Здавалка
Главная | Обратная связь

Время консультаций и экзаменов



  • Консультации проводит лектор за два дня до экзамена, в 10.00 час.
  • Экзамены проводятся согласно расписанию

 


 

 

лекционный комплекс

 

 

По дисциплине - химия, Him 1111

 

для специальности - 5В130100 - «Общая медицина»

 

Кафедра – биологической химии

 

Составители:

Кредит 1 (неорганическая химия) доцент, к.х.н. Нечепуренко Е.В.  
Кредит 2 (органическая химия) ст.преп., к.х.н. Алмабекова А.А.

 

 

Алматы, 2014 г.


 

Краткий курс лекций разработан в соответствии с Рабочей программой.

Обсужден и утвержден на заседании кафедры химии от «____»___________201__ г., протокол №__.

 

Заведующий кафедрой, профессор __________________Алиев Н.У.

 

 


Лекция №1

 

Тема: Процессы, происходящие в живом организме – физико-химическая интерпретация

 

Цель: Показать применение основных понятий и законов химической термодинамики и химической кинетики для изучения закономерностей протекания биохимических процессов в организме. Охарактеризовать особенности состояния поверхностного слоя и значение поверхностных явлений для медицины и биологии.

 

План лекции:

1. Человек как термодинамическая система. Особенности живых организмов как термодинамических систем. Принцип Пригожина

2. Применение основных понятий химической термодинамики в биохимии.

3. Катализ в живых организмах. Ферменты как катализаторы биохимических процессов. Особенности кинетики ферментативных реакций.

4. Поверхностные явления. Основы хроматографии и ее применение в медико-биологических исследованиях.

тезисы лекции:

Химическая термодинамика изучает законы, которые описывают энергетические превращения, сопровождающие физические, химические и биохимические процессы. Первый закон термодинамики – закон сохранения и превращения энергии. На основании его аналитического выражения могут быть рассчитаны тепловые эффекты реакций, изменение внутренней энергии и работа термодинамической системы против внешних сил. Второй закон термодинамики характеризует направление протекания термодинамического процесса.

Организм человека является открытой гетерогенной термодинамической системой, существующей в стационарном состоянии. Жизнедеятельность человека протекает при постоянстве температуры и давления, то есть в изобарно-изотермических условиях. Для описания движения материи в живых организмах используют понятия свободной энергии Гиббса и энтропии. Согласно принципу Пригожина, производство энтропии в некоторый промежуток времени стремится к минимальному положительному значению, что объясняется параллельным протеканием процессов, идущих с увеличением и уменьшением энтропии.

Химическая кинетика - это раздел химии, изучающий скорость химических реакций, ее зависимость от различных факторов, а также механизмы протекания реакций. Основной постулат химической кинетики – закон действующих масс, характеризующий зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ. Химические реакции характеризуются понятиями молекулярность и порядок реакции. Порядок реакции определяется экспериментально на основании кинетической кривой. Принцип Ле Шателье.

Ферменты – это белковые молекулы, ускоряющие химические реакции в живых организмах. Ферментативный катализ характеризуется исключительно высокой каталитической активностью, специфичностью (селективностью) действия к субстрату и катализируемой реакции, чувствительностью к изменениям рН среды и температуры. Оптимальная активность ферментов человеческого организма наблюдается при температуре 310-313 К (температурный оптимум). Кинетические закономерности ферментативных реакций описываются уравнением Михаэлисв-Ментен. Особенностью ферментативных реакций является нелинейная зависимость скорости реакции от концентрации субстрата.

Все биологические системы представляют собой гетерогенные системы, состоящие из двух или более фаз, которые отделены друг от друга поверхностью раздела. На поверхности раздела фаз наблюдаются различные поверхностные явления, например, поверхностное натяжение и адсорбция. Эти явления лежат в основе хроматографических методов, которые широко применяются в медицине и биологии для идентификации веществ, а также для решения большого числа исследовательских, диагностических, клинических, токсикологических задач.

 

иллюстративный материал:

1.Презентация (слайды)

Литература:

Основная:

1. Равич-Щербо М.И., Новиков В.В. Физическая и коллоидная химия.- М., 2001.- С.10-20,101-131, 153-174.

