Здавалка
Главная | Обратная связь

ВОЗЗРЕНИЯ НА МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО



Вопросы по дисциплине «Современные проблемы международных отношений» для подготовки к экзаменам

1. Теория реализма (Г.Моргентау).

2. Теория неореализма.

3. Теория либерализма.

4. Теория неолиберализма.

5. Теория конструктивизма.

6. Теория марскизма.

7. Теория неомарскизма.

8. Теория модернизма.

9. Феминизм – как политическое течение в рамках конструктивизма.

10. Понятие «актор», основные акторы на мировой политической арене.

11. Концепция однополярного плюрализма.

12. Волны демократизации по С. Хантингтону.

13. Норма Нюрнбергского процесса, определяющего войну.

14. Норма Лиги Наций относительно понятия «война».

15. Деятельность организации ОПЕК.

16. Деятельность организации МАГАТЭ.

17. Деятельность организации ВТО.

18. Деятельность организации ГАТТ.

19. Что такое ТРАСЕКА.

20. Деятельность «Группы 77».

21. Деятельность Большой восьмерки «G8».

22. Вопрос раздела дна Каспийского моря, заинтересованные стороны.

23. ШОС – страны участницы организации.

24. Что такое TEMPUS.

25. Понятие нового мирового порядка.

26. Косовский конфликт 90-х годов.

27. НАТО – реалии и перспективы развития.

28. Понятие превентивной дипломатии.

29. Проблема ближневосточного кризиса.

30. Проблема «Север-Юг».

31. Понятие эскалации конфликта.

32. Организация АСЕАН.

33. Инициативы по созданию и деятельности СВМДА.

34. Сотрудничество Казахстана с НАТО.

35. Казахстан и ДНЯО.

36. Деятельность Комиссии ООН по правам человека.

37. Понятие осуществления прав человека.

38. Что такое стратегия ядерного сдерживания.

39. Мировые регионы, в которых происходит наибольшее количество конфликтов.

40. Отличительная черта национально-освободительных движений XIX века.

41. Отличительная черта национально-освободительных движений XX века.

42. Страны мира с высоким уровнем жизни.

43. Что такое ИЧР (индекс человеческого развития).

44. Компоненты ИЧР.

45. Страны мира согласно классификации ИЧР.

46. Организация, классификатор ИЧР.

47. Проблемы экологии в мире.

48. Рамочные конвенции ООН по экологическим проблемам.

49. Что такое парниковый эффект.

50. Что такое Саммит Земли.

51. Эпоха экологизации: начало и реальности.

52. 4 направления развития ООН.

53. Что такое марксистская парадигма.

54. Основные положения либерализма с точки зрения МО.

55. Основные положения реализма с точки зрения учений МО.

56. Понятие термина «Союзническая сила».

57. Понятие термина «Шок и трепет», обоснования термина.

58. Война в Ираке, причины и предпосылки.

59. Деятельность группы 77 в ООН.

60. Понятие «смены режимов», определение и действительность.

61. Что такое анклав.

62. Что такое конгломерат.

63. Основания создания ООН.

64. Международные договоры государств – приоритетность.

65. Понятие доступа к критическим ресурсам.

66. Политика подмены приоритетов, реалии, факты.

67. Что такое СНГ, классификация.

68. Война в Южной Осетии.

69. Что такое глобализация.

70. Понятие анархизма в международной среде.

71. Что такое баланс интересов в мировой политике.

72. Биполярная система. Основные акторы.

73. Что такое институты ЕС.

74. Основные органы управления ЕС.

75. Полномочия президента ЕС согласно Лиссабонскому договору.

76. Что такое Лиссабонский договор.

77. Вооруженные силы ЕС - определение.

78. Палестино-израильский конфликт.

79. Первый кризис глобальной экономики.

80. Второй кризис глобальной экономики.

81. Что такое трайбализм.

82. Что такое пауперизм.

83. Что такое маргинализация.

84. Концепция «мир-системы».

85. Учение Н. Макиавелли в свете теории международных отношений.

86. Глобализация – термин какой теории СПМО.

87. Основные положения Устава СНГ.

88. Понятие многополярности.

89. Организация БРИК.

90. Государства – члены СНГ.

91. Государства – члены ядерного клуба.

92. Совет Безопасности ООН.

93. Страны ЦВЕ – члены НАТО.

94. Организации, осуществляющие безопасность в Европе.

95. Что такое АТР.

