НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
1. Общие положения
1.1 Настоящая должностная инструкция разработана на основе Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников (Зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. Регистрационный N 18638) 1.2 Настоящая должностная инструкция определяет требования к квалификации, обязанности, права, ответственность и перечень компетентностей преподавателя[1] ОГБОУ СПО ИТАС. 2. Требования к квалификации
2.1 Преподаватель назначается на должность и освобождается от должности, в установленном действующим трудовым законодательством порядке, приказом директора института по представлению заместителя директора по учебной работе из лиц, имеющих высшее или среднее профессиональное образование по направлению подготовки “Образование и педагогика” или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы; либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительную профессиональную подготовку по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы. 2.2 К педагогической деятельности в институте не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, которые имели судимость за определенные преступления. Перечни соответствующих медицинских противопоказаний и состав преступлений устанавливается законом. 2.3 При приеме на работу преподаватель должен быть ознакомлен со следующими документами: · Уставом института; · Коллективным договором; · Правилами внутреннего трудового распорядка; · Приказами «Об охране труда и соблюдении правил техники безопасности» и «Об обеспечении пожарной безопасности»; · Должностными инструкциями преподавателя; · Другими локальными актами института.
2.4 Установление учебной нагрузки на будущий учебный год производится с учетом преемственности. Информация о нагрузке на следующий учебный год доводится до сведения преподавателя не позднее, чем за два месяца до его начала. 2.5 В течение учебного года преподавателю сохраняется стабильная учебная нагрузка, если не сократилось количество групп, количество студентов в группе или количество часов по учебной программе. 2.6 В случае временного отсутствия преподавателя, во избежание потери учебного времени, составляется временное расписание, в котором увеличивается количество часов на другие учебные дисциплины в соответствии с учебным планом по специальности/профессии. В случае длительного отсутствия преподавателя приказом директора оформляется снятие необходимого количества часов по дисциплине с отсутствующего преподавателя и передача снятых часов другому преподавателю, в том числе, совместителю. 2.7 Преподаватель подчиняется непосредственно заместителю директора по учебной работе
3. Преподаватель должен знать: 3.1 Приоритетные направления развития образовательной системы РФ, Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации, Основы трудового законодательства и иные нормативно - правовые акты федеральных и региональных органов управления образованием; Конвенцию о правах ребенка, Устав института, и соответствующие локальные акты ОГБОУ СПО ИТАС, нормативные документы по вопросам обучения и воспитания студентов, настоящую должностную инструкцию; 3.2 Основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач, теорию, педагогику, психологию, возрастную физиологию и методику преподавания, рекомендуемые учебники; средства обучения и их дидактические возможности; 3.3 Содержание учебных программ и принципы организации обучения с учетом специфики преподаваемой дисциплины, профессионального модуля, междисциплинарного курса; 3.4 Основные технологические процессы и приемы работы на должностях в организациях по специальности в соответствии с профилем обучения в образовательном учреждении; 3.5 Основы права, экономики, организации производства и управления, социологии, экологии; основы трудового законодательства; 3.6 Педагогику, физиологию, психологию и методику профессионального обучения; современные формы и методы обучения и воспитания обучающихся; 3.7 Теорию и методы управления образовательными системами; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; исследовательской работы, социального проектирования; 3.8 Методы формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой); 3.9 Методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; 3.10 Технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; 3.11 Правила внутреннего распорядка, нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты; 3.12 Технологии педагогической диагностики и осуществление оценочно-ценностной рефлексии; 3.13 Основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; 3.14 Основы доврачебной медицинской помощи; 3.15 Требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов, лабораторий, мастерских и подсобных помещений (лаборантские). 4 Должностные обязанности преподавателя Преподаватель осуществляет следующие должностные обязанности:
4.1 Проводит обучение студентов в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, типовых и рабочих программ, учебных планов, в том числе, индивидуальных, графика учебного процесса, расписания института. 4.2 Организует и контролирует самостоятельную работу студентов, индивидуальные образовательные траектории (программы). 4.3 Использует наиболее эффективные формы, методы и средства обучения, современные образовательные технологии, включая информационные, подбирая их в зависимости от конкретных условий обучения и воспитания, особенностей специальности / профессии, качеств студентов. Применяемые преподавателем методики обучения и воспитания, методы контроля и оценки знаний, умений и навыков не должны причинять ущерб законным правам и свободам студентов, их здоровью, человеческому достоинству, чести и репутации: учебники, учебные пособия и материалы не должны содержать пропаганды, направленной на насильственные изменения государственного и общественного строя Российской Федерации, ее органов власти и управления, разжигания розни и вражды между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными, социальными группами. 