2. Ленский А.С.Введение в бионеорганическую и биофизическую химию.- М.: ВШ, 1989.- С.6-92.

3. Веренцова Л.Г., Нечепуренко Е.В. Неорганическия, физическая и коллоидная химия: учебное пособие - Алматы: «Эверо», 2009.- С 10-41.

4. Рубина Х.М. и др. Практикум по физической и коллоидной химии. – М., 2001. – С.71-89.

Дополнительная:

1. Ершов Ю.А. и др. Общая химия. Биофизическая химия. Химия биогенных элементов.- М.: ВШ, 2003.- С.10-41, 391-449.

2. Слесарев В.И. Химия. Основы химии живого. - СПб.: Химиздат, 2001.- С. 73-123,681-707.

3. Ленский А.С., Белавин И.Ю., Быликин С.Ю. Биофизическая и бионеорганическая химия: учебник для студентов медицинских ВУЗов.- М.:ООО «медицинское информационное агентство», 2008.- С. 174-178, 182-207.

4. Зеленин К.Н., Алексеев В.В. Химия.- С.-Пб.: ЭЛБИ-СПб, 2003.- С. 107-124.

5. Попков В.А., Пузаков С.А. Общая химия: учебник.- М.: ГЭОТАР-Медия, 2009.- С.150-239, 760-796.

6. Евстратова К.И. и др. Физическая и коллоидная химия. – М.: ВШ, 1990. - С. 260-302.

7. Глинка Н.Л. Общая химия: Учебное пособие для вузов /Под ред. В.А.Рабиновича и др. – М.: Интеграл-Пресс, 2006. – С. 186-210.

 

 

Лекция №2

 

Тема: Водные растворы. Равновесия в жидких средах организма

 

Цель: Показать роль растворов в жизнедеятельности организма. Познакомить с медико-биологической ролью кислотно-основного и окислительно-восстановительного равновесий, а также коллигативных свойств растворов.

 

План лекции:

1. Вода как универсальный растворитель. Значение растворов в жизнедеятельности организма. Истинные, коллоидные и грубодисперсные растворы.

2. Коллигативные свойства растворов и теория осмотического конфликта. Роль осмоса и осмотического давления в биологических системах

3. Протолитическое равновесие и роль буферных систем в поддержании кислотно-основного гомеостаза.

4. Особенности биохимических окислительно-восстановительных процессов. Использование окислителей и восстановителей в медико-санитарной практике.

тезисы лекции:

Организм человека на 60% состоит из воды. Из них 42% приходится на внутриклеточную жидкость, остальная часть – на внеклеточную жидкость. Вода – это не только среда, но и активный участник процессов жизнедеятельности. Если организм человека теряет 20% воды, то в клетках происходят необратимые изменения, и человек погибает.

Практически все биологические жидкости представляют собой водные растворы электролитов. Раствор – это термодинамически устойчивая гомогенная система переменного состава, состоящая из двух и более компонентов, между которыми существует взаимодействие. Различают растворы электролитов и неэлектролитов (по способности проводить электрический ток), ненасыщенные, насыщенные и пересыщенные (по количеству растворенного вещества), истинные, коллоидные и грубодисперсные (по размерам частиц растворенного вещества).

Биологическое значение законов Дальтона, Генри и Сеченова обусловлено тем, что изменение растворимости газов в крови при изменении давления могут вызвать тяжелые заболевания.

К коллигативным свойствам относятся понижение давления насыщенного пара растворителя над раствором, понижение температуры замерзания раствора, повышение температуры кипения раствора, осмотические явления. Все коллигативные свойства зависят от числа частиц в растворе. Для описания коллигативных свойств растворов электролитов вводится изотонический коэффициент, который учитывает увеличение числа частиц в растворе вследствие диссоциации.

Осмос - преимущественно одностороннее проникновение молекул растворителя (диффузию) через полупроницаемую мембрану из раствора с меньшей концентрацией в раствор с большей концентрацией. По отношению к осмотическому давлению внутриклеточной жидкости различают гипо-, изо- и гипертонические растворы. При помещении эритроцита в гипертонический раствор происходит плазмолиз, при помещении эритроцита в гипотонический раствор происходит гемолиз клетки. Для предотвращения этих явлений растворы для инъекций и глазные капли изотонируют.