96. Что такое МАГРИБ.

97. Руководящие органы СНГ.

98. Государства Латинской Америки – поставщики нефти.

99. Что такое Вестфальский мирный договор.

100. Последствия Вестфальского мирного договора.

101. Версальский договор.

102. Понятие «post cold war».

103. ЕС – история развития.

104. Эпохи развития глобализационной теории.

105. Понятие утопизма в международных отношениях.

106. Российское военное присутствие в странах СНГ.

 

107. Основные параметры глобализации.

 

1)новых видах коммуникаций. в новых формах взаимодействия, в новых созидательных возможностях человека глобализация обретает свой экономиzеский базис.

2)Глобализация -процесс формирования zлобального zеловеzеского сообщества.

3) важнейшая сущностная характеристика глобализации: новое каzество всеобщности человеческого бытия

Не претендуя на полноту ох􀒗ата. отметим следующие:1) расширение и усложнение понятия национальной мощи;2) раздвоение правовых основ;3) бесперспективность изоляционизма;4) постепенный отход от игр с нулевой суммой;5) более жесткое выстраивание государств и их групп поранжиру и в определенных системах взаимоотношений;6) стимулирование интеграционных процессов разных типови степени интенсивности;7) .. ликвидация <<китайской стены» между внешней и внутреннеи политикои.

 

108. Сотрудничество России и США по вопросам двухсторонних отношений.

1)8 ноября 1995 г. На встрече министров обороны России и США в Брюсселе достигнута договоренность об участии российских войск в многонациональных силах в Боснии и Герцеговине.

2)Важна роль в интеграции усилий мирового научного сообщества по разработке ключевых проблем устойчивого развития человечества в XXI в. Международного института прикладиого системного анализа (ИИАСА), созданного в Вене по инициативе России и США в 1972 г. На протяжении 30 лет Институт успешно выполняет функцию своеобразного 􀂇интеллектуального моста>> между ведущими учеными Востока и Запада.

 

3) ощутимый в российско-американских отношениях. Как подчеркивал Президент В. В. Путин на расширенном совещании с участием послов в МИД России 12 июля 2002 г., •в основе наших сегодняшних отношений -новое прочтение национальных интересов двух стран. а также -схожее представление о самом характере современных мировых угроз... Доверительное партнерство России и США

 

4) (Во время визита М. Олбрайт в Россию в январе 1999 года.)[14] Б. Н. Ельцин и М. Олбрайт подтвердили приверженность России и США строительству двусторонних отношений на основеравноправия, уважения и учета интересов друг друга. Было особо подчеркнуто важное значение конструктивного российско-американского взаимодействия какстабилизирующего фактора международной жизни. Президент Российской Федерации и госсекретарь США высказались за дальнейшее поступательное развитие многоплановых отношений между двумя странами на всех уровнях и отметили, что возникающие расхождения в подходах к тем или иным проблемам не должны заслонять общности основополагающих стратегических целей двух стран. М. Олбрайт подтвердила принципиальную линию администрации США на поддержку российских реформ.)

 

5) Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (Договор о СНП), более известный на Западе как Московский договор, был подписан в Москве 24 мая 2002 между Россией и Соединенными Штатами Америки. Условия договора ограничивают количествоядерных боеголовок, стоящих на боевом дежурстве, до 1700-2200 для каждой из сторон. Договор о СНП вступил в силу 1 июня 2003 после совместной ратификации его президентами России и США, срок его действия истекает 31 декабря 2012. Любое государство может выйти из договора, предварительно уведомив противоположную сторону за 3 месяца до этого.

 

109. Автор термина «международные отношения», его учение.

Дж. Бентам

ВОЗЗРЕНИЯ НА МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

В основе воззрений Бентама на международное право также лежит принцип полезности. Целью этой отрасли права является польза всех наций и стран, именно принцип полезности должен лежать в основе международных отношений. Особенность понимания английским утилитаристом международ- ного права состоит в том, что он рассматривает его как одну из отраслей внутригосударственного права, а не как межгосударственное право. «Уложение международное составило бы собрание обязанно- стей и прав государя в отношении ко всякому другому государю» .

Бентам признаёт право нации на ведение войны и проводит аналогию между внутриго- сударственным процессуальным правом и правом войны. Последнее рассматривается как механизм обеспечения интересов государства на международной арене, воплощения в жизнь его внешнеполити- ческих установок. Вместе с тем мыслитель формулирует гуманные правила ведения войны. Он говорит о том, что наказания не должны применяться к нации в целом, а только к их главам; при ведении войны нужно стремиться ослабить правительство государства, а не народ, руководимый им.

