Тема: Клеточные и генетические механизмы онтогенетического развития
6.2. Цель:Сформировать у студентов знания и понимание основополагающих клеточных и генетических механизмов и процессов, обеспечивающих онтогенетическое развитие человека, научить студентов применять теоретические знания в практической деятельности.
6.3. Задачи обучения: - раскрыть сущность и клиническую периодизацию онтогенеза человека - разъяснить роль и значение гаметогенеза и оплодотворения для нормального онтогенетического развития - раскрыть сущность и значение полярности яйцеклетки, ооплазматической сегрегации, позиционной информации, детерминации, дифференциации, эмбриональной индукции для нормального онтогенетического развития - раскрыть сущность и значение клеточных процессов: размножения (пролиферации), миграции, избирательной сортировки и апоптоза для нормального онтогенетического развития - разъяснить последовательность и стадии внутриутробного развития человеческого организма с клинической точки зрения, значение нарушений онтогенеза в возникновении врожденных пороков развития -раскрыть сущность и значение генетического контроля онтогенетического развития -раскрыть сущность и значение генов, обеспечивающих ранние этапы онтогенетического развития -раскрыть сущность и значение генов с материнском эффектом -раскрыть сущность и значение генов сегментации - раскрыть сущность и значение гомеозисных генов и гомеобоксов - раскрыть роль и значение мутаций в гомеозисных генах (гомеобоксах) в возникновении врожденных пороков развития - научить студентов применять теоретические знания в практической врачебной деятельности.
6.4. Основные вопросы темы: 6.4.1. Онтогенез: определение, периодизация. 6.4.2. Ранние этапы онтогенеза: гаметогенез, оплодотворение, полярность яйцеклетки, ооплазматическая сегрегация, позиционная информация, детерминация, дифференциация, эмбриональная индукция. 6.4.3. Клеточные механизмы онтогенеза: пролиферация, миграция, сортировка, апоптоз. 6.4.4. Генетический контроль онтогенетического развития. 6.4.5. Гены «домашнего хозяйства», гены с материнским эффектом, гены сегментации, гомеозисные гены (гомеобоксы), гены «роскоши». 6.4.6. Роль мутаций гомеозисных генов в развитии врожденных пороков развития. 6.4.7. Роль нарушений клеточных и генетических механизмов онтогенеза в возникновении врожденных пороков развития человека.
6.5. Методы обучения: устный опрос, направленный на выяснение понимания студентами сущности, цели и задач занятия; умение кратко, ясно, логически излагать и изображать усвоенный материал в виде схем, графиков, рисунков; тестирование с последующим разбором ошибок, работа в группе: объяснение и демонстрация решения задач, заполнение схем.
6.6. Литература: Основная: 6.6.1. Жимулев И.Ф. Общая и молекулярная генетика. Новосибирск: Сиб.унив. изд-во, 2007. С.369 - 389. 6.6.2. Медицинская биология и генетика. Учебное пособие для студентов под ред. проф. Куандыкова Е.У. Алматы, 2004. С. 208-227. 6.6.3. Куандыков Е.У. Основы общей и медицинской генетики (курс лекций). Алматы: Эверо, 2009. С. 54-71. 6.6.4. Генетика. Под ред. Иванова В. И. М.: Академкнига, 2006. С. 291-314. 6.6.5. Қуандықов Е.Ө., Нұралиева Ұ.Ә. Негізгі молекулалық-генетикалық терминдердің орысша-қазақша сөздігі. Алматы: Эверо, 2012. 112 б.
Дополнительная: 6.6.6. Биология. Под ред. Ярыгина В.Н. В 2-х томах. М.: Высшая школа, 2001. Т.1. С. 276-415. 6.6.7. Наследственные болезни: национальное руководство/под.ред.акад. РАМН Н.П. Бочкова.-М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012.С.81-125. 6.6.8. Нуртазин С.Т., Всеволодов Э.Б. Биология индивидуального развития. Алматы, 2005. 260 с. 6.6.9. Медицинская генетика: учеб. пособие/ Роберт Л.Ньюссбаум, Родерик Р. Мак-Иннес, Хантингтон Ф. Виллард: пер. с англ. А. Ш. Латыпова; под ред. акад. РАМН Н. П. Бочкова. М., ГЭОТАР-Медиа, 2010. С. 254-259, 355-379.
6.7. Контроль: 6.7.1. Оценка когнитивной компетенции (знания): 6.7.1.1. Устный опрос по вопросам темы. 6.7.1.2. Тестовый контроль – 2 варианта по 10 вопросов.
6.7.2. Оценка компетенции практические навыки: 6.7.2.1. Изобразить и объяснить клиническую периодизацию онтогенеза человека. 6.7.2.2. Изобразить и объяснить сущность и значение ранних этапов онтогенеза: полярность яйцеклетки, ооплазматическая сегрегация, позиционная информация, детерминация, дифференциация. 6.7.2.3. Изобразить и объяснить сущность клеточных механизмов онтогенеза. 6.7.2.4. Решение ситуационных задач: 1. Ребенок родился со спинным мозгом, расщепленным по средней линии. Какие клеточные механизмы онтогенеза нарушились? 2. Какие клеточные механизмы нарушаются при таком пороке развития как "волчья пасть"? 3. Какие клеточные механизмы нарушаются при таком пороке развития как синдактилия? 4. Нарушение каких элементарных клеточных процессов лежит в основе таких пороков как недоразвитие и ненормальное расположение органов?
6.7.2.5. Решение ситуационной задачи: - Аминокислотный состав гемоглобина – основного белка эритроцитов меняется в эмбриогенезе вскоре после рождения. Объяснить этот процесс с точки зрения гипотезы дифференциальной активности генов в онтогенезе. 6.7.2.6. Заполнить таблицу: Дифференциальная экспрессия генов при синтезе различных типов гемоглобина человека
6.7.2.7. Зарисовать схему: Роль генов – регуляторов развития
6.7.3. Оценка навыков самосовершенствования: - Подготовка СРС по теме «Современные данные о тератогенных факторах».
6.7.4. Контрольные вопросы 6.7.4.1.Что такое полярность яйцеклетки? 6.7.4.2. Где наблюдается позиционная информация и к чему она приводит? 6.7.4.3. В чем особенность деления клеток путем дробления 6.7.4.4. Приведите примеры пороков, связанных с нарушением клеточных и генетических механизмов онтогенеза.
Ключевые слова на трех языках:
Разработчик: Доц.Альмухамбетова С.К ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|