Большинство реакций в организме протекает при строго контролируемых значениях рН. Система, поддерживающая протолитический гомеостаз, включает в себя не только физиологические, но и физико-химические механизмы: буферное действие, ионный обмен, диффузию. Главными буферными системами организма являются гидрокарбонатная, гемоглобиновая, фосфатная, белковая, аммиачная. Понятия ацидоз и алкалоз характеризуют отклонения значений рН биологических жидкостей от нормы.

Окислительно-восстановительные процессы в организме протекают ступенчато. Каждый из них имеет свой нормальный потенциал и протекает чаще всего с участием ферментов или коферментов.

 

иллюстративный материал:

1.Презентация (слайды)

Литература:

Основная:

1. Равич-Щербо М.И., Новиков В.В. Физическая и коллоидная химия.- М., 2001.- С.21-51,77-100, 132-149.

2. Ленский А.С.Введение в бионеорганическую и биофизическую химию.- М.: ВШ, 1989.-С. 93-165.

3. Веренцова Л.Г., Нечепуренко Е.В. Неорганическая, физическая и коллоидная химия: учебное пособие - Алматы: «Эверо», 2009.- С. 48-85, 165-191.

Дополнительная:

1. Ершов Ю.А. и др. Общая химия. Биофизическая химия. Химия биогенных элементов.- М.: ВШ, 2003.- С. 42-140,491-525.

2. Слесарев В.И. Химия. Основы химии живого. - СПб.: Химиздат, 2001.- С. 124-242, 708-765.

3. Ленский А.С., Белавин И.Ю., Быликин С.Ю. Биофизическая и бионеорганическая химия: учебник для студентов медицинских ВУЗов.- М.:ООО «Медицинское информационное агентство», 2008.- С 208-240.

4. Зеленин К.Н., Алексеев В.В. Химия.- С.-Пб.: ЭЛБИ-СПб, 2003.- С.125-143.

5. Попков В.А., Пузаков С.А. Общая химия: учебник.- М.: ГЭОТАР-Медия, 2009.- С.62-91, 240-295, 575, 611, 797-846.

6. Евстратова К.И. и др. Физическая и коллоидная химия. – М.: ВШ, 1990. - С. 68-84, 120-121.

7. Глинка Н.Л. Общая химия: Учебное пособие для вузов/Под ред. В.А.Рабиновича и др. – М.: Интеграл-Пресс, 2006. – С. 211-230.

 

 

Лекция №3

 

Тема: Элементы-органогены. «Металлы жизни». Углерод – основа органических соединений. Где граница между живой и неживой природой?

 

Цель: Ознакомить с элементами, являющимися органогенами, «металлами жизни», токсикантами. Дать представление о специфичности роли элементов и их соединений в живом организме и применении их в медицинской практике.

 

План лекции:

1. Классификации и распространенность химических элементов в организме человека и в окружающей среде.

2. Роль элементов-органогенов и их соединений. Углерод – органоген №1.

3. «Металлы жизни» и их биологическая роль.

4. Комплексные соединения в живых организмах. Применение комплексных соединений в медико-биологической практике.

тезисы лекции:

На сегодняшний день существуют различные подходы к классификации химических элементов, содержащихся в организме человека. Наиболее распространена классификация, предложенная В.И.Вернадским, согласно которой элементы делятся на макроэлементы (содержание в организме >0,01%), микроэлементы (содержание 10-5 10-3 %), ультрамикроэлементы (содержание <10-5 %).

По функциональной роли биогенные элементы можно разделить на группы: 1) органогены – элементы, участвующие в построении основных органических соединений организма; 2) элементы, создающие электролитный фон организма; 3) элементы, участвующие в регуляторной и транспортной функциях организма.

Химический состав живых организмов находится в тесной взаимосвязи с химическим составом земной коры и океанов. Благодаря естественному отбору основу живых систем составляют только шесть элементов. Для органогенов характерно исключительное разнообразие образуемых ими связей, что определяет многообразие биомелекул в живых организмах.

Органогены образуют в основном водорастворимые соединения, что способствует их концентрированию в живых организмах, содержащих более 60% воды.

