Лабораторная работа
«ПОЛУЧЕНИЕ КОЛЛОИДНЫХ РАСТВОРОВ И ИЗУЧЕНИЕ ИХ СВОЙСТВ» Цель: Освоить методику получения и очистки золей, научиться определять заряд коллоидной частицы и порог коагуляции. Опыт 1. Получение золя гидроксида железа (III) реакцией гидролиза FeCl3 + 3 Н20 ® Fe (ОН)3 +3 НС1 Fe(OH)3 + НС1 ® FeOCl +2H20 FeOCl - стабилизатор. FeOCl ® FeO+ + Cl- Ход работы: В пробирку налить до половины дистиллированную воду и нагреть до кипения. В кипящую воду добавить 2-3 капли 2 % раствора хлорида железа (III) и кипятить еще несколько минут до появления красно-бурой окраски. По образованию конуса Тиндаля убедиться в получении коллоидного раствора. Вывод: Приведите формулу мицеллы полученного золя гидроксида железа (III), укажите метод его получения. Опыт 2. Получение золя серебра реакцией восстановления AgN03 + K2C03 ® AgOK + KN03 + C02 6AgOK + C76H52046 + 3H20 ® 6Ag + C76H52O49 + 6 КОН AgOK - стабилизатор. AgOK ® AgO- + К+ Ход работы: Пробирку наполовину заполнить дистиллированной водой, добавить 1 мл 0,01 М раствора нитрата серебра и 3-4 капли 0,1 % раствора танина. Затем по каплям при перемешивании добавить 1 % раствор карбоната калия до получения красновато-коричневой окраски. При меньшем количестве таннина золь серебра окрашен в оранжево-желтый цвет. По образованию конуса Тиндаля убедиться в получении коллоидного раствора. Вывод: Напишите формулу мицеллы золя серебра; укажите метод его получения. Опыт 3. Получение золей берлинской лазури 3K4[Fe(CN)6]4 + 4FeCl3 ® Fe4[Fe(CN)6]3 + 12KCI Ход работы: Взять две пробирки. В первую пробирку налить 5 мл 0.05 % раствора гексацианоферрата (II) калия, добавить при энергичном встряхивании 3 капли 1 % раствора хлорида железа (III). Образуется золь окрашенный в темно-синий цвет. Во вторую пробирку налить 5 мл раствора хлорида железа (III), добавить при энергичном встряхивании 3 капли раствора гексацианоферрата (II) калия. Золь окрашивается в зеленый цвет. По образованию конуса Тиндаля убедиться в получении коллоидных растворов в обеих пробирках. Вывод: Напишите формулы мицеллы для синего и зеленого золей берлинской лазури, укажите стабилизатор и определите метод получения. Опыт 4. Получение золя канифоли Ход работы: В пробирку налить 5 мл дистиллированной воды и добавить 2-3 капли 2 % спиртового раствора канифоли и встряхнуть. По образованию конуса Тиндаля убедиться в получении коллоидного раствора. Вывод: Охарактеризуйте сущность метода. Опыт 5. Пептизация осадка гидроксида железа (III) FeCl3 +3 NH4OH ® Fe (OH)3¯+3 NH4CI . Ход работы: В пробирку налить 5 мл 2% раствора хлорида железа II), добавить небольшими порциями 10 % раствор гидроксида аммония до выпадения осадка. Полученный осадок промыть дистиллированной водой методом декантации до полного удаления избытка электролита. К промытому осадку добавить 15 мл дистиллированной воды, перемешать и получившуюся взвесь разделить поровну по трем пробиркам. В первую пробирку добавить 2 мл насыщенного раствора хлорида железа (III), являющегося пептизатором, во вторую - 2 мл 0,1 М раствора хлороводородной кислоты, которая взаимодействуя с Fe(OH)3 образует стабилизатор FeOCl, а в третью - 2 мл дистиллированной воды (контрольный опыт). Растворы перемешать и оставить на 10 минут. По истечении времени вписать в таблицу наблюдаемые изменения.