4.4 Содействует развитию общих и профессиональных компетенций, личности, талантов и способностей студентов, формированию их общей культуры; 4.5 Обеспечивает достижение студентами соответствующих уровней образования (образовательных цензов). 4.6 Оценивает, контролирует и анализирует эффективность обучения предмету (дисциплине, модулю, МДК) студентов, учитывая освоение ими знаний, овладение умениями, применение полученных навыков, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. 4.7 Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (в т.ч. ведение электронных форм документации). 4.8 Содействует развитию личности, талантов и способностей обучающихся, формированию их общей культуры, расширению социальной сферы в их воспитании. 4.9 Соблюдает права и свободы студентов. 4.10 Поддерживает учебную дисциплину, контролирует режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство студентов. 4.11 Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием информационно-коммуникационных технологий. 4.12 Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в института 4.13 Принимает участие в работе педагогических советов, предметно-цикловых комиссий, конференций, семинаров, инструктивно-методических совещаний, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы, занимается методической и научной деятельностью. 4.14 Осуществляет связь с родителями или лицами, их заменяющими. 4.15 Разрабатывает программы учебных дисциплин, модулей и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся (календарно-тематические планы, контрольно-оценочные средства, планы занятий (технологические карты), несет ответственность за их реализацию в полном объеме в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, а также за качество подготовки выпускников. 4.16 Обеспечивает охрану жизни и здоровья студентов во время образовательного процесса. Проводит инструктаж студентов по безопасности труда на учебных занятиях с регистрацией в журнале. 4.17 Обеспечивает своевременное составление установленной отчетной документации, правильное и своевременное ведение журналов занятий. 4.18 Выполняет поручения заместителя директора по учебной работе, не указанные в должностной инструкции, но касающиеся образовательного процесса института. 4.19. Допускает в установленном порядке на занятия представителей администрации института, методистов с целью контроля, оценки деятельности преподавателя и методической помощи. 4.20. Заменяет на занятиях временно отсутствующих преподавателей по распоряжению заместителя директора по учебной работе. 4.21. Проходит регулярные медицинские обследования. 4.22. Соблюдает этические нормы поведения в быту, общественных местах, соответствующие общественному положению преподавателя. 4.23. Не реже одного раза в 5 лет повышает свою профессиональную квалификацию. 4.24. Не реже одного раза в 5 лет проходит аттестацию на подтверждение или повышение уровня своей квалификации /или на соответствие занимаемой должности по требованию администрации. 4.25. Преподаватели дисциплин профессионального цикла проходят стажировку 1 раз в три года. 4.26. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности. 4.27. Организует профориентационную работу. 4.28.В случае выполнения обязанностей классного руководителя: ежедневно: · организует различные формы индивидуальной и групповой работы со студентами; · контролирует: посещаемость учебных занятий, успеваемость студентов, соблюдение установленных требований к внешнему виду, оказывает помощь органам студенческого самоуправления группы; еженедельно: · анализирует состояние успеваемости в группе, проводит воспитательную работу в соответствии с планом воспитательной работы и расписанием; · организует работу с родителями (лицами, их заменяющими); · проводит работу с преподавателями, работающими в группе; ежемесячно: · проводит консультации у психолога, социального педагога; организует работу самоуправления в группе; в течение учебного семестра: · участвует в работе методического объединения кураторов и классных руководителей; · проводит анализ выполнения и коррекцию плана воспитательной работы; · заполняет журнал; · координирует работу студентов и преподавателей по заполнению Портфолио; · представляет в учебную часть отчеты об успеваемости и посещаемости; · ежегодно: · оформляет личные дела студентов; · отчитывается о работе за год.
4.29. В случае выполнения обязанностей заведующего кабинетом: · руководит работой лаборанта, закрепленного за кабинетом; · контролирует целевое использование кабинета; организует пополнение кабинета оборудованием, приборами и другим имуществом, принимает материальные ценности (кроме мебели) на ответственное хранение, обеспечивает сохранность подотчетного имущества, участвует в установленном порядке в инвентаризации и списании имущества кабинета; · разрабатывает и периодически пересматривает (не реже одного раза в 5 лет) инструкции по охране труда, представляет их на утверждение директору; · контролирует оснащение учебного кабинета противопожарным имуществом, медицинскими и индивидуальными средствами защиты, а также наглядной агитацией по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности; · не допускает проведение занятий, сопряженных с опасностью для жизни и здоровья студентов с извещением об этом заместителя директора по учебной работе; · вносит предложения по улучшению условий труда и учебы для включения в соглашение по охране труда. 4.30. Преподаватели русского, иностранного языка, математики регулярно проверяют тетради студентов. 4.31. Проводит аналитическую деятельность своей работы.