По содержанию в организме человека углерод относится к макроэлементам (21,15%). Он входит в состав всех тканей и клеток в форме белков, жиров, витаминов, гормонов и пр. В соединениях углерод образует достаточно прочные ковалентные связи между собой и другими органогенами, но эти связи достаточно лабильны. В результате этого может происходить как увеличение реакционной способности этих связей, так и их стабилизация. Именно эти особенности углеродсодержащих соединений обуславливают его биологическую роль.

На долю «металлов жизни» в организме приходится 2,4%. В организме ионы этих металлов находятся или в свободном состоянии, или являются ионами-комплексообразователями, связанными с биолигандами. Наиболее прочные комплексы образуют d-элементы. Для жизнедеятельности человека особенно важны комплексные соединения Mn, Fe, Co, Cu, Zn, Mo. Биогенные s-элементы Na, K, Ca, Mg могут образовывать непрочные комплексные соединения только с лигандами определенной структуры.

Повышенная прочность комплексных соединений с полидентантными лигандами называется хелатным эффектом. Для макроциклических лигандов этот эффект настолько велик, что они могут образовать устойчивые комплексы даже с ионами щелочных и щелочноземельных металлов (например, хлорофилл).

Токсичность тяжелых металлов во многих случаях объясняется образованием бионеорганических комплексов. Если такой комплекс оказывается более прочным, чем комплекс с биогенным металлом, то нормальная жизнедеятельность организма нарушается.

иллюстративный материал:

1.Презентация (слайды)

Литература:

Основная:

1. Равич-Щербо М.И., Новиков В.В. Физическая и коллоидная химия.- М., 2001.- 255 с..

2. Ленский А.С.Введение в бионеорганическую и биофизическую химию.- М.: ВШ, 1989.-С.219-230.

3. Веренцова Л.Г., Нечепуренко Е.В. Неорганическия, физическая и коллоидная химия: учебное пособие - Алматы: «Эверо», 2009.- С. 86-129.

4. Веренцова Л.Г., Нечепуренко Е.В. Неорганическая, физическая и коллоидная химия: сборник задач и упражнений - Алматы, 2011.- 300 с.

 

Дополнительная:

1. Ершов Ю.А. и др. Общая химия. Биофизическая химия. Химия биогенных элементов.- М.: ВШ, 2003.- С. 141-390.

2. Слесарев В.И. Химия. Основы химии живого. - СПб.: Химиздат, 2001.- С. 284-374.

3. Ленский А.С., Белавин И.Ю., Быликин С.Ю. Биофизическая и бионеорганическая химия: учебник для студентов медицинских ВУЗов.- М.:ООО «медицинское информационное агентство», 2008.- С.119-162.

4. Зеленин К.Н., Алексеев В.В. Химия.- С.-Пб.: ЭЛБИ-СПб, 2003.- С. 268-432.

5. Попков В.А., Пузаков С.А. Общая химия: учебник.- М.: ГЭОТАР-Медия, 2009.- С. 296-572.

7. Глинка Н.Л. Общая химия: Учебное пособие для вузов/Под ред. В.А.Рабиновича и др. – М.: Интеграл-Пресс, 2006. – С. 170-185.

 

 

Лекция №4

 

Тема: Теоретические основы строения органических соединений и факторы, определяющие их реакционную способность.

Цель:

1. Сформировать у студентов знания о многообразии органических соединений и показать зависимость многообразия со свойствами углерода – способностью к изомерии.

2. Научить студентов связывать реакционную способность соединений с их электронным и пространственным строением.

3. Формировать навыки составления названий органических соединений по номенклатуре ИЮПАК.

4. Сформировать у студентов знания об основных типах и механизмах органических реакций.

 

План лекции:

1) Что такое органические соединения? Классификационные признаки органических соединений.

2) Изомерия и номенклатура органических соединений.

3) Индуктивный и мезомерный электронные эффекты.

4) Типы органических реакций и механизмы реакций.

