Здавалка
Главная | Обратная связь

Лабораторная работа



«ПОЛУЧЕНИЕ КОЛЛОИДНЫХ РАСТВОРОВ И ИЗУЧЕНИЕ ИХ СВОЙСТВ»

Цель: Освоить методику получения и очистки золей, научиться определять заряд коллоидной частицы и порог коагуляции.

Опыт 1. Получение золя гидроксида железа (III) реакцией гидролиза

FeCl3 + 3 Н20 ® Fe (ОН)3 +3 НС1

Fe(OH)3 + НС1 ® FeOCl +2H20

FeOCl - стабилизатор.

FeOCl ® FeO+ + Cl-

Ход работы: В пробирку налить до половины дистиллированную воду и нагреть до кипения. В кипящую воду добавить 2-3 капли 2 % раствора хлорида железа (III) и кипятить еще несколько минут до появления красно-бурой окраски. По образованию конуса Тиндаля убедиться в получении коллоидного раствора.

Вывод: Приведите формулу мицеллы полученного золя гидроксида железа (III), укажите метод его получения.

Опыт 2. Получение золя серебра реакцией восстановления

AgN03 + K2C03 ® AgOK + KN03 + C02­

6AgOK + C76H52046 + 3H20 ® 6Ag + C76H52O49 + 6 КОН
таннин флобофен

AgOK - стабилизатор.

AgOK ® AgO- + К+

Ход работы: Пробирку наполовину заполнить дистиллированной водой, добавить 1 мл 0,01 М раствора нитрата серебра и 3-4 капли 0,1 % раствора танина. Затем по каплям при перемешивании добавить 1 % раствор карбоната калия до получения красновато-коричневой окраски. При меньшем количестве таннина золь серебра окрашен в оранжево-желтый цвет. По образованию конуса Тиндаля убедиться в получении коллоидного раствора.

Вывод: Напишите формулу мицеллы золя серебра; укажите метод его получения.

Опыт 3. Получение золей берлинской лазури

3K4[Fe(CN)6]4 + 4FeCl3 ® Fe4[Fe(CN)6]3 + 12KCI

Ход работы: Взять две пробирки. В первую пробирку налить 5 мл 0.05 % раствора гексацианоферрата (II) калия, добавить при энергичном встряхивании 3 капли 1 % раствора хлорида железа (III). Образуется золь окрашенный в темно-синий цвет.

Во вторую пробирку налить 5 мл раствора хлорида железа (III), добавить при энергичном встряхивании 3 капли раствора гексацианоферрата (II) калия. Золь окрашивается в зеленый цвет. По образованию конуса Тиндаля убедиться в получении коллоидных растворов в обеих пробирках.

Вывод: Напишите формулы мицеллы для синего и зеленого золей берлинской лазури, укажите стабилизатор и определите метод получения.

Опыт 4. Получение золя канифоли

Ход работы: В пробирку налить 5 мл дистиллированной воды и добавить 2-3 капли 2 % спиртового раствора канифоли и встряхнуть. По образованию конуса Тиндаля убедиться в получении коллоидного раствора.

Вывод: Охарактеризуйте сущность метода.

Опыт 5. Пептизация осадка гидроксида железа (III)

FeCl3 +3 NH4OH ® Fe (OH)3¯+3 NH4CI .

Ход работы: В пробирку налить 5 мл 2% раствора хлорида железа II), добавить небольшими порциями 10 % раствор гидроксида аммония до выпадения осадка. Полученный осадок промыть дистиллированной водой методом декантации до полного удаления избытка электролита. К промытому осадку добавить 15 мл дистиллированной воды, перемешать и получившуюся взвесь разделить поровну по трем пробиркам.

В первую пробирку добавить 2 мл насыщенного раствора хлорида

железа (III), являющегося пептизатором, во вторую - 2 мл 0,1 М раствора

хлороводородной кислоты, которая взаимодействуя с Fe(OH)3 образует стабилизатор FeOCl, а в третью - 2 мл дистиллированной воды (контрольный опыт).

Растворы перемешать и оставить на 10 минут. По истечении времени вписать в таблицу наблюдаемые изменения.

Взвесь осадка, мл Добавленный электролит Вид пептизации Формула мицеллы
FeCl3    
НС1    
Н2О(контроль)    

Вывод: Напишите формулы мицелл образовавшихся золей; укажите тип пептизации, охарактеризуйте сущность метода пептизации.

Опыт 6. «Очистка золя гидрооксида железа (Ш) методом диализа»

Цель: Освоить метод диализа.

