Хронометраж занятия
Работа в малых группах: Студенты делятся на три группы, каждой группе дается задание по лабораторной работе, предложенные преподавателем. Перед выполнением задания со студентами на устном опросе разбирается тема занятия. Задания обсуждаются в малых группах, а затем ответ озвучивается одним из студентов. Группа, выполнившая все задания по лабораторной работе, считается лучшей. Во время обсуждения преподавать контролирует и корректирует работу студентов. Литература: Основная: 1. Тюкавкина Н.А., Бауков Ю.И. Биоорганическая химия. - М., 2006. – С. 369-420. 2. Асанбаева Р.Д. Учебно-методическое пособие по биоорганической химии для самостоятельной работы студентов 1-го курса. - Алматы. 2004.– С. 100-125. 3. Асанбаева Р.Д., Салыкова Ш.Г. Практикум по биоорганической химии. -Алматы. 2003.– С. 27-33. 4. Асанбаева Р.Д., Илиясова М.И., Салыкова Ш.Г. Методическое пособие по биоорганической химии для самостоятельной работы студентов 1 курса лечебного, педиатрического санитарно – гигиенического и стоматологического факультетов. - Алматы. 2003.– 50 с. Дополнительная: 1. Иванов В.Г. и др. Органическая химия, М., 2005. 2. Райлс А. и др. Основы органической химии, М.,1983. 3. Степаненко Б.Н. Курс органической химии, М., 1981. 4. Артеменко А.Н. Органическая химия. Теоретические основы, углубленный курс. М., 1997. 5. Шабаров Ю.Ф. Органическая химия: учебник для ВУЗов. М., 1996., т 1-2. Лабораторные работы: Студенты оформляют протоколы (химизм реакций и основные выводы). Преподаватель контролирует работу студентов для того, чтобы научить их практическим навыкам.
Р А Б О Т А № 1. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГЛЮКОЗЫ С ГИДРОКСИДОМ МЕДИ (II) В ЩЕЛОЧНОМ РАСТВОРЕ (НА ХОЛОДЕ) Реактивы:1% раствор глюкозы, 10% раствор гидроксида натрия, 2% раствор сульфата меди. В пробирку поместите 1 каплю глюкозы и 2-3 капли гидроксида натрия, перемешайте. Затем добавьте 1 каплю сульфата меди. Образующийся вначале осадок гидроксида меди Cu (OH)2 немедленно растворяется. И получается прозрачный раствор сахарата меди с синей окраской. Растворение гидроксида меди (II) указывает на наличие гидроксильных групп в глюкозе. Полученный раствор сохраните для следующего опыта. Сравните приведённую реакцию с реакцией образования глицерата меди (см. раб.3), а также с реакцией образования комплексной соли виннокаменной кислоты. Напишите схему реакции.
Р А Б О Т А № 2. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ГИДРОКСИДА МЕДИ (II) ГЛЮКОЗОЙ В ЩЕЛОЧНОМ РАСТВОРЕ (ПРИ НАГРЕВАНИИ – РЕАКЦИЯ ТРОММЕРА) Полученный в предыдущем опыте щелочной синий раствор сахарата меди нагрейте. Что вы наблюдаете? Окисление глюкозы в щелочной среде сопровождается расщеплением молекулы с образованием сложной смеси веществ, среди которых обнаружены: глицериновая, гликолевая, муравьиная кислоты.
Р А Б О Т А № 3. РЕАКЦИЯ ФЕЛИНГА. Реактивы:1% раствор глюкозы, реактив Фелинга. В пробирку поместите 1 каплю глюкозы, добавьте 2-3 капли реактива Фелинга и нагрейте. Что вы наблюдаете? Реактив Фелинга представляет собой раствор комплексного соединения гидроксида меди (II) с сегнетовой солью. Вместо сегнетовой соли для перевода гидроксида меди (II) в раствор используют и глицерин (реактив Гайнеса). Преимущество реактива Фелинга и Гайнеса состоит в том, что определение сахара происходит быстрее, чем при реакции Троммера. Кроме того, при небольшом количестве глюкозы избыток гидроксида меди (II), находящейся в виде комплексного соединения не разрушается при кипячении с образованием чёрного осадка оксида меди (II). Реактивы Фелинга и Гайнеса применяют для клинического определения глюкозы в моче.