Вывод: Напишите формулы мицелл образовавшихся золей; укажите тип пептизации, охарактеризуйте сущность метода пептизации. Опыт 6. «Очистка золя гидрооксида железа (Ш) методом диализа» Цель: Освоить метод диализа. Ход работы: В коллолиевый мешок, служащий полупроницаемой мембраной, налить 3 мл свежеприготовленного золя гидроксида железа (Ш) и погрузить его в стакан с дистиллированной водой. Через 15 минут отобрать пробу воды из стакана и определить в ней наличие хлорид-ионов, добавляя несколько капель раствора азотнокислого серебра. Для контроля сравнить с пробой чистой дистиллированной воды, добавив 1-2 капли раствора АgNО3. Написать уравнение реакции. Вывод: Объяснить сущность метода диализа. Опыт 7. «Определение знака заряда коллоидных частиц окрашенных золей методом капиллярного анализа» Цель:Определить знак заряда окрашенных золей. Сущность метода: Стенки капилляров фильтровальной бумаги в воде, отщепляя ионы водорода, заряжаются отрицательно. Положительно заряженные коллоидные частицы адсорбируются на стенках капилляров, а вода легко проходит через них. В результате на фильтровальной бумаге образуется небольшое окрашенное пятно с широкой бесцветной зоной воды. Отрицательно заряженные коллоидные частицы золей отталкиваются от стенок капилляров и образуют на фильтровальной бумаге большое окрашенное пятно с узкой бесцветной зоной воды. Ход работы: На фильтровальную бумагу на расстоянии 1-2 см с помощью капилляров нанести по одной капле золй гидроокисда железа (Ш), берлинской лазури и 2 % растворов краистелей эозина, метиленовой сини, флуоресцина. По характеру образующихся окрашенных пятен определить знаки их зарядов. Вывод: Укажите знаки зарядов исследованных золей. Опыт 8. «Определение порога коагуляции золя гидроксида железа(III)» Цель:Изучить влияние различных электролитов на коагуляцию золя гидроксида Fe(III), рассчитать по экспериментальным данным их пороги коагуляции. Ход работы:В две пробирки налить по 1 мл золя гидроксида железа(III), полученного реакцией гидролиза. В первую пробирку медленно по каплям и тщательно перемешивая, добавить раствор сульфата калия до помутнения золя во всем объеме. Во вторую пробирку аналогичным образом добавить раствор гексацианоферрата(II) калия до помутнения золя. Результаты эксперимента занести в таблицу. Результаты опыта: Концентрация С(К2SО4) = 0,1 моль/л; Концентрация С(К3[Fe(CN)6]) = 0,1 моль/л; Объем 1 капли = 0,05 мл.
Рассчитать: · пороги коагуляции для электролитов · коагулирующую способность электролитов: Написать формулу мицеллы золя гидроксида железа(III). Вывод:Указать пороги коагуляции электролитов, объяснить различие коагулирующей способности ионов-коагулянтов.
Практическое занятие №5 Тема: Окислительно-восстановительные процессы. Потенциометрическое титрование желудочного сока Цели: · сформировать понятия об устройстве и принципах действия гальванических элементов; · научить рассчитывать электродный потенциал различных электродов и определять ЭДС гальванических элементов; · развивать у студентов мотивацию изучения химии посредством рассмотрения возможности применения электрохимических методов для определения рН и других физико-химических параметров, позволяющих понять сущность патологических изменений в организме · совершенствовать навыки самостоятельной работы с информацией. задачи обучения: · студент сможет объяснить устройство и расчет потенциала электродов первого и второго рода, окислительно-восстановительных электродов; · студент приобретет навык использования потенциометрического титрования для определения рН биологических жидкостей; · студент сможет построить интегральную и дифференциальную кривые титрования для расчета концентрации иона водорода в растворе. · студент приобретет навыки расчета электродных потенциалов по уравнениям Нернста и Нернста-Петерса; · студент приобретет навыки расчета ЭДС электрохимических систем; Основные вопросы темы: 1. Электрод. Электродный потенциал. Окислительно-восстановительные электродные потенциалы. Уравнение Нернста. 2. Классификация электродов: электроды I и II рода, редокс-электроды, ионоселективные электроды. Электроды определения и сравнения. Хлорсеребряный электрод – электрод сравнения в медико-биологических исследованиях. 3. Гальванический элемент. Электродвижущая сила гальванического элемента. 4. Диффузионный и мембранный потенциалы: механизм возникновения, биологическая роль. 5. Потенциометрическое титрование. Применение в медико-биологических исследованиях. Методы обучения: Комбинированный: - семинар; - работа в малых группах (выполнение лабораторной работы). ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|