Тем не менее, идеал международного общения, по Бентаму, состоит в прекращении войн, о чём свидетельствует его произведение «План всеобщего и вечного мира» (1789). Одним из средств уменьшения внешнеполитической агрессии является демократическая форма правления. Демо- кратия - лучший оплот мира. Народ в демократической республике не позволит правительству вести войну на народные деньги, он также не позволит каким-либо лицам обогащаться в ходе войны, а также воспользоваться военным положением для узурпации власти. Другим средством преодоления войн мо- жет выступить создание международной конфедерации европейских государств, управляемой конгрес- сом, в который каждое государство направляет по два делегата (член конгресса и его заместитель). В этой конфедерации проводится принцип равенства государств - участников союза, сохраняется право государств на полную автономию, а также собственное вероисповедание.

На содержание воззрений Бентама на гражданское право оказала его приверженность к эко- номическому либерализму . Философ выступает за самостоятельное определение участниками граж- данско-правовых отношений своих прав и обязанностей по договору и невмешательство государства в сделки граждан. Данной проблеме посвящено такое произведение, как «Защита ростовщических про- центов». В этой работе критикуются законы, ограничивающие величину процентов по договору займа, и делается следующий вывод:«…ни одному человеку, достигшему возраста умственной зрелости, обладающему здравым смыслом, действующему вполне свободно и со знанием дела, нельзя помешать даже из соображений, направленных к его выгоде, совершить, как он понимает, известную сделку с целью достать себе денег» . Причём, этот вывод о свободе лица заключать любую сделку, кото- рую оно сочтёт выгодной, безусловно, относится не только к договорам займа. Мыслитель рассматри- вает это положение как общий принцип договорного права, как основу всех гражданско-правовых от- ношений, как основное правило экономического оборота. В своих рассуждениях Бентам идёт путём ин- дукции (от частного к общему): обосновывая свободу заключения и определения условий договора зай- ма, он обосновывает свободу договора вообще. Принцип свободы договора защищается и в другом про- изведении - «Основных началах гражданского кодекса». «Да будет общим правилом, что свобода в договорах должна быть неограничена» , - провозглашает английский правовед.

110. Теория столкновения цивилизаций.

 

«Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка» (англ. The Clash of Civilizations and the Remaking of World Order; 1996) — историко-философский трактат Сэмюэла Хантингтона, посвящённый миру после холодной войны. Эта книга стала продолжением и развитием идей автора, изложенных в его более ранней работе — статье «Столкновение цивилизаций?» (The Clash of Civilizations?), опубликованной в 1993 году в американском политологическом журнале «Международные отношения» (Foreign Affairs). Обосновал идею многополюсного мира.

Столкновение цивилизаций (The Clash of Civilizations) - это теория, или историко-философский трактат, предложенная ученым от геополитики Самуэлем Хантингтоном, посвященная миру после Холодной Войны. Она обозначает основной источник конфликта, который будет доминировать в современном мире. Изначально теория была сформулирована в 1993 году и дополнена в 1996 году. Эти две работы считаются двумя самыми главными работами в области геополитики и глобального мирового устройства и по ним до сих пор сверяют часы и во внешнеполитических ведомствах государств и в университетах и научных учреждениях по всему миру.

Хантингтон вводит следующую основную гипотизу, от которой разворачиается вся его работа. Это тезис о том, что фундаментальный источник конфликта в этом новом мире будет иметь не идеологическую и не экономическую основу. Основные линиии, разделяющие человечество и основной источник конфликта, имеют культурную основу. Государства с однородным национальным составом останутся самыми сильными игроками на международной арене, но принципиальные конфликты в глобальной политике будут происходить между нациями и группами разных цивилизаций. Столкновение цивилизаций будет доминировать в глобальной политике.

