МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
В синхронном плавании, как и в балете, художественной гимнастике, фигурном катании на коньках, от выбора музыки во многом зависит успешность выполнения композиции. Если музыка является просто аккомпанементом, своеобразным фоном для выступления, то чаще всего используют популярные мелодии, песни, джазовые композиции. Нередко в качестве музыкального сопровождения используют серьезные музыкальные формы — для того, чтобы средствами хореографии на воде раскрыть тему, образы, затронутые в музыке. Это могут быть самостоятельные музыкальные произведения, музыка к балету, фрагменты из оперных произведений и т. д. Следует иметь в виду, что по такому пути могут идти уже достаточно опытные фигуристки или коллективы, способные понять и верно интерпретировать эти произведения. Однако во всех случаях музыка должна быть ритмичной, с четко выраженными музыкальными акцентами. ВЫБОР МУЗЫКИ Создавая композицию на современные или классические сюжеты, руководитель, как правило, использует затруднение из-за огромного количества музыкальных произведений, которые можно использовать в качестве аккомпанемента. Но, остановившись на каком-нибудь из них, он уже мысленно представляет себе особенности рисунка на воде в соответствии с избранным музыкальным произведением, характер и форму связок, способы перестроения, соответствие костюмов и различные нюансы в выбранном музыкальном произведении и в средствах хореографии. Для того чтобы фигуристкам были доступны понятия предлагаемого музыкального произведения, необходимо провести несколько занятий, посвященных основам музыкальной подготовки. Ученики должны знать основные музыкальные понятия и термины — такт, ритм, тональность, размер, акцент, тему произведения и др. После того, как аккомпанемент будет выбран окончательно, приступают к углубленной работе над ним. Распределяются роли каждой участницы композиции, и все вместе начинают многократное прослушивание разучиваемого музыкального произведения. При этом выполняют хронометраж произведения в целом, а также отдельных музыкальных фраз. Обращается внимание на размер и акценты. После анализа музыкального произведения приступают к следующему этапу — разучиванию композиции на суше. Во время прослушивания нужно предложить учащимся (в качестве самопроверки) определить самим и обозначать хлопком или ударом по предмету размеры произведения, длительность такта, музыкальной фразы и т. д. Затем на суше выполняются под музыку отдельные части, связки и вся композиция в целом. В воде сначала разучивают отдельные элементы и движения, добиваясь синхронности их выполнения. Фрагменты композиции можно выполнять в различных построениях, вначале по свистку или по команде лучшей спортсменки, затем под музыкальную фразу, расчленяя ее на такты, Лишь после того, как основные движения будут отлично усвоены, их выполняют уже в виде связок, также сначала под счет, а затем — в соответствии с намеченными музыкальными фразами. Потом переходят к закреплению связок. После усвоения предложенного материала комбина* ция исполняется полностью. При этом также проводится хронометраж аккомпанемента. Сравнивают время выполнения композиции в воде со временем, которое было определено первоначально, и, учитывая то, что в воде движения выполняются медленнее, чем на суше, проводят соответствующую коррекцию. ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ ПЛАВАНИЯ ПОД МУЗЫКУ В начальных стадиях обучения для всех способов ре« комендуется использовать музыкальное сопровождение в темпе вальса. Следует отметить, что при выполнении упражнения в размере 3Д — в темпе вальса, ударной является первая доля каждого такта. На первый счет (самую сильную долю такта) должен приходиться акцент гребка. При плавании кролем в темпе вальса (а это примерно 40 тактов в минуту) на каждый такт выполняется один гребок рукой и три движения ногами. Другими словами, полный цикл движений руками и ногами выпол» няется на два такта. Так же осуществляются движения и при плавании на спине. В брассе акцент в движениях руками приходится на ударную долю первого такта, а в движениях ногами — на ударную долю во втором такте. При плавании под музыку кролем и на спине можно предложить следующие несложные упражнения. На счет «1» выполняется гребок левой рукой, «2»— гребок правой, «3» — гребок левой, «4» — с гребком правой рукой через левый бок выходят в положение «на спине, левая рука вверху». Далее за счет «1» — гребок левой, «2» — гребок правой, «3» — гребок левой, «4» — переворачиваются на грудь и продолжают упражнение. Поскольку в вальсе каждый такт выполняется на три счета, то при гребке руками можно подсчитывать: гребок левой — 1, 2, 3; гребок правой — 2, 2, 3; гребок левой — 3, 2, 3 и т. д. Преподаватель должен помогать своим ученикам, обозначая счет хлопком, ударом по какому-либо предмету или свистком на сильную долю каждого такта. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|