 

тезисы лекции:

Органическая химия – это наука об органических соединениях (ОС) и законах, которым они подчиняются. Главный элемент ОС - углерод. В настоящее время известно около 5 млн. органических соединений. Причина многообразия ОС обусловлена: 1) способностью углеродных атомов к образованию четырех простых, а также кратных связей; 2) склонностью соединяться в прямые и разветвленные цепи, замыкаться в циклы. Большинство их имеет только ковалентные связи между атомами, т.е. химические связи, образованные за счет обобществления электронов связываемых атомов. Существует два типа ковалентной связи: σ- (сигма) и π- (пи) связи. ОС являются носителями жизнедеятельности животных и растительных организмов. ОС классифицируется с учетом строения углеродной цепи (углеродного скелета) и присутствующих в молекуле функциональных групп. По строению углеродного скелета ОС делят на две группы: ациклические - с незамкнутой цепью и циклические - с замкнутой цепью. По присутствию в молекуле функциональных групп – на классы.

Для органических соединений характерно явление изомерии. Изомерыэто различные вещества, имеющие одинаковый состав. Изомеры делят на две группы: структурные и стереоизомеры. Стереоизомеры различаются пространственным расположением атомов в молекуле. Витамин А участвует в процессе зрения. Его 9-цис-изомер почти в 5 раз менее активен. Олл-транс-ретинол (активность 100%). 9-цис-ретинол (активность 22%). Приведенный пример свидетельствует о взаимосвязи биологической активности с пространственным строением.

Для того чтобы дать однозначное название каждому индивидуальному соединению существует система правил - это номенклатура. В настоящее время общепринята систематическая номенклатура ИЮПАК (IUРАС - Международный союз теоретической и прикладной химии). Однако в органической химии сохранились тривиальные названия, особенно распространены они в таких классах природных соединений, как аминокислоты, углеводы, алкалоиды, стероиды. В правилах номенклатуры ИЮПАК представлена в основном заместительная и радикало-функциональная номенклатура.

Реакционная способность соединений в значительной степени зависит от распределения электронной плотности в молекулах. Элементы, входящие в состав органических соединений, имеют неодинаковую электроотрицательность (ЭО), т.е. способность атома притягивать валентные электроны, связывающие его с другими атомами. При соединении атомов с разной электроотрицательностью электронная плотность ковалентной связи смещена в сторону более электроотрицательного атома. Передача электронного влияния заместителя по цепи s–связей называется индуктивным эффектом (I). Мезомерный эффект (эффект сопряжения - М) – смещение электронной плотности под влиянием заместителя, передающийся по сопряженной системе π-связей. Гемм крови имеет в основе гетероциклическую систему порфин, представляющую собой сопряженную систему из 26-π-электронов (11 двойных связей и 2 неподеленных пары электронов пиррольных атомов азота). Энергия сопряжения 840 кДж/моль.

Органические реакции классифицируются несколькими способами. В соответствии с конечными результатами и по характеру изменения связей в субстрате и реагенте. В соответствии с конечным результатом органические реакции делят на следующие основные типы: а) реакции замещения (символ S); б) реакции присоединения (символ А) и обратные им реакции отщепления или элиминирования (символ Е); в) перегруппировки, это внутримолекулярная реакция, в результате которой происходит переход отдельных атомов или групп от одного участка молекулы к другому. По характеру разрыва связей в субстрате все химические реакции могут быть разделены на радикальные, ионные и согласованные. При гомолитическом разрыве ковалентной связи образуются радикалы, при гетеролитическом – образуются электрофилы (символ Е) и нуклеофилы (символ N). Реакции электрофильного замещения (символ SE) характерны для ароматических соединений, а электрофильного присоединения (символ АЕ) для ненасыщенных углеводородов. Для спиртов, галогенопроизводных и карбоновых кислот характерны реакции нуклеофильного замещения (символ SN), для альдегидов и кетонов – нуклеофильного присоединения (символ АN).

Способность вещества вступать в химическую реакцию и реагировать с большей или меньшей скоростью называется его реакционной способностью. Чем больше величина заряда на реакционном центре субстрата, тем быстрее идет реакция, т.е. выше реакционная способность вещества.

Иллюстративный материал: слайды, таблицы, схемы.

Литература:

Основная:

1. Тюкавкина Н.А., Бауков Ю.И. Биоорганическая химия. - М., 2006. – С. 24-47, 85-99.

2. Асанбаева Р.Д. Учебно-методическое пособие по биоорганической химии для самостоятельной работы студентов 1-го курса. - Алматы. 2004.– С. 17-25.