Хантингтон, используя историю и объемные исследования, делит мир на следующие основные цивилизации:

  • Западная цивилизация, Западная Европа (Евросоюз) и Северная Америка, но также включая Австралию и Новую Зеландию.
  • Православная, ортодоксная цивилизация России, Белоруссии, Армении, Кипра, Греции, Молдовы, Македонии, Румынии, Сербии, Грузии и Украины.
  • Латинская Америка. Это гибрид между западным миром и местными народностями. Можно считать что это часть Западной цивилизации, но здесь все же другие социальные и политические структуры, отличные от Европы и Северной Америки.
  • Исламский мир Ближнего Востока, Центральной Азии, Юго-Западной Азии, Афганистана, Албании, Азербайджана, Бангладеша, Индонезии, Малайзии, Мальдив, Пакистана, и отдельных частей Индии.
  • Индуистская цивилизация. Прежде всего Индия, Непал, а также обширные диаспоры индусов в разных частях мира.
  • Дальневосточная цивилизация Китая, Кореи, Сингапура, Тайваня, и Вьетнама. Также обширные китайские диаспоры во всем мире и особенно в Юго-Восточной Азии.
  • Япония. Считается гибридом Китайской цивилизации и Алтайских народов.
  • Цивилизация Африки южнее Сахары считается Хантингтоном возможной восьмой цивилизацией.
  • Древняя будистская цивилизация Бутана, Комбоджи, Лаоса, Мьянмы, Шри-Ланки, Таиланда, Калмыкии, регионов Непала, регионов Сибири, и Тибетское правительство в изгнании. Хотя Хантингтон считает что эта цивилизация имеет малый вес на международной арене.
  • Хантингтон также выделяет микро-цивилизации, которые не принадлежат ни к одной большой группе цивилизаций. Он называет их "странами-одиночками". Эфиопия, Турция, Израиль, и другие. Израиль хотя и может быть назван отдельной цивилизацией, имеет много общего с Западной цивилизацией. Хантингтон также считает что бывшие британские колонии в океане могут быть выделены в отдельную микро-цивилизацию.
  • В некоторых случаях китайская, японская и буддистская цивилизации могут быть выделены в одну цивилизацию, называемую Восточным миром.

Дальше Хантингтон развивает свою теорию исходя из этого деления. Описывает возможные связи и конфликты между этими цивилизациями, строит матрицу отношений, делает прогнозы, и т. д.

Эта работа вызвала широкий общественный резонанс и является главной и самой известной научной работой в области геополитики и глобальной мировой политики на настоящий момент.

111. Теория конца истории.

«Конец истории и последний человек» (англ. The End of History and the Last Man) — первая книга американского философа и политолога Фрэнсиса Фукуямы, выпущенная в 1993 году издательством Free Press (англ.)русск.. Публикации книги предшествовало появление в журнале The National Interest (англ.)русск.эссе «Конец истории?» (1989), которое получило широкий резонанс в прессе и научной печати. В книге «Конец истории и последний человек» Фукуяма продолжает линию эссе и утверждает, что распространение в мире либеральной демократии западного образца свидетельствует о конечной точке социокультурной эволюции человечества и формировании окончательной формы человеческого правительства. В представлении Фукуямы, конец истории однако не означает конец событийной истории, но означает конец века идеологических противостояний, глобальных революций и войн, а вместе с ними — конец искусства, философии и пр.

Фукуяма прямо указывает на то, что не является автором концепции «конца истории», а лишь продолжает развитие идей, основа которых была заложенаГеоргом Фридрихом Гегелем, а затем получивших развитие в работах Карла Маркса и Александра Кожева.

Знаменитое изречение Фукуямы гласит: «То, свидетелями чего мы, вероятно, являемся, есть не просто конец холодной войны или окончание какого-либо периода послевоенной истории, но конец истории как таковой: то есть конец идеологической эволюции человечества и универсализация западной либеральной демократии как окончательной формы человеческого правления».

 

«Конец истории» и «Столкновение цивилизаций

Идея <<множественности Современностей>>, предполагавшая цивилизационную неоднородность Модерна, не была единственным вариантом интерпретации нового этапа мировой истории, начавшегося после крушения режимов <<реального социализма» в Восточной

Европе и прекращения идеологического противостояния между сверхдержавами, одна из которых перестала существовать. Распад СССР и триумф либеральных ценностей привели к возрождению идеи 􀅈конца истории», прокламированного в конце 1980-х rr. американским исследователем Фрэнсисом Фукуямой. Согласно Фукуяме, мир после <<распада» трансформировался в цивилизованное однородное пространство, в котором в соответствии с представленнем об отсутствии битв между демократическими государствами должны были закончиться войны. Политическая реальность очень быстро продемонстрировала

утопичность идеи «конца истории». Нужны были новые объяснения. Действительно, они были ояень скоро найдены.