Р А Б О Т А № 4. ДЕЙСТВИЕ СОЛЯНОЙ КИСЛОТЫ НА ФРУКТОЗУ – РЕАКЦИЯ СЕЛИВАНОВА Реактивы:1% раствор фруктозы, реактив Селиванова. В пробирку внесите 2-3 капли фруктозы и добавьте 1-2 капли реактива Селиванова. Содержимое пробирки нагрейте на кипящей водяной бане. Постепенно жидкость приобретает вишнёво-красное окрашивание. Кетогексозы при нагревании соляной или серной кислотой теряют три молекулы воды с образованием гидроксиметилфурфурола, который с резорцином образует продукты конденсации (вишнёво-красного цвета).
Р А Б О Т А № 5. ИЗУЧЕНИЕ ВОССТАНАВЛИВАЮЩИХ СВОЙСТВ ДИСАХАРИДОВ. Реактивы:1% растворсахарозы, 1% раствор мальтозы, 1% раствор лактозы, реактив Фелинга. В первую пробирку внесите 1 каплю раствора сахарозы, во вторую пробирку 1 каплю мальтозы, в третью пробирку 1 каплю лактозы. Затем со всеми тремя растворами проделайте реакцию Фелинга (см. раб. 3) и отметьте какие дисахариды восстанавливают гидроксид меди (II). Результаты внесите в таблицу (см. Раб. 6). Напишите химизм реакции Фелинга для мальтозы
Р А Б О Т А № 6. РЕАКЦИЯ СЕЛИВАНОВА С ДИСАХАРИДАМИ. Реактивы:1% растворсахарозы, 1% раствор мальтозы, 1% раствор лактозы, реактив Селиванова. В первую пробирку поместите 2-3 капли сахарозы, во вторую – мальтозы, в третью – лактозы, и проделайте с этими растворами реакцию Селиванова (Раб.4). Сравните полученные результаты и сделайте вывод, в каких дисахаридах содержится фруктоза. Результаты проведенных с дисахаридами реакций (Раб.5,6) занесите в таблицу и сделайте заключение о свойствах дисахаридов. Положительный результат реакции обозначают знаком (+), а отрицательный – знаком (-).
Р А Б О Т А № 7. КИСЛОТНЫЙ ГИДРОЛИЗ САХАРОЗЫ. Реактивы:1% раствор сахарозы, 10% раствор серной кислоты, 10% раствор гидроксида натрия, реактив Фелинга. В пробирку поместите 1-2 капли сахарозы, прибавьте 1 каплю серной кислоты и 5-6 капель воды. Смесь прокипятите 1 минуту. После этого содержимое нейтрализуйте щёлочью и проделайте реакцию Фелинга (Раб.3). Напишите реакцию гидролиза сахарозы.
Р А Б О Т А № 8. ОТКРЫТИЕ ГИДРОКСИЛЬНЫХ ГРУПП В ДИСАХАРИДАХ. Реактивы:1% растворсахарозы, 1% раствор мальтозы, 1% раствор лактозы, 10% раствор гидроксида натрия, 2% раствор сульфата меди. В первую пробирку поместите по 1 капле раствора лактозы, во вторую – мальтозы и в третью – сахарозы, затем по 2-3 капли гидроксида натрия, перемешайте и прилейте по 1 капле 2% сульфата меди – появляется синее окрашивание в результате образования алкоголятов лактозы, мальтозы и сахарозы. Напишите реакцию образования сахарата меди для одного из дисахаридов.
Р А Б О Т А № 9. ЦВЕТНАЯ РЕАКЦИЯ С ИОДОМ НА КРАХМАЛ. Реактивы:1% раствор крахмала, реактив Люголя. В пробирку поместите 1-2 капли реактива Люголя и разбавьте водой до получения светло-жёлтого раствора (раствор сохраните для проведения последующих опытов). В другую пробирку поместите 2-3 капли раствора крахмала и добавьте 1 каплю разбавленного реактива Люголя. Раствор окрашивается в синий цвет вследствие образования комплексных соединений. Пробирку нагрейте на водяной бане – раствор обесцвечивается, но при охлаждении окраска восстанавливается. Иодкрахмальную реакцию применяют для открытия, как крахмала, так и иода.
