Здавалка
Главная | Обратная связь

Цели и задачи освоения учебной дисциплины



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Челябинский государственный педагогический университет»

КАФЕДРА ЛИТЕРАТУРЫ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЕ

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

«___»___________ 2014 г.

Протокол №____

Зав. кафедрой __________________

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Раздел: «Зарубежная литература НАЧАЛА XX века

(ВЫСОКИЙ МОДЕРНИЗМ)»

 

Направление подготовки 050100 Педагогическое образование

Профиль Русский язык и литература

Квалификация (степень) бакалавр

 

 

Челябинск

  ФГБОУ ВПО Челябинский государственный педагогический университет
  Филологический факультет Кафедра литературы и методики преподавания литературы

 

История зарубежной литературы (раздел: «Зарубежная литература начала XX века (высокий модернизм)»)

 

 

Комплекс включает программу курса, тематику и планы лекционных и семинарских занятий, систему самостоятельной работы, а также весь необходимый набор рекомендаций по освоению материала. Он адресован студентам-бакалаврам II курса дневного отделения.

 

 

Автор-составитель: Н.Э. Сейбель, доктор филол. наук, профессор.

 

Рецензенты: Т.Ф. Семьян, доктор филол. наук, профессор (ЮУрГУ)

Е.С. Седова, ст. преподаватель (ЧГПУ)

 


СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка
2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины  
3. Образовательные технологии
4. Материально-техническое обеспечение дисциплины
  1. Содержание курса
6. Рабочая программа
6.1.Тематическое планирование дисциплины
6.2.Содержание модульной рабочей программы
6.3 Регламент самостоятельной работы
7. Оценочные средства для итоговой аттестации
7.1.Оценочные средства контроля формируемых компетенций
7.2 Вопросы к зачету
7.3 Критерии оценивания знаний
7.4 Требования к зачету
8. Методические материалы
8.1.Список текстов для выразительного чтения наизусть
8.2. Сводная таблица основных дат и событий (минимум)
8.3 Требования к конспектам
8.4 Семестровая контрольная работа
8.5 Терминологический минимум

 


  1. Пояснительная записка

Включенная в учебный план IV курса филологического факультета дисциплина «История зарубежной литературы (Зарубежная литература начала XX века (высокий модернизм))» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин (Б.3 в.3). Раздел «Зарубежная литература начала XX века» продолжает курс истории зарубежной литературы и призван показать процесс прогрессирующей индивидуализации личности, проблематичность и сомнительность категорий и норм культуры, основанной на позитивистских идеях. Зарождение нового художественного языка произошло еще в недрах XIX века, поэтому, констатируя отказ модернистской литературы от традиций, важно показать объективную связь с наиболее значительными достижениями предыдущей культуры. В основу курса положен не традиционный национально-географический, а проблемно-тематический и жанровый принцип, что тем более оправдано, что, начиная с 80-90-х годов XIX века, литература развивается как интеркультуральное явление. Освоение курса дает широту кругозора, интеллектуальную гибкость, даёт возможность проследить истоки европейской художественной традиции.

Цели и задачи освоения учебной дисциплины

Цель дисциплины:сформировать у студентов знание общих закономерностей литературного процесса; видение взаимосвязей русской и мировой литературы; представление о специфике литературы каждой конкретной эпохи; понимание художественного значения литературного произведения в социокультурном контексте. Важно показать сущность нового времени как особого историко-культурного феномена, становление новой картины мира, возникновение нового мироощущения человека в это время. Важно познакомить студентов с основными направлениями развития литературы XVII века: классицизмом, барокко и ренессансным реализмом, показать специфику каждого из них, рассмотреть творчество их виднейших представителей, связь исторического и культурного развития.

Характеристика профессиональной деятельности: бакалавр готовится к педагогической и культурно-просветительской профессиональной деятельности в области образования, культуры и социальной сферы. В ходе изучения дисциплины решаются задачи:

В области педагогической деятельности: организации обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области; осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.

В области культурно-просветительской деятельности: организация культурного пространства; популяризация профессиональной области знаний в обществе.

Для достижения этой цели необходимо:

1. Познакомить студентов с основными историко - и теоретико-литературными понятиями и проблемами современной науки;

2. Способствовать формированию у студентов навыков самостоятельной работы, умения анализировать художественный текст, видеть историко-литературные закономерности;

3. Выработать умения использовать систему научных понятий и научных приемов при анализе конкретного литературного материала;

4. Подготовить базу для научно-исследовательской работы студентов.

Главную часть курса составляет дифференциация понятий декаданса, модернизма, авангарда, знакомство с литературным процессом начала ХХ века, с особенностями новых жанровых структур, зародившихся в это время (интеллектуальным романом, романом-мифом, новой модификацией исторического романа), с основами авангардистской картины мира. Особое внимание уделяется взаимосвязи философии, литературы, музыки и живописи как основе универсализма в искусстве и науке.

Структура курса направлена на решение этих задач. По учебному плану предусмотрены лекционные, практические и индивидуальные занятия. В течение семестра студенты, выполняют текущие проверочные работы, пишут семестровую творческую работу, анализируют стихи из обязательного списка текстов, рекомендованных к чтению наизусть. Некоторые темы вынесены на самостоятельное изучение.

Лекционный курс ставит своей целью не только сообщить новый материал и разные точки зрения на тот или иной вопрос, но и выработать у студентов навыки самостоятельного осмысления литературоведческих проблем, понимания истории литературы и ее закономерностей, проиллюстрировать на конкретных примерах законы ее развития; раскрыть сущность научного описания истории литературы.

В практической части курса ставятся задачи по закреплению и усвоению теоретических положений на материале конкретных текстов, выработке навыков самостоятельного анализа художественного произведения.

В ходе практических занятий проводятся письменные контрольные работы, выполняемые как в аудитории, так и вне нее.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.