Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема: Реакционная способность гомофункциональных производных углеводородов. Качественные реакции спиртов, фенолов, аминов, альдегидов, кетонов и карбоновых кислот.



Работа № 1. Растворимость спиртов и фенолов в воде.

Химизм реакции:

1. С2Н5ОН + Н2О прозрачный раствор

этиловый спирт

2.

+ Н2О мутный раствор

3-метилбутанол-1 + Н2О

 

3.

+ Н2О прозрачный раствор

глицерин

4.

+ Н2О мутный раствор

фенол

 

НАБЛЮДЕНИЯ:

В пробирках с этиловым спиртом и глицерином образуется прозрачный раствор, а с изоамиловым спиртом и фенолом – наблюдается помутнение вследствие образования эмульсии.

ВЫВОДЫ:

Низкомолекулярные спирты, например этиловый спирт, хорошо растворяются в воде. Увеличение радикала, в случае изоамилового спирта, понижает их растворимость. В молекуле глицерина с увеличением числа гидроксильных групп растворимость возрастает.

Р а б о т а № 1. Растворимость спиртов и фенолов в воде.

Реактивы: спирты: этиловый, изоамиловый, глицерин; фенол.

В разные пробирки внесите 2-3 капли этилового спирта, изоамилового спирта, глицерина, 1-2 кристаллика фенола (осторожно! Руками не брать!). Затем в каждую добавьте по 5-6 капель воды и встряхните. В пробирках с этиловым спиртом и глицерином образуется прозрачный раствор, а с изоамиловым спиртом и фенолом – наблюдается помутнение вследствие образования эмульсии. Гидроксильные производные углеводородов образуют водородные связи с молекулами воды

Химизм реакции:

 

Вследствие этого низкомолекулярные спирты хорошо растворяются в воде. Увеличение радикала понижает их растворимость. С увеличением числа гидроксильных групп в молекуле растворимость возрастает. Сохраните пробирки с этиловым спиртом, глицерином и фенолом для проведения последующих работ.

 

Р а б о т а № 2. Отношение спиртов и фенолов к индикаторам.

Реактивы:лакмусовая бумажка синяя.

В пробирки с растворами этилового спирта, глицерина и фенола (работа 4). Опустите синюю лакмусовую бумажку. Цвет её не изменяется. Спирты можно считать нейтральными соединениями. Фенолы обладают кислым характером и в воде диссоциируют.

Химизм реакции:

 

Однако фенол очень слабая кислота, слабее угольной и поэтому не может изменить окраски лакмусовой бумажки.

 

Р а б о т а № 3. Взаимодействие глицерина с гидроксидом меди (II) в щелочной среде.

Реактивы:глицерин, 10% раствор гидроксида натрия, 2% раствор сульфата меди (12).

В пробирку внесите 2-3 капли раствора гидроксида натрия, 1 каплю сульфата меди, образуется голубой осадок гидроксида меди.

Химизм реакции:

 

Добавьте 1 каплю глицерина и встряхните. Осадок растворяется и появляется тёмно-синее окрашивание вследствие образования внутрикомплексного соединения глицерата меди.

Химизм реакции:

 

Соединение такого типа называют хелатными (от греч. хеле - клешня). Щелочной раствор глицерата меди применяется для открытия глюкозы в моче.

 

Р а б о т а № 4. Получение фенолята натрия и разложение его соляной кислотой.

Реактивы:10% раствор гидроксида натрия, 7% раствор соляной кислоты (10).

К мутной эмульсии фенола в воде (работа 4) добавьте по каплям раствор щёлочи до образования прозрачного раствора фенолята натрия.

Химизм реакции:

В отличие от спиртов фенолы, обладая слабокислым характером могут образовывать феноляты не только при действии металлического натрия, но и водных растворов щелочей. К раствору добавьте несколько капель соляной кислоты до помутнения, вследствие выделения свободного фенола.

Химизм реакции:

 

Р а б о т а № 5. Окисление этилового спирта хромовой смесью.

Реактивы:этиловый спирт, хромовая смесь (18).

В сухую пробирку внесите 3 капли хромовой смеси и 1 каплю спирта. Слегка подогрейте. Оранжевый раствор становится зелёным и ощущается характерный запах уксусного альдегида.

Химизм реакции:

Р а б о т а № 6. Реакции фенола с хлоридом железа (III).

Реактивы:1% раствор фенола, 1% раствор хлорида железа (III).

В пробирку внесите 2-3 капли раствора фенола и добавьте 1 каплю раствора хлорида железа (III). Появляется фиолетовое окрашивание. Фенолы дают с хлоридом железа различные окрашенные комплексы и поэтому эта реакция служит качественной реакцией для их открытия.

Р а б о т а № 7. Осаждение белка фенолом.

Реактивы:насыщенный водный раствор фенола (14), белок, водный раствор (3).

В пробирку внесите2-3 капли раствора фенола и добавьте 1 каплю раствора белка. Смесь мутнеет вследствие свёртывания белка фенолом. На этом основано применение фенола для дезинфекции.