Р А Б О Т А № 10. КИСЛОТНЫЙ ГИДРОЛИЗ (ДЕКСТРИНИЗАЦИЯ) КРАХМАЛА. Реактивы:1% раствор крахмала, 10% раствор серной кислоты (9), реактив Фелинга (8), лакмусовая бумажка, 10% раствор гидроксида натрия. В пробирку налейте около 3 мл раствора крахмала, добавьте 1мл серной кислоты и поставьте в кипящую водяную баню. Через 2-3 минуты после начала нагревания 1 каплю раствора поместите в пробирку, содержащую 2-3 капли разбавленного реактивы Люголя (Раб.45) . Продолжая нагревать пробирку с крахмалом через каждые 1-2 минуты отберите из неё по 1 капле раствора в отдельные пробирки, содержащие по 2-3 капли разбавленного реактива Люголя. В последовательно отобранных пробах наблюдается постепенное изменение окраски при реакции с иодом. После того как окраска реактива Люголя перестанет изменять свой цвет, жидкость охладите, нейтрализуйте щелочью по лакмусу и проделайте реакцию Фелинга (Раб.38). При гидролизе крахмал распадается на ряд промежуточных продуктов – декстринов. Схематично это можно представить следующим образом:
Контроль: Методы оценки компетенций на данном занятии включают: Оценку компетенции «Знание»: проводится по ответам на вопросы при устном опросе, при работе в малых группах (решение ситуационных задач), письменном опросе (билеты или тесты), проверке домашних заданий (упражнения, тесты). Оценку компетенции «Навыки»: проводится по умению интерпретировать результаты лабораторных работ, упражнений и заполнения протоколов практического занятия. Контроль: Упражнения 1. Напишите схему образования из оксо форм a-галактопиранозы и b-фруктофуранозы. 2. Напишите формулы Хеуорса для a,b-аномерных форм Д-маннозы. 3. Напишите реакции окисления глюкозы до глюкуроновой и глюкаровой кислот. 4. Напишите схему окисления галактозы до галактуроновой кислоты с последующим декарбоксилированием. Галактуроновую кислоту напишите в виде открытой и циклической форм. 5. Напишите реакцию гидрирования маннозы. 6. Напишите альдольную конденсацию N-ацетил-Д-маннозамина и пировиноградной кислоты, в результате которой образуется ацетилнейраминовая (сиаловая) кислота. 7. Напишите реакцию a-глюкопиранозы с метиловым спиртом в присутствии НСI. 8. Напишите реакцию образования 1,6-дифосфата-b,Д-фруктофуранозы. 9. Напишите реакции галактозамина с уксусным ангидридом с образованием его N- и О-ацильных производных.
Практическое занятие №9
Тема:Биологически важные гетероциклические соединения. Исследование растворимости мочевой кислоты и ее солей. Реакции осаждения алкалоидов.
Цель: 1. Формировать знания о строении, таутомерии, свойствах и биологической роли гетероциклических соединений. 2. Формировать навыки демонстрации реакций на гетероциклические соединения и навыки обоснования полученных результатов.
Задачи обучения: Обучающийся будет способен: 1. Объяснять особенности электронного строения, таутомерии, химической активности и биологической роли пяти-, шестичленных гетероциклов с одним и двумя гетероатомами и их производных. 2. Разобрать особенности строения и значения конденсированных гетероциклов и их производных. 3. В процессе выполнения демонстрационного опыта закрепить знания о строении и свойствах отдельных гетероциклов и алкалоидов.
Основные вопросы темы: 1) Гетероциклы. Классификация. Пяти-, шестичленные гетероциклы: пиррол, фуран, тиофен, имидидозол, пиразол, пиридин, пиримидин. Критерии ароматичности. 2) Кислотно-основный характер пиррола, пиридина. 3) Реакция восстановления пиррола и пиридина. 4) Реакции электрофильного замещения пиррола, пиридина. 5) Пиримидиновые основания: урацил, тимин, цитозин. Строение. Лактим-лактамная таутомерия. 6) Алкалоиды. Никотин. Кофеин. Химическая природа и значение 7) Никотиновая кислота и её амид (витамин В3) как структурная единица коферментов НАД+ и НАДФ. Значение. Понятие о переносе гидрид-иона и действии системы НАД+ - НАДН. 8) Конденсированные гетероциклы: пурин. Строение. 9) Гидроксипроизводные пурина: а) гипоксантин и ксантин, лактим-лактамные таутомерные формы; б) мочевая кислота. Строение. Кислая и средняя соли мочевой кислоты. Таутомерия. 10) Аминопроизводные пурина: аденин, гуанин. Лактим-лактамная таутомерия. Превращение их в мочевую кислоту.
Методы и средства обучения: Метод - комбинированный: 1)комбинированный опрос (устный опрос, работа в малых группах, письменный опрос). 2)проверка домашнего задания. Средства обучения: учебные таблицы, рисунки по теме, тестовые задания, билеты. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|