Лабораторная работа «Приготовление растворов заданной концентрации»
Опыт 1.«Приготовление раствора хлороводородной кислоты заданной концентрации из более концентрированного раствора» Цель работы: Приготовить 250 мл раствора HCl с концентрацией приблизительно 0,1 моль/л (объем и концентрация раствора может быть задана преподавателем для группы или индивидуально). Ход работы: Рассчитать массу HCl (г), необходимую для приготовления заданного раствора, используя формулу для расчета молярной концентрации: Плотность разбавленного раствора можно считать равной 1,00 г/мл (см. таблицу).
По формуле для расчета массовой доли: рассчитать, в какой массе концентрированного раствора будет содержаться необходимое количество HCl (г), затем определить объем этого раствора, используя формулу: . Рассчитанный объем концентрированного раствора отмеряют небольшим мерным цилиндром и переливают в чистую склянку с пробкой. Цилиндром большего объема отмеривают необходимое количество воды, и доливают в склянку, раствор перемешивают. На склянку наклеивают этикетку с названием и концентрацией раствора. Вывод: Оформить расчеты, необходимые для приготовления заданного раствора, и записать концентрацию полученного раствора.
Опыт 2.«Приготовление раствора из навески соли и расчет его концентрации» Цель работы: Приготовить 100 мл приблизительно 0,9%-ного раствора NaCl (объем и концентрация раствора может быть задана преподавателем для группы или индивидуально). Ход работы: Полученную навеску соли аккуратно, без потерь, перенести в мерную колбу необходимого объема. Небольшими порциями вливать воду в колбу, круговыми движениями перемешивать раствор. Необходимо добиться полного растворения соли, пока объем раствора не превышает половины объема колбы. После того, как соль полностью растворится, довести раствор дистиллированной водой до метки (раствор касается метки нижним мениском), затем перемешать. По формуле для расчета массовой доли: Рассчитать массовую долю полученного раствора, по таблице определить его плотность.
Используя эти данные, заполнить таблицу, записав в тетради все проводимые расчеты.
Вывод: Привести концентрации, рассчитанные для приготовленного вами раствора.
Практическое занятие №3 Тема: Протолитические равновесия и процессы. Экспериментальное определение рН раствора колориметрическим методом. Определение буферной емкости растворов
Цели: · сформировать основные понятия, характеризующие протолитические равновесия и процессы; · научить рассчитывать водородный показатель рН различных растворов и определять его экспериментально колориметрическим методом; · сформировать навыки расчета для приготовления буферных растворов с разным значением рН и определения буферной емкости растворов по кислоте и основанию. задачи обучения: · студент сможет объяснить основные понятия, характеризующие протолитические равновесия в растворах; · студент сможет практически определить рН буферного раствора колориметрическим методом; · студент сможет рассчитывать значение рН в буферных растворах известного состава; · студент сможет практически определять и рассчитывать буферную емкость раствора по кислоте и основанию; · студент сможет пользоваться справочной литературой для нахождения необходимых для проведения расчетов величин. Основные вопросы темы: 1. Ионное произведение воды. Водородный показатель рН как характеристика кислотности среды. 2. Буферные системы. Определение, классификация, состав. Расчет рН буферных растворов (уравнение Гендерсона-Гассельбаха). Механизм буферного действия. 3. Буферная емкость растворов по кислоте и по основанию. 4. Буферные системы крови, их биологическая роль в обеспечении нормальной жизнедеятельности организма. Ацидоз. Алкалоз. Буферная емкость. Методы обучения: Комбинированный: - семинар по теме; - работа в малых группах (выполнение лабораторной работы). ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|