполнения большого количества фигур, представляющих собой сочетание позиции «угол вверх» с выполнением всевозможных оборотов, вращений и перемещений в различных плоскостях.

Исполнение «угла вверх» всегда должно быть эле* гантным, не требующим каких-либо видимых усилий и напряжений. При выполнении этой фигуры спортсменке следует легко и высоко лежать на поверхности воды (т. е. обладать высокой плавучестью). Она должна быть всесторонне физически развитой, иметь высокую подвиж­ность в тазобедренных, коленных и голеностопных су­ставах. Необходимо, чтобы мышцы живота были хорошо развиты — это позволяет длительно непринужденно и красиво удерживать прямую ногу в вертикальном поло­жении.

На суше. Упражнения для развития мышц брюшного

пресса:

1) лежа на спине — поднимание и опускание прямых

ног;

2) поднимание прямых ног в висе на перекладине или гимнастической стенке, а также удерживание ног в поло­жении прямого угла;

3) в висе на гимнастической стенке или переклади­не — подтягивание коленей к груди, голени и пальцы ног направлены вертикально вниз.

Для развития гибкости и подвижности голеностопных суставов используются упражнения из комплексов, при­меняющихся пловцами-кролистами.

Упражнения для развития подвижности тазобедрен­ного и коленных суставов:

1) глубокие наклоны вниз;

2) поочередные приседания на одной ноге, другая от­ставлена на пятку далеко в сторону;

3) в основной стойке ■— пальцами прямых ног касать­ся ладоней, поднятых на высоту плечевых суставов и выше;

4) стоя лицом к гимнастической стенке, поставить но-


гу на перекладину, расположенную на доступной высо-те, и выполнить несколько наклонов к этой ноге; по мере увеличения гибкости в коленных суставах ногу подни­мать выше;

5) лежа на спине на гимнастической скамейке или на матах — выполнение фазы «с согнутым коленом», мед­ленное выпрямление ноги вертикально вверх, удерживав ние ноги в этом положении до 10 с и возвращение в исход­ное положение.

В воде. На мелком месте добиваются правильного выполнения исходной позиции «на спине», после чего осваивают непринужденное выполнение фазы «с согну« тым коленом». При этом фигуристке может оказываться поддержка снизу под таз и за ногу. Отработка фазы «с согнутым коленом» проводится и во время продвиже­ния ногами вперед. Кисти рук и предплечья выполняют движения у бедра.

Поднимание ноги вверх разучивают вначале на мел­ком месте, находясь параллельно бортику. Поднимав* мую спортсменкой ногу может поддерживать тренер, находящийся на бортике бассейна. Выполняя фигуру са­мостоятельно, можно использовать в качестве поддер­живающих средств сливной желоб или дорожку, на ко­торые фигуристка опирается ногой, находящейся в гори­зонтальном положении. Фиксация ноги в вертикальном положении должна осуществляться в течение 6—10 с (рис.89).

Освоив выполнение фигуры на одном месте, приступа­ют к отработке всех деталей во время продвижения но* гами вперед в положении на спине.

При этом следует обращать внимание на то, чтобы таз был поднят как можно выше, пальцы ног вытянуты, за­тылок лежал на воде. Поднятая нога должна быть стро­го вертикальной.


201. «Дельфин». Круг назад прогнувшись. К= 1,5.

Спортсменка продвигается головой вперед и описывает в вертикальной плоскости круг диаметром до 3 м. При этом ногами выполняются движения кролем, а прямыми или согнутыми в локтях руками — одновременные греб­ки. Исполнение фигуры предъявляет высокие требования к умению продвигаться и ориентироваться в необычном положении и на длительное время задерживать дыхание.

Переходить к изучению этой фигуры следует после того, как фигуристка овладела различными вращениями вокруг поперечной оси: кувырками вперед и назад из положений в группировке, согнувшись и т. д.

Выполнению фигуры в воде предшествует комплекс подготовительных упражнений на суше.

1. Отработка всевозможных кувырков вперед и назад из исходных положений плотной группировки лежа на спине, сидя.