3. Асанбаева Р.Д., Салыкова Ш.Г. Практикум по биоорганической химии. -Алматы. 2003.– 47 с.

4. Асанбаева Р.Д., Илиясова М.И., Салыкова Ш.Г. Методическое пособие по биоорганической химии для самостоятельной работы студентов 1курса лечебного, педиатрического санитарно – гигиенического и стоматологического факультетов. - Алматы. 2003.– 50 с.

Дополнительная:

1. Иванов В.Г. и др. Органическая химия, М., 2005.

2. Райлс А. и др. Основы органической химии, М.,1983.

3. Степаненко Б.Н. Курс органической химии, М., 1981.

4. Артеменко А.Н. Органическая химия. Теоретические основы, углубленный курс. М., 1997.

5. Шабаров Ю.Ф. Органическая химия: учебник для ВУЗов. М., 1996., т 1-2.

 

Лекция №5

 

Тема: Гетерофункциональные соединения, участвующие в процессах жизнедеятельности

 

План лекции:

1. Пиримидиновые и пуриновые основания, строение, таутомерия.

2. Нуклеозиды, нуклеотиды и их производные, значение.

3. Нуклеиновые кислоты. Первичная структура РНК и ДНК, понятие. Биологическоезначениенуклеиновыхкислот.

 

Цель:

1. Формировать знания об особенностях строения и значения различных представителей нуклеозидов, нуклеотидов и их производных.

2. Формироватьзнания принципов структурной организации ДНК и РНК.

 

Тезисы лекции:

Нуклеиновые кислоты играют важную роль в передаче информации, наследственных признаков, и биосинтезе белка.

Это высокомолекулярные органическое соединения, при гидролизе которых образуются пуриновые(аденин и гуанин) или пиримидиновые основания(урацил, тимин, цитозин), пентозы (рибоза или дезоксирибоза), фосфорные кислоты.

Пуриновые или пиримидиновые основания с первым углеродным атомом β-рибофуранозы или β-дезоксирибофуранозы, связанные N -гликозидной связью, образуют нуклеозиды, которые находятся в своей лактамной форме.

Нуклеозиды, соединяясь с фосфорной кислотой сложно–эфирной связью, образуют нуклеотиды или нуклеозидфосфорные кислоты. Их ещё называют мононуклеотиды, т.к. они являются мономерами полинуклеотидных цепей нуклеиновых кислот. Фосфорная кислота в нуклеотидах соединена сложно – эфирной связью с одной из гидроксильной групп пентозы, чаще всего с ОН – группой у пятого углерода.В зависимости содержат ли Д-рибозу или же Д-дезоксирибозу они являются соответственно рибонуклеотиды или дезоксирибонуклеотиды.

Нуклеотиды образуют богатые энергией производные нуклеозиддифосфаты, нуклеозидтрифосфаты - являются источниками энергии в организме, особенно АТФ. При разрыве макроэргической связи освобождается энергии в 3 раза больше, чем при разрыве обычной сложно-эфирной связи. Нуклеотиды и их производные могут являться коферментами или входят в состав коферментов. Так, например, они входят в состав коферментаА и коферментов окислительно-восстановительных ферментов: НАД+ (никотинамидадениндинуклеотид) и НАДФ (никотинамидадениндинуклеотидфосфат).Большую роль играют циклические формы нуклеотидов, в частности циклическая АМФ, которая участвует в механизме действия гормонов.

Нуклеотиды являются мономерами нуклеиновых кислот. Нуклеиновые кислоты являются полинуклеотидами. Различают рибонуклеиновые кислоты (РНК) и дезоксирибонуклеиновые кислоты (ДНК). РНК состоит из одной полинуклеотидной цепи, состоящей из рибонуклеотидов. ДНК состоит из двух полинуклеотидных цепей, состоящих из дезоксирибонуклеотидов. В полинуклеотидной цепи нуклеотиды соединяются между собой 3/, 5/-фосфодиэфирной связью. Это прочная ковалентная связь, которая обеспечивает первичную структуру нуклеиновых кислот. Первичная структура нуклеиновых кислот – это порядок, последовательность расположения нуклеотидов в полинуклеотидной цепи. Для нуклеиновых кислот характерна вторичная, третичная и четвертичная структуры.