 

Р а б о т а № 8. Получение диэтилового эфира.

Реактивы:этиловый спирт, серная кислота концентрированная.

В сухую пробирку внесите 2 капли этилового спирта и концентрированной серной кислоты. Осторожно нагрейте до незначительного побурения раствора. К горячей смеси добавьте ещё 2 капли этилового спирта. Образуется диэтиловый эфир с характерным запахом.

Химизм реакции:

Диэтиловый эфир применяется в медицине для наркоза. Однако для этой цели можно применять только особо чистый эфир так называемый эфир для наркоза.

Р а б о т а № 9. Окисление формальдегида гидроксидом меди (II).

Реактивы:10% раствор формальдегида, 2% раствор сульфата меди (12), 10% раствор гидроксида натрия.

В пробирку внесите 3-4 капли раствора гидроксида натрия и 1 каплю раствора сульфата меди. К выпавшему осадку гидроксида меди добавьте 2-3 капли раствора формальдегида. Пробирку слегка подогрейте. Появляется осадок вначале жёлтый гидроксид меди (I), переходящий в красный оксид меди (I).

Химизм реакции:

 

Эта реакция является важной качественной реакцией на альдегидную группу.

 

Р а б о т а № 10. Осаждение белка формалином.

Реактивы:водный раствор белка (3), формалин (40% водный раствор формальдегида).

В пробирку внесите 3-4 капли раствора белка, затем 1-2 капли формалина и перемешайте. Происходи свёртывание белка под действием формалина. На этом свойстве основывают использование формалина для дезинфекции и консервирования (сохранения) анатомических препаратов.

 

Р а б о т а № 11. Цветная реакция на ацетон с нитропруссидом натрия.

Реактивы:6% раствор нитропруссида натрия, 10% раствор гидроксида натрия, ацетон-водный раствор (1), 10% раствор уксусной кислоты (13).

В пробирку внесите 2-3 капли раствора нитропруссида натрия Na2/Fe(CN)5NO/, 1 каплю раствора ацетона и 1 каплю раствора гидроксида натрия. Появляется красное переходящее в оранжевое окрашивание. Добавьте 1-2 капли раствора уксусной кислоты. Появляется стойкое вишнёво-красное окрашивание.

Эта реакция применяется в клинической практике для открытия ацетона в моче (при сахарном диабете).

Р а б о т а № 12. Диссоциация щавелевой и уксусной кислот.

Реактивы:10% раствор уксусной кислоты (13), щавелевая кислота, лакмусовая бумажка.

В одну пробирку внесите 2-3 капли уксусной кислоты, в другую несколько кристаллов щавелевой кислоты. Добавьте в каждую пробирку по 5 капель воды и встряхните. Реакцию растворов испытайте на лакмус и запишите схему диссоциации кислот.

 

Р а б о т а № 13. Окисление муравьинной кислоты перманганатом калия.

Реактивы:перманганат калия, 10% раствор серной кислоты (3), баритовая вода (2), формиат натрия.

В пробирку внесите несколько крупинок формиата натрия, прибавьте 3 капли серной кислоты и 2 капли раствора перманганата калия. Плотно закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой, нижний конец которой поместите в пробирку с 4-5 каплями баритовой воды, пробирку нагрейте. Какие изменения наблюдаются в обеих пробирках? Запишите схему окисления муравьиной кислоты перманганатом калия.

 

Р а б о т а № 14. Устойчивость уксусной кислоты к окислителям.

Реактивы:10% раствор уксусной кислоты (13), 0,5% раствор перманганата калия, 10% раствор серной кислоты (9).

В пробирку внесите 2-3 капли уксусной кислоты и добавьте по 2-3 капли воды, перманганата калия и серной кислоты, содержимое пробирки перемешайте. Что наблюдается? Сделайте вывод об отношении муравьиной и уксусной кислот к окислителям.

Химизм реакции:

При поджигании газ горит голубоватым пламенем. С помощью этой реакции можно отличить муравьиную кислоту от уксусной, которая не даёт такой реакции.

 

Р а б о т а № 15. ОТКРЫТИЕ ЩАВЕЛЕВОЙ КИСЛОТЫ В ВИДЕ КАЛЬЦИЕВОЙ СОЛИ.

Реактивы:1% раствор щавелевой кислоты, 5% раствор хлорида кальция (16).

В пробирку поместите 2-3 капли раствора щавелевой кислоты и добавьте 1 каплю раствора хлорида кальция. Выпадает белый осадок оксалата кальция.

Химизм реакции:

 

Кристаллы оксалата кальция иногда обнаруживаются при клиническом исследовании мочи.

 

Р А Б О Т А № 16. ПОЛУЧЕНИЕ УКСУСНО-ЭТИЛОВОГО ЭФИРА (ЭТИЛАЦЕТАТА)

Реактивы:безводный ацетат натрия, этиловый спирт, концентрированная серная кислота.