2. Выполнение комплекса упражнений для развития мышц брюшного пресса, спины, гибкости различных су­ставных групп:

а) из основной стойки наклониться, затем выпрямить*
ся и вернуться в исходное положение, преодолевая сопро­
тивление партнера, оказываемое (надавливанием на пле­
чевые суставы;

б) лежа на груди,, прогнуться — принять положение
«лука»;

в) выполнить «мостик»;

г) лежа на спине — на опоре высотой 1—1,2 м над
полом, опускать туловище вниз; при этом ноги спорт­
сменки фиксируются перекладиной гимнастической стен­
ки или удерживаются партнером.

В воде. 1. Вположении на спине, руки вверх захва­тить пальцами ног сливной желоб или дорожку бассейна. Медленно опускать тело, прогнувшись в пояснице, до вер­тикального положения головой вниз. Затем фигуристка так же медленно возвращается в исходное положение.

2. Оттолкнувшись от стенки бассейна ииспользуя инерцию движения, фигуристка «с ходу» выполняет круг прогнувшись. Ладони вытянутых вверх рук выполняют роль «рулей глубины».

3. Выполнение фигуры с места. Следить, чтобы тело было прогнуто в пояснице, пальцы ног оттянуты, колени выпрямлены. Выполнение фигуры должно проходить по


правильной окружности, а завершается она в точке, от­куда начиналось движение. В качестве ориентира исполь­зуется темная полоса на дне, обозначающая середину дорожки.

Для совершенствования и отработки этой фигуры ре­комендуются использовать упражнения из парного пла­вания (см. соответствующий раздел пособия, стр. ).

301. «Барракуда». К= 1,8.Основными элементами этой фигуры являются выполнение фазы «угол вверх дву­мя ногами» и последующий разгиб в вертикаль из поло­жения на спине.

На суше. 1.Комплекс общеразвивающих и подготови­тельных упражнений, рекомендуемых при освоении фигу­ры «угол вверх».

2. На матах — выполнение позиции «на спине, согнув­шись». Следить, чтобы ноги были полностью выпрямлены вколенных суставах. Оттянутыми пальцами ног жела­тельно касаться пола за головой.

3. Специфическим элементом подготовки на суше яв­ляются упражнения на гимнастических кольцах. Выпол­няется вис согнувшись, затем, разгибаясь в вертикальное положение, вис прогнувшись.

В воде.1. Выполнение фигуры «угол вверх одной но­гой» (поочередно, первоначально используя в качестве опоры для одной ноги сливной желоб или дорожку бас­сейна).

2. Выполнение фазы «угол вверх двумя ногами» — сначала на мелком месте с помощью партнера, затем са­мостоятельно— на глубоком. Следить за тем, чтобы ноги находились в вертикальном положении, а туловище — параллельно поверхности воды.

После освоения этой фазы фигуры переходят к изу­чению «разгиба в вертикаль».

1. Выполнить группировку или плотную группировку в положении на спине и из этой позиции выпрямить обе ноги вертикально вверх.

2. Из плотной группировки движением головой на­зад—вниз принять позицию обратной группировки, т. е. расположиться головой вертикально вниз.

Разгиб в вертикаль из группировки (плотной группи­ровки) и «угол вверх двумя ногами» сначала осуществля­ются на мелком месте с помощью партнера, который по­могает выполнить упражнение и фиксировать правиль-


               
   
   
 
 
   
 
 

ную позицию. Самостоятельную отработ­ку этой фазы можно проводить на глубо­ком месте, придерживаясь рукой за до­рожку или, что еще лучше, за кольцо, опущенное сверху на тросике. Свободный конец тросика может быть укреплен на вышке или любой другой конструкции над ванной бассейна.