В 1993 г. известный американский политолог Сэмюэл Хантингтон в статье, напечатанной в летнем номере 􀎬Foreign Affairs􀎭, предложил рассматривать 􀅈столкновения цивилизаций>> как основной фактор, генерирующий международные конфликты. Он начал со статистики конфликтов, демонстрируя, что их значительная часть приходится на регионы, по которым проходят <<цивилизационные разломы>> (в качестве примеров Балканы, Прибалтика, Кашмир, Синьцзян и многие другие). Типологию

цивилизаций, развитую в работах Шпенглера и Тойнби, Хантингтон использовал для обоснования следующего тезиса: различия во взглядах на мир, прежде всего ценностные, которые вырабатывались в течение веков в рамках отдельных цивилизаций, не могут не привести к конфликтам на международной арене. Этот аргумент -своеобразное развитие идей Тойнби о том, что цивилизации как наиболее крупные социальные общности должны играть существенную роль в мировой политике. Хантингтон подчеркнул, что особенности культуры и цивилизационные различия гораздо более устойчивы и труднее изменяются, чем политические и экономические. Учитывая тот факт, что в соответствии со стандартной типологией цивилизаций их религиозные компоненты являются наиболее существенными характеристиками, мир, по Представлениям Хантингтона, должен погрузиться в эпоху квазирелигиозных войн. После событий 11 сентября 2001 г. в СМИ по всей планете возник настоящий бум обсуждения идеи «столкновения цивилизаций>>. С одной стороны, произошедшее 11 сентября вроде бы свидетельствовало в пользу тезисов Хантингтона. С другой -эти идеи были подвергнуты весьма серьезной критике различными исследователями .. и общественными деятелями как на Западе, так и в среде исламской интеллигенции. Например, американский культуролог

и мыслитель Эдвард Саид обратил внимание на то, что события 11 сентября нельзя считать подтверждением идеи 􀃋столкновения цивилизаций>> по такой причине: в данном случае речь идет об акте ограниченной группы лиц, не отображающих ни в какой мере исламскую цивилизацию в целом, а типичные для массового сознания попытки распространения способов поведения отдельных ..представителеи того или иного социума на весь социум не могут..служить основанием для серьезных выводов исследователеи мировой политики. Однако неясно, с чем (в случае событий 11 сентября) приходится иметь дело -с антиамериканизмом некоторых групп в арабских и мусульманских странах или с проявлением фун..даментальных различии во взгляде на мир и перспектины его развития, которые неустранимы путем переговоров и компромиссов. Первое, судя по реакции общественности в большинстве мусульманских стран, гораздо более вероятно. Теории, подобные идеям о <<конце истории>> и <<столкновении цивилизаций», встречаются при их интерпретации по крайней мере с одной серьезной трудностью: чрезвычайно сложная сфера мировой политики, в которой деиствует огромное количество субъектов самой разной природы (отдельных людей, партий, движений, международных и неправительственных организации, наций-государств), то есть субъектов, находящихся в неодинаковых условиях и движимых различными ценностями и интересами, при объяснении ее динамики редуцируется к одному простому фактору. Такой подход позиционирует теории типа <<конца истории» и «столкновения цивилизации>> не среди научных теории, а скорее среди идеологий. Это, впрочем, не мешает подобным идеологам, как бы они ни соотносились с эмпирической реальностью мировой политики, становиться серьезными факторами эволюции данной реальности.

 

112. Конфликт в Северной Ирландии.

 

Конфли́кт в Се́верной Ирла́ндии — этнополитический конфликт [1][2][3][4] в Северной Ирландии (Соединённое Королевство), вызванный спором между центральными британскими властями и местными праворадикальными католическими и национальными организациями касательно статуса региона. Главной силой, противодействовавшей Великобритании, была ИРА. В свою очередь главным противником ИРА стал протестантский орден Оранжистов и поддерживавшие его протестантские организации.

Ирла́ндская республика́нская а́рмия, ИРА (ирл. Óglaigh na hÉireann, англ. Irish Republican Army) — ирландская национально-освободительная организация, целью которой является достижение полной независимости Северной Ирландии от Соединённого Королевства, в том числе — и главным образом — воссоединение Северной Ирландии (части Ольстера) с Республикой Ирландией.

ИРА в своей деятельности опирается на поддержку части католического населения Северной Ирландии. Основными своими противниками считает сторонников сохранения провинции в составе Соединённого Королевства.

Противостоит как британским силовым структурам, так и протестантским военизированным группировкам.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.