 

Иллюстративный материал:слайды, таблицы, схемы.

Литература:

Основная:

1. Тюкавкина Н.А., Бауков Ю.И. Биоорганическая химия. - М., 2006. – С. 179-181, 420-444.

2. Асанбаева Р.Д., ИлиясоваМ.И.Теоретические основы строения и реакционной способности биологически важных органических соединений.- Алматы, 2003.– 90с.

3. Асанбаева Р.Д., Салыкова Ш.Г. Практикум по биоорганической химии. – Алматы, 2003.–47 с.

4. Асанбаева Р.Д., Илиясова М.И., Салыкова Ш.Г. Методическое пособие по биоорганической химии для самостоятельной работы студентов 1 курса лечебного, педиатрического санитарно – гигиенического и стоматологического факультетов. - Алматы, 2003.– 50 с.

Дополнительная:

1. Иванов В.Г. и др. Органическая химия, М., 2005.

2. Райлс А. и др. Основы органической химии, М.,1983.

3. Степаненко Б.Н. Курс органической химии, М., 1981.

4. Артеменко А.Н. Органическая химия. Теоретические основы, углубленный курс. М., 1997.

5. Шабаров Ю.Ф. Органическая химия: учебник для ВУЗов. М., 1996., т 1-2.

Контрольные вопросы:

1. В каких таутомерных формах участвуют пиримидиновые и пуриновые основания в образовании нуклеотидов и почему?

2. Характер связи нуклеинового основания с углеводным остатком. Конфигурация гликозидного центра.

3. Строение нуклеотидов. Макроэргические связи. Значение.

4. Циклические формы нуклеотидов, значение.

5. Как соединяются мононуклеотиды в полинуклеотидной цепи? Характер связи между нуклеотидными остатками в полинуклеотидной цепи.

6. Виды нуклеиновых кислот. Значение. Чем отличается состав ДНК от РНК?

 


 

методические рекомендации

для лабораторно-практических занятий

 

По дисциплине - химия, Him 1111

 

для специальности - 5В130100 - «Общая медицина»

 

Кафедра – биологической химии

 

Составители:

Неорганическая химия: доцент, к.х.н. Нечепуренко Е.В.  
Органическая химия: доцент, к.х.н. Алмабекова А.А.

 

Алматы, 2014 г.


 

Методические рекомендации для дабораторно-практических занятий разработаны в соответствии с Рабочей программой.

Обсуждены и утверждены на заседании кафедры химии от «____»___________201__ г., протокол №__.

 

Заведующий кафедрой, профессор __________________Алиев Н.У.

 


 

 

Практическое занятие №1

 

Тема: Основы термодинамики и кинетики химических реакций. Экспериментальное определение теплоты реакции нейтрализации. Влияние различных факторов на скорость реакции.

Цели:

· сформировать основные понятия химической термодинамики и кинетики;

· научить экспериментально измерять тепловой эффект химической реакции на примере реакции ненйтрализации;

· экспериментально доказать влияние различных факторов на скорость химической реакции;

· научить принципам проведения химического эксперимента и анализа его результата;

· сформировать правовую компетенцию.

задачи обучения:

· студент сможет давать определение основным понятиям химической термодинамики и кинетики;

· студент научится пользоваться справочной литературой для нахождения необходимых для расчетов величин термодинамических параметров;

· студент сможет экспериментально измерить тепловой эффект реакции нейтрализации, рассчитать стандартную энтальпию реакции и сравнить ее со справочным значением;

· студент научится характеризовать влияние концентраций реагирующих веществ и температура на скорость реакции на основе проведенного эксперимента;

Основные вопросы темы:

1. Техника безопасности в химической лаборатории.

2. Основные понятия химической термодинамики.

3. Экспериментальное определение стандартной теплоты реакции.

4. Скорость химической реакции. Закон действующих масс. Правило Вант-Гоффа.

5. Экспериментальное подтверждения влияния различных факторов на скорость реакции и определение порядка реакции.

 

Методы обучения:

Комбинированный:

- беседа – совместное обсуждение политики дисциплины и правил техники безопасности с целью формирования правовой компетенции;

- устный и/или письменный опрос;

- работа в малых группах (при выполнении и обработке результатов лабораторной работы).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.