Погружение и всплывание в позиции «угол вверх двумя ногами» не представ­ляет особой сложности, поэтому его отработка и совершенствование зависит

от многократного и тщательного повторения этой фазы. При выполнении фигуры перед разгибанием в вертикаль тело должно принять наиболее высокое положение в во­де, ноги — перпендикулярно поверхности воды, выпрям* лены в коленях, пальцы оттянуты, угол между ногами и туловищем составляет 90° (рис. 90). После выполнения разгиба в вертикаль голова и стопы ног должны нахо­диться на одной линии, без видимых отклонений в сто­роны.

330. Разгибв вертикаль из горизонтального угла. К = = 1,6. Горизонтальный угол относится к числу основных позиций в синхронном плавании. При его выполнении ноги и таз находятся на поверхности воды, а туловище, голова и руки опущены вертикально вниз и образуют сногами угол 90°.

На суше. Выполняется комплекс общеразвивающих иподготовительных упражнений, направленных на раз­витие гибкости и подвижности в суставах, укрепление мышц брошного пресса и спины.

Элемент «разгиб в вертикаль» следует также освоить в зале с помощью специальных подготовительных упраж* нений.

1. На кольцах — разгиб в вертикаль из положения «вис согнувшись».

2. Стоя лицом к гимнастической стенке на расстоянии 25—30 см, наклониться и взяться прямыми руками за перекладины стенки сзади. Повиснув на руках головой вниз (прямые ноги держать перпендикулярно гимнасти­ческой стенке), несколько раз поднять ноги вертикально вверх и опустить их до исходного положения.


3. Лежа на груди «а высокой опоре (1—1,3 м), опус­тить туловище вниз и коснуться руками пола, после чего выполнить стойку на руках.

В воде.На мелком месте с помощью партнера выпол* няется позиция «горизонтальный угол». При самоетоя« тельном выполнении этого упражнения можно опереться стопами ног на дорожку или сливной желоб бассейна. Движениями рук вперед—вниз перемещают туловище в вертикальное положение.

Чтобы фигуристка при выполнении разгиба в верти­каль не «завалились» назад в позиции «горизонтальный угол», ее поддерживают в области поясницы и груди.

Принимая позицию горизонтального угла, движения руками нужно осуществлять спереди—назад, а при вы­полнении разгиба в вертикаль руки создают опору о воду, двигаясь в обратном направлении.

При выполнении этой фигуры необходимо следить, чтобы пальцы ног были оттянуты, ноги выпрямлены в ко­ленных суставах.

Вход в воду — строго вертикальный.

251. «Дельфин», Круг вперед прогнувшись. К= 1,7.

Эта фигура, как и «круг прогнувшись», выполняется из положения на спине, но продвижение по кругу про­исходит ногами вперед. Руки выполняют движения у бе­дер или вверху «пропеллером». Описываемая фигура очень сходна с выполнением «круга прогнувшись» и тре­бует от фигуристки высокого уровня развития тех же фи« зических качеств и умений.

В зале. Выполняются упражнения для развития гиб­кости, подвижности в тазобедренном, коленном, голено^ стопном суставах, для укрепления мышц брошного прес* с а; и спины.

В воде, 1.С помощью многократных повторений до­биваются безукоризненного выполнения позиции «на спи­не, руки вверх».

2. Из различных исходных положений выполняются всевозможные кувырки вперед и назад.

3. В положении лежа на спине взяться руками за сливной желоб или дорожку бассейна и, используя их в качестве опоры, прогнувшись в пояснице, плавно опус­титься ногами вперед—©низ и затем возвратиться в ис­ходное положение.


4. В положении лежа на спине, оттолкнувшись рука­ми от стенки, начинают движение по окружности ногами вперед—вниз. При самостоятельном выполнении фигуры партнер контролирует вход ногами в воду и принятие фигуристкой правильного положения. Под водой он мо­жет помогать выполнению этой фигуры. В качестве ори­ентира служит темная полоса на дне бассейна. При вы­полнении фигуры необходимо следить, чтобы ноги не сгибались в коленных суставах, пальцы были оттянуты­ми, а тело прогнуто в пояснице. Движение должно прохо­дить по правильной окружности. Выход на поверхность происходит в исходной точке —там, где было начато движение.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.