5. Основные составляющие компетентности преподавателя
5.1 Профессиональная компетентность включает в себя качество действий преподавателя, обеспечивающих: · эффективное решение профессионально - педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей; · владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п., методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; · использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий со студентами, осуществление оценочно-ценностной рефлексии; · коррекции, снятия стрессов и т.п., методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; · использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий со студентами, осуществление оценочно-ценностной рефлексии. 5.2 Коммуникативная компетентность включает в себя качество действий преподавателя, обеспечивающих: · эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; · установление контакта со студентами разного возраста, родителями (лицами, их замещающими), коллегами по работе; · умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; · умение убеждать, аргументировать · свою позицию; · владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации 5.3 Информационная компетентность включает в себя качество действий преподавателя, обеспечивающих: · эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям; · формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами; · квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач; · использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе; · регулярную самостоятельную познавательную деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности; · использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе; · ведение школьной документации на электронных носителях 5.4 Правовая компетентность включает в себя качество действий преподавателя, обеспечивающих: · Эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти, а также локальных актов и иной институтской документации для решения соответствующих профессиональных задач.
6. Права
Преподаватель имеет право: 6.1 Требовать от администрации института создания надлежащих условий для проведения образовательного процесса. 6.2 Участвовать в управлении институтом в порядке, определяемом Уставом ОГБОУ СПО ИТАС. 6.3 На защиту профессиональной чести и достоинства. 6.4 Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения. 6.5 На конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законов. 6.6 Свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебники, методы оценки знаний обучающихся. 6.7 Повышать квалификацию. 6.8 Аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получать ее в случае успешного прохождения аттестации. 6.9 Давать обучающимся во время занятий и перемен распоряжения, относящиеся к организации занятий и соблюдению дисциплины, привлекать обучающихся к дисциплинарной ответственности в случаях и порядке, установленных Уставом. 6.10 По вопросам, выходящим за пределы его компетенции, вносить предложения по совершенствованию образовательного процесса на рассмотрение Педагогического совета, Методического совета, директора или Совета института. 6.11 Знакомиться с проектами решений руководства института, касающимися его деятельности. 6.12 Беспрепятственно запрашивать и получать из любого источника необходимую информацию по вопросам, отнесенным к его компетенции. 6.13 Участвовать в исследованиях и экспериментальных работах по педагогике и методике обучения и воспитания, в том числе и договорных с научными и образовательными учреждениями, с предприятиями, организациями, включая и негосударственные. 6.14 Вносить предложения по маркетинговой деятельности ОГБОУ СПО ИТАС по изменениям и дополнениям в перечень платных образовательных услуг; по совершенствованию организации, порядка и методики их производства; по повышению их качества и эффективности; по выявлению и привлечению новых потребителей. 6.15 Ходатайства о наложении на обучающихся взысканий за невыполнение или ненадлежащее исполнение ими обязанностей, нарушения установленного порядка или дисциплины.
6. Ответственность
Преподаватель несет ответственность в пределах, определенных действующим законодательством Российской Федерации, за: 7.1 Невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к его компетенции. 7.2 Недостаточное качество образования обучающихся в пределах преподаваемых преподавателем дисциплин, профессий, учебных курсов или их разделов; реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса. 7.3 Жизнь и здоровье обучающихся во время и вследствие занятий в период образовательного процесса. 7.4 Нарушение прав и свобод обучающихся. 7.5 Непринятие мер по предупреждению (по пресечению) нарушений в института законов РФ, правовых актов местного самоуправления, органов государственной власти и управления Иркутской области и Российской Федерации; норм морали, нравственности, правил внутреннего распорядка. 7.6 Материальный ущерб, причиненный институту по вине или халатности преподавателя. 7.7 Иное, предусмотренное законодательством РФ. [1] При этом под компетентностью понимается качество действий работника, обеспечивающих адекватное и эффективное решение профессионально значимых задач, носящих проблемный характер, а также готовность нести ответственность за свои действия.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|