Ход работы: В коллолиевый мешок, служащий полупроницаемой мембраной, налить 3 мл свежеприготовленного золя гидроксида железа (Ш) и погрузить его в стакан с дистиллированной водой. Через 15 минут отобрать пробу воды из стакана и определить в ней наличие хлорид-ионов, добавляя несколько капель раствора азотнокислого серебра. Для контроля сравнить с пробой чистой дистиллированной воды, добавив 1-2 капли раствора АgNО3. Написать уравнение реакции.

Вывод: Объяснить сущность метода диализа.

Опыт 7. «Определение знака заряда коллоидных частиц окрашенных золей методом капиллярного анализа»

Цель:Определить знак заряда окрашенных золей.

Сущность метода: Стенки капилляров фильтровальной бумаги в воде, отщепляя ионы водорода, заряжаются отрицательно.

Положительно заряженные коллоидные частицы адсорбируются на стенках капилляров, а вода легко проходит через них. В результате на фильтровальной бумаге образуется небольшое окрашенное пятно с широкой бесцветной зоной воды.

Отрицательно заряженные коллоидные частицы золей отталкиваются от стенок капилляров и образуют на фильтровальной бумаге большое окрашенное пятно с узкой бесцветной зоной воды.

Ход работы: На фильтровальную бумагу на расстоянии 1-2 см с помощью капилляров нанести по одной капле золй гидроокисда железа (Ш), берлинской лазури и 2 % растворов краистелей эозина, метиленовой сини, флуоресцина. По характеру образующихся окрашенных пятен определить знаки их зарядов.

Вывод: Укажите знаки зарядов исследованных золей.

Опыт 8. «Определение порога коагуляции золя гидроксида железа(III)»

Цель:Изучить влияние различных электролитов на коагуляцию золя гидроксида Fe(III), рассчитать по экспериментальным данным их пороги коагуляции.

Ход работы:В две пробирки налить по 1 мл золя гидроксида железа(III), полученного реакцией гидролиза. В первую пробирку медленно по каплям и тщательно перемешивая, добавить раствор сульфата калия до помутнения золя во всем объеме. Во вторую пробирку аналогичным образом добавить раствор гексацианоферрата(II) калия до помутнения золя. Результаты эксперимента занести в таблицу.

Результаты опыта:

Концентрация С(К24) = 0,1 моль/л;

Концентрация С(К3[Fe(CN)6]) = 0,1 моль/л;

Объем 1 капли = 0,05 мл.

 

Электролит Объем золя, , мл Число капель электролита Объем золя, , мл Порог коагуляции, Сn , ммоль/л Коагулирующая способность электролита, , л/ммоль
К24        
К3[Fe(CN)6]        

Рассчитать:

· пороги коагуляции для электролитов

· коагулирующую способность электролитов:

Написать формулу мицеллы золя гидроксида железа(III).

Вывод:Указать пороги коагуляции электролитов, объяснить различие коагулирующей способности ионов-коагулянтов.

 

 

 

 

Практическое занятие №5

Тема: Окислительно-восстановительные процессы. Потенциометрическое титрование желудочного сока

Цели:

· сформировать понятия об устройстве и принципах действия гальванических элементов;

· научить рассчитывать электродный потенциал различных электродов и определять ЭДС гальванических элементов;

· развивать у студентов мотивацию изучения химии посредством рассмотрения возможности применения электрохимических методов для определения рН и других физико-химических параметров, позволяющих понять сущность патологических изменений в организме

· совершенствовать навыки самостоятельной работы с информацией.

задачи обучения:

· студент сможет объяснить устройство и расчет потенциала электродов первого и второго рода, окислительно-восстановительных электродов;

· студент приобретет навык использования потенциометрического титрования для определения рН биологических жидкостей;

· студент сможет построить интегральную и дифференциальную кривые титрования для расчета концентрации иона водорода в растворе.

· студент приобретет навыки расчета электродных потенциалов по уравнениям Нернста и Нернста-Петерса;

· студент приобретет навыки расчета ЭДС электрохимических систем;

Основные вопросы темы:

1. Электрод. Электродный потенциал. Окислительно-восстановительные электродные потенциалы. Уравнение Нернста.

2. Классификация электродов: электроды I и II рода, редокс-электроды, ионоселективные электроды. Электроды определения и сравнения. Хлорсеребряный электрод – электрод сравнения в медико-биологических исследованиях.

3. Гальванический элемент. Электродвижущая сила гальванического элемента.

4. Диффузионный и мембранный потенциалы: механизм возникновения, биологическая роль.

5. Потенциометрическое титрование. Применение в медико-биологических исследованиях.

Методы обучения:

Комбинированный:

- семинар;

- работа в малых группах (выполнение лабораторной работы).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.