В сухую пробирку поместите немного (высота слоя около 2мм) порошка ацетата натрия и 3 капли этилового спирта. Добавьте 2 капли концентрированной серной кислоты и нагрейте. Через несколько секунд появляется характерный освежающий запах уксусно-этилового эфира.

Химизм реакции:

Реакция этерификации в присутствии сильной минеральной кислоты (Н24) служащей катализатором, идёт по механизму нуклеофильного замещения (SN).

Контроль:

Методы оценки компетенций на данном занятии включают:

Оценку компетенции «Знание»: проводится по ответам на вопросы при устном опросе, при работе в малых группах (интерпретировать результаты лабораторных работ), письменном опросе (билеты или тесты), проверке домашних заданий (упражнения, тесты).

 

Контроль:

Упражнения

1) Адреналин – гормон мозгового слоя надпочечников, норадреналин и дофамин являются предшественниками адреналина:

Дайте классификационную характеристику функциональным группам в этих соединениях и определите их кислотно-основной характер. По какой реакции можно получить адреналин из норадреналина. Напишите схему этой реакции.

2) Докажите кислотный характер пропанола-2, бензилового спирта, фенола, гидрохинона, этантиола. Какие из этих соединений проявляют свою кислотность при взаимодействии с гидроксидом натрия? Напишите реакции.

3) Напишите реакции окисления следующих соединений: 1) пропанола-2; 2) бензилового спирта; 3) гидрохинона; 4) метанола; 5) метантиола. Какая из этих реакций лежит в основе действия кофермента Q?

4) Как влияет природа радикала на основность следующих аминов: метиламин, метилэтиламин, анилина. Напишите реакцию образования солей этих соединений с хлороводородом.

5) Какие вещества используют для реакции альдольной конденсации, чтобы получить 3-гидрокси-2,2,4-триметилпентаналь?

6) Осуществите следующие превращения:

C2H5OH,Н+ KMnO4,H2O H2O,H+ NH3

акролеин А Б В Г

Назовите продукты.

7) Напишите реакции, идущие по следующей схеме:

Уксусная кислота + НSКоА® А + Н2О

Малоновая кислота + НSКоА® В + Н2О

А + В В Г

Практическое занятие №7

 

Тема:Особенности физико-химических свойств растворов биополимеров. Общие свойства белков. Экспериментальное изучение кинетики набухания высокомолекулярных веществ. Качественные реакции на пептиды и белки.

 

Цель:

1. Научиться объяснять физико-химические свойства растворов ВМС в зависимости от строения макромолекулы.

2. Формировать практические навыки изучения кинетики набухания полимера и определения изоэлектрической точки белка.

3. Формировать навыки демонстрации качественных реакций на α-аминокислоты, пептиды, белки и навыки обоснования полученных результатов.

 

задачи обучения:

Обучающийся будет способен:

1) Перечислять различные типы ВМС и объяснять основные свойства белков и растворов биополимеров.

2) Описывать основные процессы, сопровождающиеся нарушением устойчивости растворов белков.

3) Давать определение и пояснять физико-химическую сущность и биологическую роль процессов денатурации, высаливания, коацервации, синерезиса, тиксотропии.

4) Демонстрировать экспериментальное определение степени набухания полимера и строить кинетические кривые набухания.

5) Определять экспериментально изоэлектрическую точку белка по величине степени его набухания и делать выводы по результаты эксперимента.

Основные вопросы темы:

1) Биополимеры живого организма. Роль белков в организме человека. Строение белковых молекул.

2) Ограниченное и неограниченное набухание. Степень набухания и факторы, влияющие на нее.

3) Факторы, нарушающие устойчивость растворов биополимеров: денатурация, тиксотропия, синерезис, высаливание, коацервация. Медико-биологическое значение студней, процессов тиксотропии и синерезиса.

4) Денатурация белков. Процессы, сопровождающие денатурацию; физические и химические факторы, вызывающие денатурацию; значение процесса денатурации для физиологии и медицинской практики.

5) Онкотическое давление крови и его биологическое значение. Особенности расчета осмотического давления растворов биополимеров. Уравнение Галлера.

6) Вязкость растворов ВМС. Уравнение Марка-Куна-Хаувинка. Вязкость крови и других биологических жидкостей. Понятие о биореологии.

7) Белки – полиамфолиты. Изоэлектрическая точка белка и методы ее определения. При каких значениях рН белок ведет себя как сопряженное основание и сопряженная кислота? Электрофорез, как метод разделения белков и пептидов. Как можно определить заряд белковой молекулы?

8) Качественные реакции белков: ксантопротеиновая, нингидринная, биуретовая.

Методы и средства обучения:

Метод - комбинированный:

1)комбинированный опрос (устный опрос, работа в малых группах, письменный опрос).

2)проверка домашнего задания.

Средства обучения: учебные таблицы, рисунки по теме, тестовые задания, билеты.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.